Причинно-следственные связи преступности | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Причинно-следственные связи преступности

В статье анализируется факторы преступности и особенности преступных проявлений детерминантов. Синдром преступности используется в целях диагностики. Однако, установив, какие из включенных в него факторов поддаются воздействию при определенных условиях, а какие – нет, синдром может служить средством правильной организации профилактики.

Ключевые слова: факторы преступности, криминогеность ситуации, частичные потенциалы преступности. Одна из наиболее трудных задач, возникающих в процессе анализа данных, собранных во время криминологических исследований эмпирического характера – установить причинно-следственные связи. С особыми трудностями сопряжены попытки определить социально-психологические детерминанты преступных проявлений.

Большинство человеческих поступков имеет своим источником не какой-либо один фактор либо определенную группу факторов, а практически неограниченный комплекс разнопорядковых факторных рядов. Общественная практика как единственный объективный критерий ценности научных исследований убедительно показала опасности однофакторной интерпретации этиологии преступности. Проблема познания детерминант преступлений сводится, стало быть, к выделению определенных конфигураций факторов, влияние которых на формирование направленности преступного поведения особенно важно. Если в связи с определенной комбинацией экзогенных факторов частота преступных проявлений у данного индивида существенно выше, чем у другого индивида, то такая ситуация называется криминогенной.

Если при прочих равных условиях индивид с определенной комбинацией эндогенных факторов чаще совершает преступления, чем индивид, не имеющий этих черт, то тогда о таком индивиде говорят как о выделенном на основе данных факторов криминогенном субъекте. Как криминогенность ситуации, так и равным образом криминогенность субъекта не являются понятиями, содержание которых можно сформулировать таким образом, чтобы было однозначно определено, о чем идет речь. Поэтому при исследовании сферы обозначенных этими понятиями явлений возникает необходимость изучения тех признаков, которые появляются и в сферах, обозначаемых многими другими терминами.

Содержание определенных таким образом понятий, кроме признаков, необходимых для выполнения функции обозначения данной сферы, включает в себя также тезис об определенных связях и отношениях между этими признаками. Таким образом, происходит не простое объединение признаков, а соединение их по определенному основанию. Каждое синдроматическое понятие, а следовательно, и понятие криминогенности всегда должно трактоваться как переменная величина (ибо криминогенность данной ситуации либо данного индивида может быть большей или меньшей). Очевидно, что наибольшая криминогенность приписывается ситуациям или индивидам, имеющим все признаки данного синдрома. Кроме шкалы криминогенности, основанной только на количестве выделенных в синдроме факторов, можно ввести шкалу, основанную на вероятности совершения преступных деяний при данной комбинации факторов. Вероятность совершения преступных деяний в ситуации, имеющей все признаки, включенные в ситуационный синдром, предлагается именовать общим криминогенным потенциалом этого синдрома.

Синдром, охватывающий как все признаки ситуации, так и все признаки субъекта, предлагается назвать общим синдромом преступности, а вероятность деяний при наличии всех предусмотренных таким синдромом условий – общим потенциалом преступности. Наряду с общим криминогенным потенциалом следует выделить частичные потенциалы. Под частичным потенциалом данного синдрома понимается вероятность совершения преступных деяний при наличии лишь некоторых из предусмотренных синдромом условий. Число частичных потенциалов данного синдрома равно числу комбинаций факторов, включенных в синдром, и может служить мерой сложности этого синдрома. Возьмем, например, в качестве объекта оценки ряд экзогенных факторов, действующих в окружении несовершеннолетнего: 1) алкоголизм родителей, 2) распад семьи, 3) отрицательное влияние группы ровесников, 4) негативное отношение к школе. Эти факторы считаются криминогенными. Набор этих факторов и взаимные отношения между ними служат общим синдромом выделяемой таким образом криминогенной ситуации.

Синдром преступности используется в целях диагностики. Однако, установив, какие из включенных в него факторов поддаются воздействию при определенных условиях, а какие – нет, синдром может служить средством правильной организации профилактики [2, с.133]. До настоящего времени криминология, оперируя разными синдроматическими понятиями, принимала во внимание лишь самые простые отношения между явлениями, включенными в синдром в качестве его элементов, отношения сосуществования [1, с.124]. Речь идет, однако, о том, чтобы синдроматические понятия отражали систему отношений между отдельными компонентами преступных проявлений более детально, определяя временную последовательность отдельных событий, причинную связь между ними, воспроизведя комплекс разнородных связей в контексте явлений, составляющих предмет науки. Только в этом случае синдроматические понятия криминологии могут считаться моделями, вполне пригодными для практического использования.

Список литературы

1. Кваша Ю.Ф., Зайнулабидов А.С. и др. Криминология. Ростов -на Дону. 2002.701 с.

2. Таилова А.Г. Профилактика преступлений. Курс лекций. Избербаш 2012. 279 с.

Таилова А.Г, Нухдуев Р.О.

 


Комментировать


3 × пять =

Яндекс.Метрика