Применение сетевых технологий для реализации инновационных проектов | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Применение сетевых технологий для реализации инновационных проектов

В современной экономике – экономике знаний[1.с.276] все более весомую роль приобретают различные формы кооперации предприятий, организаций, предпринимателей при реализации ими конкретных инициатив или проектов. В случае, когда такие инициативы или проекты направлены на создание инновации, т.е. внедрение некоего новшества (новой технологии, нового продукта или услуги), принято говорить о реализации именно инновационного проекта[4,с.78].

Принципиальным отличием инновационного проекта от какого — либо другого является стремление его участников посредством реализации такого проекта обеспечить себе существенное конкурентное преимущество в отношении других альтернативных поставщиков продукта, создаваемого в результате реализации соответствующего проекта. В экономической научной литературе и бизнес — прессе все большее внимание уделяется таким организационным формам взаимодействия участников различных проектов как «сетевые структуры».

Сам термин имеет довольно глубокую историю, но понятие «сетевые структуры» стали особенно часто использовать в контексте именно инноватики, как отрасли экономики в целом, и инновационных проектов, в частности. При использовании данного термина чаще всего подразумеваются сети в смысле большого количества их участников, каждый из которых обладает полной хозяйственной и юридической самостоятельностью относительно других участников «сети». Тот факт, что для информационного[2,с.74] или какого — либо иного взаимодействия участники используют какие — либо физически существующие сети (интернет, локальные сети связи, и т.п.), часто приводит к искаженному пониманию сущностных аспектов таких организационных образований и неверной расстановке акцентов. Сеть физическая (связи, транспортировки какого — то полезного продукта) можно рассматривать как элемент технологического обеспечения взаимодействия, однако такой элемент не является, чаще всего, ключевым конкурентным преимуществом реализуемого проекта.

В последнее время все больше делается акцент на формировании конкурентных преимуществ посредством разработки и реализации инновационных форм взаимодействия предприятий и организаций. Традиционные бизнес — модели классических предприятий все больше уступают место разнообразным бизнес — моделям, основой которых являются такие ключевые характеристики, как: гибкость, открытость, приоритет горизонтальных связей, экономичность, конкретное время функционирования (в отличие от постоянно функционирующих предприятий). Всемерному развитию новейших форм кооперации и взаимодействия предприятий и организаций в инновационной сфере в значительной степени способствовал уже свершившийся в глобальной экономике переход от массового производства к позаказному производству или даже единичному. Каноны экономической науки с ее классическими «предприятиями», которую все чаще называют «ортодоксальной», никак не отражают то многообразие форм сетевых организаций, которое существует в современной реальности.

Можно даже утверждать, что развитие форм сетевого взаимодействия на практике происходит быстрее, чем это развитие успевает описывать экономическая наука. Переход от массового производства к позаказному в глобальных масштабах кардинально влияет на содержание и формы взаимодействия участников процессов хозяйственной деятельности. Традиционные для эпохи массового производства бизнес — модели неприменимы в конкурентной борьбе эпохи единичного производства. Одним из устойчивых трендов современной экономики можно назвать процесс «виртуализации» предприятий. Перенос в виртуальное пространство значительной части бизнес — процессов сопровождается также фактическим отказом многих предприятий поддерживать те бизнес — процессы, которые фактически не приносят им добавленной стоимости, а носят рутинный второстепенный характер и не относятся к сфере ключевых компетенций.

Фокусирование предприятий на своих ключевых компетенциях не только стало трендом глобальной экономики, но и послужило серьезным стимулом к формированию принципиально новых бизнес — моделей. Предприятия все больше специализируются в результате фокусирования на ключевых компетенциях, поэтому вместо создания долгосрочных стратегических партнерств они все чаще участвуют в динамичных бизнес — моделях, создаваемых их участниками специально для реализации конкретного проекта. После завершения такого проекта временное объединение распадается, чтобы его участники могли дальше участвовать в каких — то других динамических группах и временных объединениях. При этом такие фокусирующиеся на своих ключевых компетенциях специализирующиеся предприятия все больше становятся «пустотелыми», поскольку значительную часть своих функций они передают на аутсорсинг. Часть из этих функций поддерживается буквально в виртуальном пространстве, поэтому вполне корректно характеризовать такой процесс термином «виртуализация». Другим глобальным трендом стало направление роботизации материального производства и переход на «безлюдное» производство. Технологические функции материального производства передаются гибким роботизированным автоматизированным производственным системам.

Последствия названных трендов могут носить глобальный характер и привести к серьезным изменениям не только экономических структур, но и самой природы экономических отношений[3,с.20 ]. Не случайно в связи с этим все чаще используют термин «сетевая экономика»[6,с.205 - 209], подразумевая при этом экономику бурно развивающихся динамичных кооперационных сетей. Многие экономисты высказывают мнение, согласно которому конкуренция как мотор рыночной экономики оказывается неэффективной для экономики сетевой. При сетевом принципе организации экономики все чаще упоминается кооперация, сотрудничество. Ученые — экономисты все чаще высказываются о том, что формирующаяся сетевая экономика представляет собой особый уклад, отличный от рыночного. Наиболее масштабное развитие такие динамические кооперационные сети получили по всему миру именно в инновационных секторах экономики, что связано с высоким динамизмом таких секторов.

Очевидно, что самой важной проблемой бурно формирующегося «сетевого» сектора глобальной экономики является, прежде всего, обеспечение высоко эффективного обмена информацией в режиме реального времени между участниками таких кооперационных сетей. Для этого необходимо создавать сложные системы хранения, обработки и передачи данных. Формирование таких систем можно отнести к ключевым системообразующим факторам кооперационных структур. Неслучайно в связи с этим использование термина «коммуникационная стратегия», под которым подразумевается комплекс мероприятий, реализуемых организацией, для обеспечения наиболее эффективного воздействия на целевую потребительскую аудиторию с целью формирования и поддержания спроса на поставляемую продукцию (услуги). Т.е. подразумевается не тривиальный информационный обмен[5,с.116] между участниками кооперационной сети, в частном случае, а разработка и реализации ими именно комплекса мероприятий по воздействию на целевую потребительскую аудиторию. Если за данную функцию в традиционном предприятии отвечают маркетинговая служба, PR, GR, то для кооперационной сети такая функция должна быть специально организована непосредственно в процессе создания самой сети. Поскольку кооперационная сеть представляет собой временное объединение ее участников, то, вероятнее всего, многие бизнес — функции, традиционно относящиеся к обеспечивающим или вспомогательным бизнес — процессам, принимаются во внимание не в первую очередь.

В данном случае следует особо выделить указанную функцию в качестве приоритетной именно вследствие первоочередности решения соответствующей задачи участниками кооперационной сети, поскольку весь смысл формирования сети именно и состоит в том, чтобы суметь донести до целевого потребителя ценностное предложение. Если в случае с традиционной фирмой функции маркетинга обеспечивают устойчивый поток информации как о самой фирме, так и о производимых ею товарах во внешний мир, то в случае с кооперационной сетью такого устойчивого информационного «поля» просто нет. Поэтому разработка эффективной коммуникационной стратегии является первоочередной задачей любой кооперационной сети для ее участников.

Список использованной литературы:

1. Макаров В.В, Блатова Т.А. Информационно — коммуникационные технологии как индикатор развития экономики знаний // Российский гуманитарный журнал. 2014. Т. 3. №4. С. 275 — 281.

2. Макаров В. В., Гусев В. И., Синица С. А. Методический подход к оценке информационных ресурсов // Информационные технологии и телекоммуникации. СПбГУТ. 2013. №3 (3). С. 72 — 78.

3. Макаров В.В., Долгов Д.В. Проектно — ориентированное управление инновационными изменениями в организациях // Министерство образования и науки Российской Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "С. — Петербургский государственный университет экономики и финансов". СПб., 2004.28 с.

4. Макаров В.В., Иванова Н.О. Классификация инфокоммуникационных предприятий на основе их инновационного потенциала // Проблемы современной экономики. 2016. №1. С. 76 — 79.

5. Мальцева У.В., Макаров В.В. Информационные технологии в практике управления качеством // Инновации.2011. №12 (158). С. 116 — 119.

6. Шестернина М.В. Синергетический подход формирования российской сетевой экономики // Вестник Уфимского государственного авиационного технического университета. 2013.№4(Т. 17). С. 202 — 214.

Мохов А.С.


Комментировать


+ два = 9

Яндекс.Метрика