Представление о роли женщины в семейной жизни у представителей современной молодежи

Будьте счастливы, дорогие женщины!

Семья выступает главным воспитательным институтом, который формирует и развивает взрослеющую личность. Современные исследователи по психологии, социологии, педагогики, экономики и ряд других наук исследуют семью многосторонне. Ученые пытаются проанализировать динамику эмоциональных отношений в браке, причину одиночества в семье, проблему разводов, нарушения в поведении у детей и т.д. Многие исследователи пришли к выводу, что социально-психологические проблемы, возникающие в семье, возникают из-за несовпадения ролевых ожиданий у мужа и жены.

При развитии общества, изменилось отношение к женщине, она стала более эмансипированной, и в связи с этим женщине приходится в семье исполнять различные роли, брать на себя ответственность за многие проблемы. Благодаря своей многоролевой деятельности современная женщина решает возможные семейные проблемы и старается предотвратить развод. А. Шутценбергер отмечал в своих исследованиях, что в каждой семьи есть «Образ идеальной семьи», за котором следуют члены семейной системы.

Этот Образ формирует убеждения, установки, ценности. То есть формируются некие семейные мифы, которые создают основу семейным отношениям [4]. Важность благополучных внутрисемейных отношений проявляется в том, что каждый член семьи должен осознавать семейные предубеждения, предпосылки их возникновения. Такое сознание приходит при знании семейной истории, при близких отношениях с родственниками, при анализе повторяющихся ситуаций, которые приносят неблагоприятные моменты.



style="display:inline-block;width:240px;height:400px"
data-ad-client="ca-pub-4472270966127159"
data-ad-slot="1061076221">

А. Я. Варга рассматривая семейные мифы отмечала, что зная особенность развития внутрисемейных отношений в родовой семьи, у каждого члена семьи есть возможность выстроить свои собственные отношения свободные от предубеждений образа семьи [1]. Каждый член семьи вносит свое видение в семейную систему, из-за этого могут возникать конфликты, и многие члены семьи не понимают, почему у них все это происходит. Современные исследователи пытаются проанализировать новый взгляд на роль женщины в семье, и понять в каких стрессовых ситуациях находится на сегодняшний день женщины. В исследованиях С. В. Ковалева описывается Образ женщины в семье, где современная женщина помимо выполнения обязанностей по дому, уходом за детьми, их воспитанием, выполняет ряд других социальных ролей, которые стали нормой в повседневной жизни [2].

Современная женщина, также наравне с мужчиной, материально обеспечивает семью, руководит бизнесом, ездит в командировки, занимается ремонтом по дому, водит автомобиль и т.д. и никто в семье не считает, что выполняемые роли женщиной порой бывают непосильны. Современные родители, уже с детства воспитывая дочь, пытаются внушить ей, что самое главное в ее жизни, это реализация себя не в роли домохозяйки, верной жены и хорошей матери, а в достижении социального статуса в обществе. Поэтому, девочку воспитывают в таких социальных представлениях, где она понимает, что прежде чем выйти замуж, она должна быть материально независима, иметь определенный социальный статус и свою жизненную позицию [2]. Такое воспитание заставляет современную девушку активно работать, добиваться своих целей, реализовывать свой профессиональный потенциал и не зацикливаться на создании семьи. В итоге многие девушки, подойдя к 30 летнему возрасту, становятся одинокими. У них жесткий взгляд на жизнь, который не может допустить в их окружение мужчину, ниже по социальному статусу, не такого обеспеченного и активного.

В. Н. Меньшутин описывая проблемы молодой семьи, выделил такой факт, что положение женщины в современном обществе не стабильно. Выйдя замуж, девушка не застрахована от развода и от потери материального обеспечения. С каждым годом наблюдается тенденция, что люди становятся категоричными, не желают терпеть неудобства в браке и не идут на компромисс [3]. В итоге современное общество ставит задачу перед женщиной – достичь успеха на работе, реализовать карьерный рост, получить материальную независимость и затем реализовать себя в статусе жены и матери.

Таким образом, в семейных ценностях происходит переоценка, которая приводит к переосмыслению значения семьи и супружеских отношений в жизни женщины. С помощью Метода ассоциаций, контент-анализа ассоциаций, методики семантический дифференциал (Ч. Осгуда) было проведено исследование с 20 девушками и 20 юношами на установление представления об Образе женщины в семье. Устанавливая отношение к роли женщины в семье 50 % юношей ответили, что роль женщины в семье – это быть женой и матерью. Остальные респонденты выбрали другие варианты ответов (любящая жена, хозяйка в доме и т.д.). Девушки видят роль женщины в семье с позиции жены, любимой женщины, которая должна быть свободной, живущей для себя и своей семьи. Образ женщины в семье наделяется юношами такими характеристиками, как сильная, мягкая, активная, теплая, праздничная.

Девушки наделяют образ женщины в семье следующими характеристиками: сильная, активная, простая, праздничная, легкая. То есть юноши и девушки наделяют образ женщины «мускулинными» чертами личности – сильная и активная. С помощью корреляционного анализа Спирмена, были установлены взаимосвязи между наделяемыми характеристиками Образа женщины в семье. Так, у юношей преобладают следующие взаимосвязи: Чем чаще проявляется такая характеристика, как «активная», тем реже выбирают качество «мягкая» (rs = 0,738, при p ≤ 0 ,01). Чем чаще проявляется такая характеристика, как «спутница в жизни», чем реже применяется характеристика «простая» (rs = 0, 823, при p ≤ 0,01).

Таким образом, молодые люди не видят в современной женщине домохозяйки, которой нужен семейный очаг, которая будет без притязаний выполнять свои семейные роли. Скорее всего, «сильная» олицетворяет активность, самостоятельность, независимость. Чем чаще проявляется такая характеристика, как «хозяйка в доме», чем реже применяется качество «слабая» (rs = 0, 430, при p ≤ 0,05). Из этого следует, что свободная, активная, несущая эмоциональный подъем личность олицетворяется с эмансипированной личностью, в которой принадлежность к семье, к домашнему уюту не прослеживается. Чем чаще проявляется такая характеристика, как «любящая женщина», тем чаще используется характеристика «легкая» (rs = 0, 471, при p ≤ 0,05). То есть юноши искренность соотносят с верностью, домашностью, со стабильностью и т.д. Вековые ценности остаются в ценностных ориентациях современной молодежи, и подсознательно молодые люди стремятся к продолжению вековых традиций, к сохранности образа семьи, образа женщины, которая сохраняет семью, заботится о детях и о муже. Чем чаще проявляется такая характеристика, как «любящая женщина», тем реже применяется характеристика «сильная» (rs = 0, 823, при p ≤ 0,01). То есть, любящая женщина должна быть «слабой, спокойной». Таким образом, молодые люди сочетают Образ женщины в семье с традиционными ценностями и современными образами, которые наделяют современную женщину универсальными ролями.

Взаимосвязь показателей у девушек проявилась в следующем образе: Чем чаще проявляется такая характеристика, как «активная», «сильная», тем чаще применяется характеристика «хозяйка в доме» (rs = 0,738, при p ≤ 0,01), (rs = 0, 430, при p ≤ 0,05). То есть, девушки считают, что женщина в семье может иметь собственное мнение, и поэтому, она должна быть независимой, активной и главной в семье. Чем чаще проявляется характеристика «слабая», тем чаще используется характеристика «жена и мать» (rs = 0, 823, при p ≤ 0,01).

Таким образом, девушки наделяют Образ женщины в семье качествами, которые позволяют мужчинам взять на себя ответственность за членов своей семьи. Чем чаще проявляется характеристика «теплая», тем чаще проявляется характеристика «жена и мать» (rs = 0, 430, при p ≤ 0,05). То есть, у девушек проявилась традиционная ценность, которая наделяет роль женщины стабильностью в отношениях, в надежности, в поддержки домашнего очага и т.д.

Таким образом, у девушек сочетаются представления об Образе женщины в семье. Они наделяют Образ женщины с точки зрения традиционных ценностей и с точки зрения эмансипированности современной женщины. Можно отметить, что вектор представлений об Образе роли женщины в семье одинаков, как у юношей, так и у девушек. Преобладает только отличие в характеристиках этого Образа. На наш взгляд, это отличие может быть связано с гендерными представлениями.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Варга, А. Я. Семейные мифы в практике системной семейной психотерапии / А. Я. Варга // Журнал практической психологии и психоанализа. – 2001.  № 1. – С. 3338.

2. Ковалев, С. В. Психология современной семьи / С. В. Ковалев.  М. : Просвещение, 2008.  326 с. 3. Меньшутин, В. Н. Помощь молодой семье: заметки психолога / В. Н. Меньшутин.  М. : Мысль, 2007.  203 с. 4. Шутценбергер, А. Синдром предков. Трансгенерационные связи, семейные тайны, синдром годовщины, передача травм и практическое использование геносоциограммы / А. Шутценбергер. – М. : Академия, 2001. – 225 с.

О. В. Карина


Комментировать


× 5 = сорок

Яндекс.Метрика

Знания, мысли, новости - radnews.ru