В данной статье рассматривается вопрос о возможном влиянии политических событий на раскол среди священнослужителей во второй половине XII века и влиянии церковных событий того времени на политическую обстановку на Руси в период противостояния Юрия Долгорукова и Изяслава Мстиславовича.
Ключевые слова: смута, митрополит, Климент Смолятич, Митрополит Константин I.
Церковных смут и прочих локальных волнений национального характера в домонгольской Руси было довольно много. Подтверждением этих событий служат летописи и независимые источники. Самой крупной церковной смутой можно по праву считать становление митрополичьей кафедры на Руси в 1147 году. Особенность данного события заключается в том, что оно было совершено князем Изяславом Мстиславовичем (в крещении – Пантелеймон) вопреки всем действующим правилам того времени.
А именно, митрополичья кафедра была организована без участия греческого иерарха из Константинополя, который должен был выделить и одобрить кандидатуру. В результате нарушения принятой процедуры назначения митрополитом стал Климент Смолятич (первый русский богослов). Однако, ранее эта процедура нарушалась (в 11 веке на митрополичью кафедру взошёл митрополит Илларион – автор «Слова о законе и благодати») [1]. Конфликт 1147 года имел значительные последствия в домонгольской Руси.
Далеко не все служители церкви были согласны с нарушением правил поставления действующего митрополита. Произошёл расскол среди иерархов и епископов, часть из которых выступала против назначения митрополитом Киевской и всея Руси. Есть версии о том, что князь Изяслав Мстиславович рассчитывал на такую реакцию о необычном назначении нового митрополита и поэтому назначил собрание епископов и поставление на день своих именин (27 июня – День святого Пантелеймона).
Также не стоит забывать и о политическом оттенке данного конфликта, который существовал между князем Изяславом Мстиславовичем и Юрием Долгоруким, который со своими сторонниками был против постановления нового митрополита. В итоге был отправлен запрос от имени противников нового назначения в Константинополь. В результате был прислан новый митрополит, и на Руси было два митрополита, одним из которых был присланный Митрополит Константин I (1155- 1159). В сложившейся ситуации политический оппонент Изяслава князь Юрий Долгорукий встает на сторону противников нового митрополита. Захватив Киев в марте 1155 года, Долгорукий радушно приветствует ставленника Константинополя митрополита Константина в «матери городов русских» [3].
После его появления действущий митрополит внезапно исчезает, и Константин отменяет все его реформы и уничтожает все следы его деятельности на занимаемой должности. [2]. Таким образом, можно отметить, что причиной церковной смуты можно считать внутренние политические конфликты на Руси, которые заключались в противостоянии Юрия Долгорукого с Изяславом Мстиславовичем и их сторонниками. Институт церкви то время играл очень важное значение и не мог быть в стороне от происходящих событий, а также являлся мощным инструментом урегулирования ситуации.
Список литературы 1. Алексеев А.И. Эсхатологические переживания в Западной Европе и на Руси в IX– XV вв. (Синхрон- но протекающие процессы или топологическое сход- ство) // Исследования по русской истории и культу- ре. Сборник статей к 70-летию профессора Игоря Яковлевича Фроянова. М.: Издательский дом «Па- рад», 2006. 574 с. 2. Карташев А.В. Очерки по истории русской церкви. Т. I. М.: Терра, 1993. 686 с. 3. Никольский Н.К. О древнерусском христианстве // Русская мысль. 1913. № 6. ©
Сазонов А.Д.