Проблема сроков полномочий депутатов местных советов при разработке Конституции СССР 1977 г. (1962–1969 гг.)

Вопросы, связанные с местными Советами депутатов трудящихся, как и со всей системой Советов, наряду с другими проблемами государственного строя, стояли перед разработчиками новой Конституции СССР с самого начала существования рабочей группы из 22 человек, образованной в январе 1962 г.1 Это было связано в том числе и с указаниями Первого секретаря ЦК КПСС, будущего Председателя Конституционной комиссии Н. С. Хрущева: «Каждый советский человек должен стать активным участником в управлении делами общества! – вот наш лозунг, наша задача», которые не могли не учитываться авторами проекта .

Провозглашенная в Программе КПСС 1961 г. концепция «развернутого строительства коммунизма» в основе своей показывала, что государственные институты должны быть заменены общественными организациями за счет все большего вовлечения людей во властные и управленческие структуры. В связи с этим, вероятно, и возникла проблема срока полномочий местных Советов депутатов трудящихся – того самого звена Советов, в котором население непосредственно решало вопросы местного значения. Проблема изучения местных Советов имеет свое место в исторической науке. В советский период они оценивались с достаточно высоких позиций: «Советские органы всех ступеней отражают и выражают волю трудящихся, их чаяния и потребности. …Представительная система, обеспечивающая коллективность руководства, ставит серьезную преграду проявлениям субъективизма и волюнтаризма».



style="display:inline-block;width:240px;height:400px"
data-ad-client="ca-pub-4472270966127159"
data-ad-slot="1061076221">

Вероятно, именно в силу этого разработчики проекта Конституции СССР уделили столь много внимания дискуссиям, касающимся местных Советов, что видно из архивных документов. Сегодня мы видим несколько более критичную оценку деятельности местных Советов: «Наказы подгонялись под планы, доводимые сверху, а от избирателей принимались лишь те, которые не требовали больших хлопот и материальных затрат» .

Но даже такие авторы не могут полностью отрицать тех достижений, которые имела система местных Советов: «Действительно, по отношению к Советам партийные органы были директивными, но их директивы и многочисленные вопросы местной жизни Советы выполняли и решали самостоятельно»5 . Так или иначе, но деятельность местных Советов в 1960-е гг., когда началась разработка Конституции СССР, имела определенное значение для общества и государства, поэтому все вопросы, которые касались этого института, обсуждались серьезно. Так, это касалось обсуждения вопроса о сроках полномочий местных Советов депутатов трудящихся. Председатель Президиума Верховного Совета СССР Л. И. Брежнев, в частности, также инспирировал обсуждение вопроса о местных Советах: «Эти вопросы должны быть разработаны… могут быть закреплены в отдельных статьях новой Конституции, излагающих как организационные стороны деятельности Советов, общественных организаций и самодеятельных коллективов трудящихся, так и содержание их работы в современных условиях с учетом перспектив развития, предусмотренных Программой партии»6 . За две недели до этого сообщения на имя К. У. Черненко были направлены «Предложения к проекту новой Конституции СССР по главе «Местные Советы» от Отдела по вопросам работы Советов Президиума ВС СССР (А. Козлов, П. Кондрашов, А. Степанов)7 , где было высказано положение об увеличении сроков полномочий местных Советов с 2-х до 4-х лет.

Это обосновывалось следующими причинами: с приобретением опыта в течение года депутаты не успевают проявить свои возможности в управлении общественными делами; местные органы не организуют выборы в связи с выбытием депутатов по отдельным избирательным округам, не без оснований ожидая окончания срока полномочий Советов данного созыва; частые перевыборы связаны со значимыми затратами государственных средств, отрывом масс от производственной деятельности для участия в подготовке и проведении выборов. Как ни странно, идея об увеличении срока полномочий приходила не только из среды непосредственных разработчиков проекта Конституции, но и от простых граждан, присылавших свои предложения в Конституционную комиссию – так, в период с декабря 1963 г. по март 1964 г. А. С. Субботин из г. Дзержинска Донецкой области прислал письмо с предложением о 5-летнем сроке полномочий местных Советов . Так или иначе, но разработка «хрущевского» проекта Конституции СССР завершилась в октябре 1964 г. в связи с отставкой Н. С. Хрущева . Думается, что резкое свертывание всех проектов и преобразований, имевших место в период его руководства КПСС, было осознанным. Как верно отмечается учеными, «волюнтаристские методы осуществления назревших прогрессивных реформ вели к дискредитации благих замыслов преобразований»10. Архивные документы свидетельствуют о том, что к разработке проекта Конституции СССР в Конституционной комиссии уже под председательством Л. И. Брежнева вернулись в 1968–1969 гг.11 И проблема о сроке полномочий местных Советов депутатов трудящихся также обсуждалась. Об этом свидетельствует, в частности, стенограмма заседания рабочей группы по подготовке предложений об изменении Конституции СССР 1936 г., датируемая 26 марта 1969 г.12 Сотрудник Аппарата Президиума ВС СССР Н. С. Перун высказал идею о 4-летнем сроке полномочий местных Советов: «Вам дали определенную программу и за два года невозможно что-либо сделать». Данное высказывание подтверждается примерами невыполнения наказов депутатами и отсутствия контроля за их выполнением в научной литературе тех времен. На это его коллега П. Ф. Пигалев ему же возразил: «На последних выборах у нас избрано большое количество молодежи… студенты 2–3 курсов.

Если нам оставить срок полномочий не 2 года, а 4 года, тогда эта часть молодежи выпадет»15. И данное высказывание имеет определенные основания, если изучить статистические отчеты по выборам в местные Советы за 1969 год: например, в районные Советы г. Курска избран 491 депутат, до 24 лет (включительно) – 89 депутатов, т. е. 18. 1 % от общего числа16; в районные в городах Советы, как указывает Липецкий облсовет, избрано 474 депутата, до 24 лет (включительно) – 91 депутат, т. е. 19. 2 % от общего числа.

Также он подчеркивает и то, что сельские и поселковые Советы в случае выбытия депутата просто не выбирают новых, дожидаясь окончания срока полномочий данного состава: «Практически получается, что если депутат в первый год выбывает, избирают нового, а если на второй год, этого не делается»18. Он же выражает и причину непроведения довыборов: «Не проводят выборов, потому что это обременительно»19. Это мнение основано на реальных случаях, описываемых в том числе и в научной литературе того времени20. Н. С. Перун снова ему возражает: «Если было бы 4 года, то можно было бы сделать больше и больше было бы последовательности, целеустремленности и т. д.»21 В то же время против 4-летнего срока выступает Р. И. Кулик, считая это шагом против демократичности Советов: «Фактически поселок, район или город лишены возможности в течение четырех лет заменить депутата. Конечно, существует право отзыва. Но депутата не нужно отзывать, не нужно казнить его политически, а нужно просто заменить этого человека.

Подача заявления и т. д. – это обострение отношений». Таким образом, сотрудники Аппарата Президиума ВС СССР показали и достоинства, и недостатки увеличения срока полномочий Советов депутатов трудящихся. Заметно, какое значение они придавали этому лишь одному аспекту всей проблемы местных Советов. Аргументы сторонников увеличения срока перекликаются с теми, что были высказаны Отделом по вопросам работы Советов Президиума ВС СССР в июле 1962 г. Дискуссии разработчиков проекта Конституции СССР (как и предлагающих внести изменения в действующую Конституцию СССР) 1960-х гг. показывают, какое значение придавалось местным Советам депутатов трудящихся как непосредственным выразителям воли населения, находившихся при этом, безусловно, под влиянием партийных директив.

Итогом всего этого станет принятие Конституции СССР 7 октября 1977 г., в которой будет указано, что местные Советы народных депутатов избираются сроком на 2,5 года. Очевидно, что в итоге не произошло радикального увеличения срока полномочий до 4 лет, но, в то же время, хотя бы отчасти разработчики в 1970-е гг. пошли навстречу пожеланиям отдельных граждан и авторов ранних проектов и в принципе увеличили срок полномочий местных Советов. Безусловно, проблематика местных Советов в свете разработки Конституции СССР 1977 г. имеет значение для понимания развития всего государственного строя СССР на протяжении всей его истории.

Стрекалов Илья Николаевич (МГУ имени М. В. Ломоносова)


Комментировать


6 + четыре =

Яндекс.Метрика

Знания, мысли, новости - radnews.ru