Имя Томаса Мальтуса – одно их самых противоречивых в истории социально-политической мысли. Человек, окончивший колледж Иисуса Кембриджского университета, протрудившийся значительную часть жизнь священником в английской провинции, прославился благодаря закону народонаселения, впервые опубликованному в 1798 г. Согласно ему, народонаселение земли увеличивается в геометрической прогрессии, в то время как средства существования – в арифметической. Следовательно, через два столетия, по уверению автора, это отношение будет представляться как 256 к 9. Такая зависимость не дает усомниться в том, что лишь меньшая часть населения земного шара будет способна выжить, в то время как большинство будет страдать от голода и лишений.
Сегодня никто не станет отрицать того, что одной из глобальных проблем современности является перенаселение, предотвратить которое не представляется возможным. В связи с этим теоретики вновь обращаются к имени Томаса Мальтуса, стараясь понять не последствия, а причины сложившейся ситуации. Его труд предстает одним из первых в истории демографических исследований, в котором автор глубинно изучает причины перенаселения и возможности его предотвращения. Прежде всего, стоит отметить призыв Томаса Мальтуса к читателям, в котором он указывает решения указанной проблемы: «Необходимо открыто отказаться от признания за бедными воображаемого права содержаться на общественный счет» .
Он означал коренной перелом в сознании людей его времени. Это объясняется тем, что начиная с 1536 г. и до 1948 г. в Англии действовали так называемые «законы в пользу бедных» с целью борьбы с нищетой, которые способствовали финансовой поддержке и занятости населения с низким уровнем дохода. Отмена этого закона, по убеждению автора, «освободило бы земледелие от бремени, а заработную плату от бесполезной прибавки»3 . Более того, Мальтус уверен: ответственность каждого человека за свою жизнь лежит на индивиде, а не на обществе, поэтому человек должен сам приспосабливаться к жизненным условиям, а не надеяться на социум, который способен поддержать его. Это касается не только жизни самого индивида, но и его потомства. Так как в приютах содержатся дети низших слоев населения, и их количество постоянно увеличивается, нужно убедить людей вступать в брак только в том случае, если они в состоянии прокормить свою семью, а не будут перекладывать ответственность за своих отпрысков на государство.
Преодоление бедности и нищеты достижимо, говорит Мальтус. Да, это непросто и дело не одного дня. Однако он предлагает решение, которое, на его взгляд, способно внести существенные изменения. Во-первых, необходимо провести образовательную реформу, в рамках которой людям широко и доступно будет объяснено, что не нужно слепо следовать велению Творца плодиться, размножаться и заселять землю. Необходимо внедрить в сознание людей идею того, что нужно отсрочить момент вступления в брак до тех пор, пока человек не будет иметь достаточные сбережения и постоянный доход. Во-вторых, следует прийти к всеобщему заключению, что «лучше всего в этом вопросе отказаться от направления людской совести и предоставить на усмотрение каждого человека тот путь, который он изберет, оставляя за собой ответственность перед Богом» . В-третьих, необходимое развитие «добродетелей, промышленности и всякого рода дарований» в обществе возможно будет лишь тогда, когда будет распространена идея об умеренной роскоши, «которая весьма желательна как лучшее средство для ограничения бедствий и нищеты» .
Единственной возможной формой «благотворительности» стоило бы оставить частный способ поддержки, распространяемый на больных, престарелых и немощных. Не стоит пропагандировать идею о равенстве в обществе, так как она дурно влияет на умонастроение в народе и представляется утопической по своей сути. Все идеи о равенстве возникли благодаря эпохе Просвещения, которая распространила идею о том, что якобы каждый человек имеет право требовать от общества обеспечения насущно необходимого. Однако это не так. «Природа не способна одаривать всех в равной мере своими благодеяниями», – говорит Э. И. Валич, которая занималась проблемой нищеты в английской публицистике конца XVIII века. Подводя итог, стоит сказать, что позиция Томаса Мальтуса не кажется простой и однозначной, но стоит признать, что он был человеком своего времени и мыслил его понятиями и категориями, хотя они и воспринимались весьма противоречиво.
Милославская Софья Павловна (МГУ имени М. В. Ломоносова)