Преступления против избирательных прав как проявление коррупции в избирательном процессе

Право граждан избирать и быть избранными составляет основу демократического строя государства. Различные способы нарушения избирательных прав объективно расценены законодателем как серьезные деяния, ответственность за совершение которых предусмотрена, в частности, Уголовным кодексом Российской Федерации (далее-УК РФ).

Уголовное законодательство России устанавливает ответственность за группу преступлений, посягающих на избирательные права граждан: воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий (ст. 141 УК РФ); нарушение порядка финансирования избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума (ст. 141.1 УК РФ); фальсификация избирательных документов, документов референдума (ст. 142 УК РФ); фальсификация итогов голосования (ст. 142.1 УК РФ). В основе большинства таких незаконных деяний лежит подкуп и злоупотребление своим статусом участниками избирательного процесса, что дает основание говорить о проникновении коррупции в данную сферу общественных отношений. Под коррупцией в избирательном процессе мной будет пониматься совокупность правонарушений, выражающихся в политическом злоупотреблении должностным положением в корыстных целях с привлечением других лиц и совершаемых при осуществлении избирательного процесса.

Главным мотивом преступлений, предусмотренных ст.ст. 141-142.1УК РФ, является корысть или личная заинтересованность, например, желание незаконно получить выгоду за фальсификацию результатов выборов, деньги, имущество или иные материальные блага. Иная личная заинтересованность может выражаться в стремлении извлечь выгоду неимущественного характера, руководствуясь такими побуждениями, как карьеризм, получение взаимной услуги, стремление заручиться поддержкой властных структур и т.д. Это могут быть и ложно понятые интересы государства.1 Неотъемлемым уголовно-правовым признаком коррупционного деяния является специальный субъект – должностное лицо. Данное понятие закреплено в прим.1 к ст. 285 УК РФ.2 При квалификации получения или дачи взятки, например, председателем, секретарем или членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса возникает закономерный вопрос: является ли такой гражданин должностным лицом?

Члены участковых избирательных комиссий с правом решающего голоса в случае предоставления им полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях являются должностными лицами в том смысле, в каком понятие «должностное лицо» употребляется в статье 28.3 КоАП РФ. Председатель, секретарь и члены территориальных и иных вышестоящих комиссий с правом решающего голоса признаются должностными лицами по общему правилу. На мой взгляд, это не совсем верный подход, так как в случае получения взятки в любом размере членом избирательной комиссии с правом решающего голоса действует специальная норма, например, ч.2 ст.142 УК РФ, предусматривающая в качестве наказания до трех лет лишения свободы. Если расширить понятие должностного лица таким образом, чтобы в него входили также председатель, секретарь и члены участковых комиссий с правом решающего голоса, можно будет применять более серьезные санкции. Также для совершенствования следственной и судебной практики по квалификации избирательных преступлений можно предложить сформулировать легальное определение понятия «избирательный документ» для целей ст. 142 УК РФ, а также перечень таких документов в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ.

Думаю, что стоит ввести в Уголовный кодекс Российской Федерации такую статью, как «Незаконное предоставление государственных и муниципальных финансовых и иных ресурсов в избирательные фонды». На данный момент, согласно ч. 9 ст. 58 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» сумма пожертвования в случае внесения ненадлежащим субъектом подлежит возврату в полном объеме или частично.1 На мой взгляд, здесь налицо пробел в законодательстве, позволяющий осуществлять коррупционные схемы. Можно резюмировать, что коррупция является одной из самых масштабных проблем российского избирательного процесса. Одним из основных путей ее решения должно стать устранение множества законодательных пробелов, которые пока не позволяют точно квалифицировать преступные деяния, приводящие к нарушению избирательных прав граждан РФ.

Г.Б. ВАЩЕНКО


Комментировать


− пять = 1

Яндекс.Метрика

Знания, мысли, новости - radnews.ru