Преподавание православной культуры в школах России: исторический опыт и современные проблемы | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Преподавание православной культуры в школах России: исторический опыт и современные проблемы

На сегодняшний день значительная часть населения России – верующие православные христиане – в целях реализации своих образовательных потребностей создают воскресные церковно-приходские школы, православные гимназии, центральное место в содержании образования которых занимает предмет «Основы православной веры» или «Закон Божий».

К настоящему времени разработаны программы этих курсов для разного типа школ, подготовлен ряд учебников, дополнительный методический материал. Однако работа только начата, и дискуссии по поводу как построения содержания, так и специфики методики их преподавания продолжают вестись. Главными проблемами обсуждения являются проблемы, связанные с поддержанием интереса учащихся к изучению православной культуры, оптимизацией обучения, реализацией духовно-нравственного воспитывающего потенциала соответствующих учебных предметов.

В этой связи актуальным является изучение опыта методики преподавания вероучительных дисциплин в дореволюционной России, поскольку современные учителя с данным опытом, как правило, малознакомы, соответственно, не используют его в практике своей работы. Более того, до сих пор преобладало и продолжает доминировать стойкое убеждение, что основной учебный предмет российской дореволюционной школы – «Закон Божий» – был одним из наиболее нелюбимых и неэффективных в плане образовательного воздействия, преподавание его было сухим и безжизненным, оторванным от нужд и потребностей развивающейся личности ребенка. Отчасти с данным мнением можно согласиться. Однако знакомство и последующий анализ трудов дореволюционных законоучителей убеждает, что педагогическая мысль и практика не стояли на месте, законоучителя искали пути оптимизации процесса преподавания православной культуры в школе и предлагали довольно разумные пути решения выше обозначенных проблем. Изучение исторического опыта преподавания вероучительных дисциплин в России до революции 1917 года, его осмысление и обобщение необходимо для того, чтобы извлечь из него все самое необходимое и полезное, избежать ошибок в будущем.

Итак, остановимся кратко на основных направлениях изучения исторического опыта преподавания православной культуры в школах России. С принятием христианства (988 г.) явилась насущная потребность в иных законах жизни, от самого Бога, «но этот закон, – писал С.И. Миропольский, – для своего познания, вкоренения и распространения требует от Руси учения и образования» [1, с. 17]. Поэтому создание первых русских школ имело своей целью изучение православной культуры и вероучения. Преподавались в древнерусской школе, по мнению С.И. Миропольского, три предмета: «чтение религиозное, письмо – священное, пение – церковное» [1, с. 54]. Главное внимание древнерусской педагогической культуры было обращено не на систему научных знаний, а на духовно-нравственное воспитание человека, усвоение им житейских правил. Такой порядок обучения в церковной школе сохранялся в течение столетий.

Однако к середине XIX века в связи с мощным развитием педагогики, психологии, а, вслед за ними, и дидактики, остро встает вопрос о совершенствовании и оптимизации методики преподавания православной культуры в школах России. Заметим, что первое упоминание «Закона Божия» как учебного предмета встречается в «Уставе учебных заведений, подведомых университетам» от 1804 года, а затем в «Уставе гимназий и училищ уездных и приходских 1828 года», и, в зависимости от ступени обучения (приходские школы, уездные училища, гимназии, университеты), с некоторыми отличиями предполагает изучение Катехизиса, Священной истории и изъяснения Евангелий. Лишь во второй половине XIX века «Закон Божий» был утвержден как обязательный предмет начальных и средних учебных заведений с прописанной программой и учебным планом.

Он включал в себя разделы: Священная история, Катехизис, изучение молитв и учение о богослужении. Целью преподавания курса «Закон Божий» ко второй половине XIX  века утверждается усвоение основ православной веры и христианской нравственности, развитие в учащихся религиозного чувства, молитвенного настроения, стремления жить под кровом Церкви и осознанного понимания значения участия в жизни Церкви и основных ее аспектов, в частности православного богослужения, что свидетельствует о религиозно-просветительской и религиозно-нравственной направленности данного курса. Во второй половине XIX века были установлены и сложились в методике три основных способа построения программ курса «Закон Божий»: поступательный, заключающийся в последовательном изучении разделов курса Закона Божия; совместный, заключающийся в одновременном (параллельном) изучении всех отделов Закона Божия сообразно их взаимной связи по содержанию; концентрический, заключающийся в представлении учебного материала по концентрам (отделам) в каждый год обучения, с последующим более подробным и постепенным углублением и расширением изучаемого. Понятие «принцип обучения» во второй половине XIX – начале XX  вв. еще не вошло в категориально-понятийный аппарат педагогики, однако анализ работ законоучителей показал, что на имплицитном уровне им оперировали и предлагали осуществлять процесс преподавания православной культуры как с опорой на уже известные достижения и рекомендации педагогики – доступность материала, наглядность, прочность усвоения, – так и разрабатывая специфичные для преподавания православной культуры установки.

Среди последних: принцип христоцентричности, заключающийся в принятии высшим нравственным воспитательным идеалом Иисуса Христа, организации помощи ребенку с целью уподобления Ему через духовную и нравственную работу над собой; принцип связи теории с практикой заключающийся в практическом применении изученных религиозных истин в нравственной жизни и участии учащихся в деятельности Церкви; принцип высоконравственного личного примера педагога, заключающийся в высоком моральном и нравственном облике законоучителя, основой которого является религиозность как искренняя вера человека. Анализ работ дореволюционных законоучителей показывает, что они пользовались довольно разнообразным спектром методов обучения. Так, распространенным методом был акроаматический (повествовательный) метод, предполагающий сообщение учителем учебного материала в последовательном рассказе.

Однако часто встречается упоминание и эротематического (вопросно-ответного) метода, который, в свою очередь предполагал различные варианты построения беседы, а именно: катехизическая – сообщение учителем новых знаний учащимся в вопросно-ответной форме, когда вопросы заготавливал сам учитель и сам же на них отвечал; эвристическая – получение знаний в вопросно-ответной форме, когда учащиеся сами, по предварительно заготовленному плану учителя и его наводящим вопросам, должны были открывать для себя новые знания, переходя от известных им положений к другим, не данным им непосредственно учителем; диалогическая – организация живой беседы между учащимися и учителем, в ходе которой вопросы задает учитель, а также ученики, но уже не по запланированному сценарию учителя, а исходя из особенностей своего восприятия и понимания материала.

Известный дореволюционный законоучитель прот. Е.  Сосунцов и другие законоучителя предлагали в обязательном порядке на каждом уроке использовать метод приложения вероучительных истин к нравственной жизни учащихся, предполагающий построение урока таким образом, чтобы в конце него учащиеся могли самостоятельно или при помощи законоучителя сделать нравственный вывод. Весь учебный материал курса «Закон Божий», по мнению прот. Е. Сосунцова, является прекрасным материалом для нравственных выводов, поскольку «догматические истины находятся в самой тесной связи с истинами нравственными» [3, с. 8]. Ф. Нозер отмечал: «чтобы преподавание христианского учения было действительно практично, т.е. плодотворно для жизни» законоучитель должен применять его «к явлениям и потребностям жизни» и делать для детей «понятным, что выведенные нравоучения относятся к собственному их поведению и требуют неуклонного исполнения» [2, с. 92]. Самым «благодатным» материалом для извлечения нравственных выводов, по мнению многих законоучителей, является изучение Священной истории, ведь «каждое священно-историческое событие, каждое библейское лицо дает материал для назидания, и это назидание никогда не должно быть опускаемо» [3, с. 8].

Так, священномученик Фаддей (Успенский) при объяснении темы «Таинство Святого Причащения» предлагал связать ее с притчей о блудном сыне и понятием «о жизни вечной»: «Дети делают вывод из притчи, что говорится в ней о смерти не тела, а души от грехов; самую же жизнь вечную учитель сравнивает с вечным пребыванием с Богом и блаженством от этого пребывания (как хорошо было блудному сыну жить с отцом в его доме). Напоминается также уподобление этого общения со Христом тесной связи ветвей со стволом, приводятся снова слова Иисуса Христа о виноградной лозе и ветвях (Ин. 15)» [4, с. 120]. Также в качестве наиболее распространенных методов обучения предлагалось проводить вступительные беседы с учащимися (как метод актуализации знаний детей), предполагающие диагностическое выявление имеющихся первоначальных знаний о православном вероучении и их корректировку при неправильном понимании детьми основных понятий.

Заслуживает интереса применение метода основательного доказательства, предполагающего основательность, плодотворность и понятность (доступность) в ходе объяснения, источниками которых являются доказательства из Божественного Откровения (книг Священного Писания) и доказательства из области естественного познания («доказательства от разума»). Так, Ф. Нозер дал следующие методические рекомендации для осуществления данного метода: доказывать нужно только то, что нуждается в доказательстве; для главных истин христианской веры детям следует сообщать самые подходящие факты и самые важные тексты Священного Писания, которым предшествует тщательное их объяснение; следует уделять внимание не на количество приведенных для доказательства оснований, а на их «доказательную силу» и «удобопонятность», чтобы произвести на слушателей большее влияние [2, с. 84]. Важное значение придавалось использованию наглядности в ходе изучения курса «Закон Божий», а именно: священно-географических карт с расположением древних городов, характеризующих местность святой земли и ее всемирно-историческое значение; священно-исторических картин – изображений, иллюстрирующих события Священной библейской истории; священных изображений (икон) и настенных росписей в храмах, которые знакомили учащихся с образами святых угодников Божиих и событиями Священной истории; богослужебных предметов (или их изображений), которые изучались учащимися в рамках отдела «Учение о Богослужении; священных и богослужебных книг, молитвословов и проч.

В связи с современным развитием психологии и дидактики, использования информационно-коммуникационных технологий в ходе обучения, подходить к возможности использования исторического опыта преподавания православной культуры в школе необходимо избирательно, в некоторых случаях «переформатируя» старые методы и средства обучения, например, рассматривая изображения храмов не на картинах, а в презентации, выполненной самими учащимися в ходе подготовки различного рода проектов. В то же время системно-деятельностный подход, заложенный в основу современных стандартов обучения, допускает возможность использования на уроках изучения православной культуры эвристических бесед и диалога, нравственного вывода по окончании изучения материала и т.п., которые будут способствовать организации изучения православной культуры через переживание как выработки умения оценивать сущее, что, на наш взгляд, является основополагающим в обучении соответствующему предмету. В построении методических основ преподавания православной культуры важной составляющей необходимо, на наш взгляд, считать

воспитательную цель, игнорирование которой приводит к обеднению содержания уроков: в этом случае учитель может, например, грамотно изложить какие-либо догматы, связанные с православным вероучением, или пересказать жития святых, но, не сделав из содержания подобного материала никаких нравственных выводов, он более или менее успешно реализует лишь процесс передачи знаний. Таким образом, в случае, когда учитель осознанно или неосознанно (в силу сложившейся привычки лишь к передаче знаний в процессе преподавания) отказывается от «воспитательно-развивающе-деятельностных» целей уроков по православной культуре, выпадает и их интуитивно ожидаемый результат, который есть не что иное, как изменение, совершенствование, прежде всего, духовного и нравственного опыта ребенка.

Поэтому на данных уроках необходимо не просто сообщить детям знания, но и научить их на рассматриваемых примерах делам милосердия, помощи, защиты, научить сострадать и сорадоваться, пробудить такие чувства, как долг, совесть, свобода, ответственность, гражданственность, патриотизм, стыд, вера, надежда, любовь. Очень важно развить в детях умение в каждом житейском опыте (и, прежде всего, в своем собственном) вычленять проявления духовного мира, то есть научить их различать добро и зло, развить добрые привычки и навыки, а также умение бороться с пагубными проявлениями в характере. Безусловно, на уроках изучения православной культуры необходима информационная составляющая, но в данном случае она нужна в том числе и затем, чтобы с ее помощью осуществлять нравственное научение детей и подготавливать их к выполнению дел милосердия. С этой точки зрения целесообразно предложить особую структуру построения уроков православной культуры, включающую: – информационный компонент – те знания, которые получают школьники по православной культуре и которые можно и нужно передавать, используя богатый арсенал накопленных историей методов обучения и средств (прежде всего, в соответствии с современными требованиями стандартов обучения); – компонент нравственного научения на материале полученной только что информации духовного содержания, а также на материале собственного житейского опыта, в котором воспитанников учат вычленять проявления духовного мира; – деятельностный компонент или так называемый «комплекс добрых дел», который может и выходить за рамки урока. Это выполнение таких, например, дел милосердия, как приготовление подарков близким и одиноким людям, их посещение, помощь по хозяйству, подготовка концерта или спектакля для воспитанников детского дома и т. п.

Таким образом, методика преподавания православной культуры, на наш взгляд, должна быть внутренне пронизана духовными и нравственными началами. Она должна быть такой, чтобы не убивать и не коверкать возникающие у ребенка вопросы, связанные с духовной и нравственной сферами его жизни, а, наоборот, развивать и укреплять их. Для этого важна атмосфера духовного одушевления на уроке, когда Православие будет раскрыто детям как «радостная полнота жизни во Христе». Здесь многое зависит от позиции педагога, от его отношения к православной культуре, от создания им на уроке атмосферы свободной любви к православной культуре и, конечно же, его профессионализма в ее преподавании, который развивается, как известно, на основе собственного опыта, методических знаний, а также изучения опыта других учителей, в том числе, взятого в исторической ретроспективе.

Соответственно методика преподавания православной культуры не должна быть ознакомительно-информационной, поскольку она ведет к поверхностному, безоценочному усвоению материала, что, в свою очередь, не способствует духовному и нравственному развитию личности.

Использованная литература

1. Миропольский, С.И. Очерк истории церковно-приходской школы: от ее возникновения на Руси до настоящего времени / Миропольский С.И. – М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2006. – 405с. – Репринт. изд.

2. Нозер Фридолин, доктор. Методика Закона Божия или пособие к преподаванию Закона Божия в начальной школе / Ф. Нозер //пер. с нем., под. ред. Сергея Никитского. – 2-е изд. испр. М.: Типо-Литография Бонч-Врубель, 1898. – 188 с.

3. Сосунцов Е.Ф., свящ. Методические указания и конспекты уроков по Закону Божию: Курс младшего отделения начальной школы / священник Е.Ф. Сосунцов. – 3-е изд. Казань, 1909. – 110 с.

4. Фаддей (Успенский), арх. Тверской. Творения. Книга II. Записки по дидактике / Свщмч. Фаддей Успенский. Тверь: Булат, 2003. – 336 с.

Дивногорцева С.Ю. (Москва, Россия)


Комментировать


+ 7 = пятнадцать

Яндекс.Метрика