Зарубежный опыт преподавания экономических дисциплин показал хороший результат при погружении студентов в реальные экономические ситуации.
Наш личный опыт убеждает, что абстрактное, двумерное изучение экономических вопросов не позволяет многим студентам в силу слабой подготовки или несильной мотивации в необходимости изучения дисциплин понять взаимосвязь изучаемых тем курса с другими предметами и возможностью использования этих знаний в практической деятельности.
Мы считаем, что если экономические дисциплины не будут оторваны от реальной жизни, то подтверждение выдвигаемых экономических гипотез всегда можно проверить с помощью фактических данных предыдущего и будущих периодов, взятых из надежных источников экономических институтов. Поэтому цель данной статьи обоснование необходимости использования в преподавании экономических дисциплин гипотез через анализ конкретных ситуаций. Начнем с нескольких примеров. Во-первых, изучая теоретическую основу экономических дисциплин (например, таких как «Микроэкономика» и «Макроэкономика»), в которых рассматриваемые экономические модели упрощены двумерным пространством и сведены к линейным зависимостям, студенты не всегда за математическими расчетами и графической интерпретацией видят сущность вопроса и его прикладной аспект.
Поэтому анализ ситуаций из реального сектора экономики открывает возможности более глубокого понимания и усиливает мотивацию познания рассматриваемых вопросов, разбираемых в конкретном экономическом кейсе. Студент легко представляет себя в роли возможного предпринимателя и задумывается, как бы поступил он в данной ситуации. Во-вторых, рассматривая начальные темы курса «Микроэкономика», затрагивающие теорию спроса и предложения, увязанную с вопросами измерения и оценки уровня эластичности и соответственно маркетинговой стратегии с выделением вопросов ценообразования, студенту необходимо показать дальнейшую взаимосвязь этого вопроса со следующими темами курса, такими как тип рынка, в котором оперирует фирма, эластичность выручки, виды и типы издержек, задача максимизации прибыли и т.д. Далее целесообразно объяснить связь изучаемой дисциплины с другими предметами курса.
Такой подход позволит повысить уровень мотивации к познанию других дисциплин. При этом не только экономических, но и предметов, изучающих поведенческий аспект индивидуума, математических дисциплин, позволяющих правильно измерить и оценить результат с выделением ключевых факторов, влияющих на основной измеряемый показатель. В-третьих, студенты, если не используют кейсовый подход, не всегда улавливают взаимосвязь дисциплин и практическую направленность рассматриваемых тем.
Они в глубине души считают, что на практике все по-другому. Только тогда, когда им предлагается стать, с одной стороны, предпринимателями, а затем, с другой стороны, покупателями, они пытаются разобраться в сути данного явления и найти решение, с которым они бы были согласны. Рассматривая кейс из реальной ситуации в рамках действительной экономической среды, которая отражает экономические процессы, происходящие в обществе, происходит погружение и мотивация познания в силу как минимум одной простой установки «как не прогореть самому».
Например, вы предлагаете рассмотреть для анализа кейс изменения спроса и предложения на товары первой необходимости в постдевальвационный период. Анализ такой ситуации затрагивает ряд изучаемых экономических дисциплин, которые студент первого курса еще не изучал. И вы мотивируете обучаемого к важности изучения следующих дисциплин, показывая тем самым преемственность рассматриваемых вопросов. Это побуждает интерес к значимости и последовательности базового экономического образования. Учитывая все вышесказанное, предлагаем применить одну из кейсовых ситуаций.
Условие следующее: «Фирма А, имеющая производственную площадку и выпускающая чай, на рынке Казахстана имела годовой оборот выручки в 2015 году 6 млрд. тенге. В 2016 году годовой объем выручки сократился до 5,5 млрд. тенге. Доля фирмы сократилась с 5% до 4%. При этом рынок чая упал на 7%. На рынке Казахстана действуют 10 крупных игроков, включая международные франшизные марки, российских производителей и казахстанских производителей. Портфель рассматриваемой компании включает 80% листового чая и 20% пакетированного чая.
Средняя цена пакетированного чая в 2015 году за упаковку 25 пакетиков составляла 250 тенге, в 2016 году 270 тенге. Средняя цена листового чая за упаковку 500 граммов в 2015 году составляла 800 тенге, а в 2016 году -1000 тенге. Перед компанией встал вопрос об оптимальной ценовой стратегии на 2017 год с целью вернуть потерянную долю рынка, при этом уровень валовой прибыли должен выйти на уровень преддевальвационного периода». Рассматривая подобный кейс, студент должен определить: Рыночное предложение, зная долю фирмы на рынке в данной отрасли (тема «Спрос и предложение»). Равновесную цену 2015-2016 годов (тема «Спрос и предложение»). Уровень ценовой эластичности (тема «Эластичность: виды и её измерение»).
Неценовые факторы, влияющие на возможные сдвиги кривой спроса и кривой предложения, и показать возможные сдвиги (тема «Спрос и предложение»). Функцию предложения и функцию спроса, используя эконометрические модели (курсы «Статистика» и «Информатика: использование пакета «Анализ данных» в Excel»). Влияние девальвации на уровень переменных и постоянных затрат и тем самым уровень цены и валовой прибыли (в данном вопросе взаимоувязаны темы курсов «Микроэкономика», «Экономика предприятия», «Бухгалтерский учет» и «Макроэкономика». Студентам нужно объяснить, что факторы, влияющие на процесс девальвации, будут ими изучены в курсе «Макроэкономика».
Формирование себестоимости будет рассмотрено более подробно в курсе «Экономика предприятия», а отражение в финансовой отчетности в курсе «Бухгалтерского учета»). Тип рынка, на котором функционирует фирма, и предложить возможную модель ценообразования (темы «Типы рынков» и «Ценовая дискриминация»). Факторы, позволяющие удерживать уровень цен для потребителя через управление затратами (тема «Виды издержек»). Характер изменения затрат в краткосрочном и долгосрочном периодах (тема «Виды издержек»). Возможную модель ценового образования, учитывая ответ на вопрос, является ли фирма лидером отрасли, и на каком типе рынка она осуществляет деятельность.
Оптимальную стратегию ценового позиционирования, позволяющую вернуть долю рынка и удержать уровень валовой прибыли (студентам следует объяснить, что более подробно они изучат эти вопросы в курсах «Маркетинг» и «Ценообразование»). Первая реакция обучаемых – страх перед таким количеством задач для достижения цели «ответить на поставленный вопрос». Преподаватель, помогая студентам разобрать подобный кейс, дает им уверенность в реализации их возможностей дать ответ по каждой реальной практической задаче. У обучаемых проявляется интерес к изучению не только рассматриваемой дисциплины, но и связанных с ней других дисциплин. Целесообразно возвращаться к разбору данного кейса на протяжении всего курса, внося корректировки и дополнения после изучения каждой последующей темы.
Такой подход позволит увязать все темы курса и повысить заинтересованность обучаемых в целом курсе. Таким образом, практическая направленность в изучении дисциплины позволяет обучаемым овладеть лучше теоретическим материалом в целостной взаимосвязи всех тем курса и освоить навыки прикладного экономического анализа, что чрезвычайно важно в практической деятельности экономиста. Поэтому мы считаем, что только через синергию теоретического и практического материала необходимо изучать экономические дисциплины.
В.В. БАБИЧ