Прецедентные заголовки в современном медиатексте (на примере интернет-издания «Lenta.ru»)

В исследовании рассмотрено явление прецедентности в заголовках журналистских материалов интернет-издания «Lenta.ru». Выявлены функции, структурные особенности и типология заголовочных комплексов, содержащих отсылки к прецедентным текстам; выявлена жанровая и авторская отнесенность публикаций, включающих прецедентные заголовки, а также классифицированы используемые в заголовочных комплексах интертекстемы по критерию типа прецедентного текста.

Частота обращений к какому-либо тексту при построении новых текстов свидетельствует о его ценностном статусе и, следовательно, о его прецедентности. В работе проанализировано около 200 заголовков в период с 01.01.2017 по 01.11.2017 г. интернетиздания «Lenta.ru» как одного из самых цитируемых российских медиаресурсов.

Наибольшее количество материалов с прецедентными заголовками встречается в рубриках «Культура» (26 материалов) и «Силовые структуры» (23 материала): Помять и простить / Драки «раз на раз» пришли на смену; Где ни слез, ни горя нет / Как Ленина покрасили в синий цвет и назначили директором цирка. Помимо этого, прецедентные заголовки встречаются и рубрике «Наука и техника» (24 материала): Молчание ягнят / Как российские козоводы, школьники и патриоты создают «убийц» Windows; Разбор полетов / Почему SpaceX побеждает Россию в сфере коммерческих пусков ракет. Как мы видим, заголовки достаточно яркие и однозначно привлекают внимание, но само прочтение материала скорее вызовет определенные трудности у читателя в силу своей специфической направленности.

На третьем месте по количеству прецедентных заголовков идут материалы, посвященные новостям, событиями и явлениям в странах СНГ и ближайшего зарубежья, рубрика — «Бывший СССР» (22 материала): Год Ислама не видать / Что стоит за масштабными изменениями в Узбекистане. Явление прецедентности базируется на схожести социальных, культурных и языковых фоновых знаний адресата и адресанта. Примерами прецедентных текстов являются и афоризмы, и фразеологические единицы, и фильмы, книги, песни, и фрагменты рекламных роликов, и ставшие известными высказывания общественных деятелей, политиков и т.д. Именно использование отдельных фрагментов прецедентных текстов служит фундаментом для фигур интертекста.

Проанализировав все заголовочные комплексы, мы пришли к выводу, что основным источником для написания прецедентных заголовков являются следующие сферы: цитаты из песен (39%): Ребята с нашего двора / Как живут и чем дышат жители окраин Москвы, Лондона и Нью-Йорка; названия кинолент (30%): С широко закрытыми глазами / Самые популярные снимки Instagram за май; художественные произведения (19%): Горит Восток зарею новой / Почему в России исчезли звезды балета мирового уровня; а также фразеологизмы, пословицы и поговорки (12%): Не «Приорой» единой / Чем по праву может гордиться Дагестан.

Язык СМИ без подобных вставок, аллюзий, цитат, культурно значимых, знакомых и воспроизводимых всеми членами лингвокультурного сообщества, может потерять выразительность и эмоциональность. Авторы публикаций должны придавать своей информации максимально доступную и понятную форму, а читатель, в свою очередь, должен приложить интеллектуальные усилия, чтобы адекватно понять передаваемую ему информацию. Прецедентный заголовок играет большую роль в создании таких категорий медиатекста, как связность, завершенность, тональность, модальность, оценочность, диалогичность и экспрессивность

С. С. Антонов


Комментировать


пять × = 30

Яндекс.Метрика

Знания, мысли, новости - radnews.ru