Практическое применение игровых технологий в средней школе | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Практическое применение игровых технологий в средней школе

«Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» В.А. Сухомлинский

За окном XXI век, время, когда происходит стремительное развитие всех сфер и отраслей, которые окружают человека, время непрекращающихся изменений и преобразований. Новшества не обошли стороной и сферу образования. Это касается не только постоянных изменений со стороны государства, ведущего непрерывно политику реформирования образовательного института, это касается в первую очередь детей, которые приходят в школу, как и пять или десять лет назад.

Это совсем другие ребята, они развиваются не как мы, и, например, подход к поиску информации у них совсем другой, поскольку с интернетом они знакомы чуть ли не с пеленок. Но есть точка, объединяющая детей разных поколений, занятие, к которому они обращаются всегда и повсюду и это – игра. В своей статье мы рассмотрим актуальность игровых технологий в образовательном процессе. Также мы постараемся осветить вопрос целесообразности использования игровых технологий на занятиях в средней школе. Эта тема затронута неслучайно. Как уже сказано, нынешние дети «другие» по сравнению с детьми предыдущих поколений. Можно предположить, что в этом присутствует некая вина взрослого, т.е. родителей. Уже с младшей школы родители требуют от детей сложных решений и огромной ответственности.

В школе можно наблюдать примерно такую же ситуацию, стоит только ребенку перешагнуть порог первого класса, как сразу ему выставляют определенные условия, несоблюдение которых приведет к не самым хорошим последствиям. В этом круговороте серьезности все забывают об одном – это дети. Однозначно, что игра должна присутствовать в жизни ребенка, не стоит забывать об этом. Если задуматься, то нашумевшие истории с так называемой игрой «Синий кит» не являются ли последствием того, что взрослые слишком много требуют, не давая детям играть? Именно на этот недостаток и обратили внимание те люди, которые придумали данную игру. Ведь по факту это игра, которая завлекает ребенка, но итог является трагическим.

Этот вопрос достаточно сложный и требует большого внимания не только родителей и школьных педагогов, но и отдельных научных исследований. Детские игры окупаются золотом самой высокой пробы, ибо воспитывают, развивают в ребенке целостно милосердие и память, честность и внимание, трудолюбие и воображение, интеллект и фантазию, справедливость и наблюдательность, язык и динамичность – словом, все, что составляет богатство человеческой личности [2].

В основном, игровые технологии применяются на ступени подготовки к школе и непосредственно в начальных классах. По своему определению, игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением [3]. Большинство игр характеризует четыре основные черты: свободная развивающая деятельность, которая предпринимается по воле ребенка ради удовольствия от процесса деятельности.

Далее – творческий, и в значительной мере импровизационный, достаточно активный характер данной деятельности. Немаловажна эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция. Обязательно наличие прямых или косвенных правил, которые, в свою очередь отражают смысл игры, логическую и временную последовательность ее развития. В структуру игры как деятельности уместно входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов.

Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора. В структуру игры как процесса входят: 1) роли, взятые на себя играющими; игровые действия непосредственно как средство реализации этих ролей; 2) игровое употребление предметов, то есть подмена реальных вещей игровыми, условными; 3) реальные отношения между играющими; 4) сюжет – область действительности, условно воспроизводимая в игре [1]. Как уже отмечено, в основном все игры «заканчиваются» в начальной школе, но возможны и исключения. Достаточно интересны методики преподавания английского языка с помощью игровых технологий. Но как быть с другими уроками, ведь детство и потребность в игре не может резко закончиться с переходом из четвертого класса в пятый или шестой.

На наш взгляд, даже на уроках истории есть возможность с помощью игровых технологий интересно и продуктивно преподнести детям материал [4, с. 183]. Ошибочно представление многих ребят, что история является скучным предметом. На наш взгляд, все действительно зависит от того, какую форму подачи материала выберет учитель. Возможностей поистине масса. Важно осознать, что с помощью игры ребенок не только с легкостью воспримет и надолго запомнит пройденный материал, но и, возможно, удовлетворит свою потребность в играх. В 8 классе на уроке Истории России по теме «Отечественная Война 1812 года» нами был апробирован аналог игры «Мафия» применительно к исторической тематике. Игра вполне подходит для ребят данного возраста, правила достаточно просты.

Суть заключается в том, что стандартные роли в игре заменяются на роли солдат и офицеров Русской и Французской армий. Игра наполнена фактологическим материалом, касающимся мест сражений, численности и оснащенности войск. Как уже было указано, игра строится по принципу «Мафии». Изначально всем ребятам будут разданы роли, которые написаны на листках бумаги и неизвестны другим игрокам, в соответсвии с этими ролями ребята выполняют определенные действия.

Условно можно разделить на две команды: французов и русских. В конце игры должна победить одна команда. В игре один ведущий, который информирует ребят о правилах, историческиъ фактах, занимается общим контролем игры. План урока: – обозначение темы и цели урока; – объяснение правил игры; – непосредственно проведение игры; – рефлексивный блок. При подготовке к занятию определены ожидаемые результаты.

Предположено, что такая форма проведения урока будет полезна не только для эмоциональной раскрепощенности учащихся при освоении материала, но и для лучшего его освоения. На практике оказалось, что организовать ребят было не так просто, шел последний урок, учащиеся к концу учебного дня устали, также правила игры оказались не так просты для понимания ребят.

Но после того как ребята разобрались в игре, дело пошло успешно. После окончания игры, было задано несколько ключевых вопросов, на которые ребята ответили правильно. Ожидаемые результаты почти полностью совпали с реальными. Мы пришли к выводу, что применение игры на уроке способствует не только некой разрядке учеников, но и продуктивно влияет на учебный процесс. Включение игровой технологии показало, что ребятам такая форма интересна, материал воспринимается достаточно легко. В процессе игры ребята вступают в конструктивный диалог, учатся рассуждать, высказывают и отстаивают свои точки зрения. Мы считаем, что игровые технологии необходимы не только в начальной, но и в средней школе.

Литература

1. Николенко Л.А. На пути к личности [Электронный ресурс]. Рига: Эксперимент, 2002. URL: http://fusionpiter.ru/articles/games (дата обращения: 24.03.2017).

2. Психологический взгляд. Игровые технологии [Электронный ресурс]. URL: http://psyvision.ru/help/pedagogika/43-pedtech20/489-ped-tech12 (дата обращения: 24.03.2017).

3. Хейзинга Й. Homo ludens. Человек играющий. М.: Азбука-классика, 2007. 384 с.

4. Штумпф С.П. Способности к эффективному взаимодействию в творческой группе (команде) // Союз Искусства и науки: материалы Международной научной конференции (14-16 апреля 2016 г.) / КГИИ; ред. Н.А. Еловская, И.В. Ефимова, М.М. Лучкина, М.В. Холодова. Красноярск: КГИИ, 2016. С. 182–185.

Е.Е. Савицкая


Комментировать


× 2 = четырнадать

Яндекс.Метрика