Проблемы взаимодействия вуза со школой и некоторые пути их решения

Проблемы взаимодействия вуза со школой и некоторые пути их решения

Проблемы взаимодействия вуза со школой и некоторые пути их решения

Профессиональная ориентация должна начинаться со школы. Именно там в школьника закладываются фундаментальные знания, которые в последствие определят его дальнейшую судьбу, формируется характер и взгляды на жизнь. Ключевым моментом профессиональной ориентации школьников является выбор дальнейшей профессии или специальности. При этом школьнику приходится выбирать между желаемой профессией, специальностью и возможностями самого школьника в получении данной профессии, специальности. Конечно, если школьник мечтает стать Президентом России, это хорошо; но если при этом у него не будет требуемых качеств, способностей и, как следствие, возможности осуществить свою мечту, то одна из альтернатив его мечты – должность госслужащего.

К тому же, это будет соответствовать его психологическим и индивидуальным качествам. Естественно, сам школьник найти оптимальное решение не сможет, требуется помощь со стороны. Эту помощь должны оказывать психологи, работающие в школах, деятельность которых заключалась бы в профессиональном ориентировании учащихся, выявлении склонностей, способностей и индивидуальных черт характера, а также подбор наиболее подходящих для школьников профессий и специальностей. Таким способом можно добиться максимальной самоотдачи от школьника, способного стать в будущем хорошим специалистом. Каким образом выявить склонности и способности у школьника? Путем тестирования, проведения каких-либо психологических опросов, проведения внеурочных занятий нацеленных на выбор дальнейшей специальности и профессиональную жизнь.

Замечу, что тестов на профориентацию и профпригодность много и они открыты в свободном доступе в сети Интернет, например, на сайте Центра тестирования и развития гуманитарных технологий, занимающегося профессиональной ориентацией всех желающих [1]. При проведении таких профориентационных мероприятий, школьнику будет гораздо легче определиться с планами на дальнейшую профессиональную жизнь, достичь поставленных целей, что благоприятно отразится на его успеваемости по предметам, в том числе необходимых для поступления на интересующее его направление подготовки в вуз. Таким образом, формулируется вопрос: «Что должны со своей стороны сделать вузы, чтобы помочь школе воспитать «идеального» абитуриента в ситуации, когда благодаря введению ЕГЭ отношения между школами и вузами могут строиться абсолютно свободно?». Прежде всего, вузы должны включиться в систему непрерывного образования. В нынешних условиях традиционная взаимосвязь и взаимозависимость школ и вузов друг от друга сохранилась, но теперь она основана на более весомых причинах. Необходимо иметь в виду, что и школа, и вуз предоставляют образовательные услуги одним и тем же юным гражданам страны. И эти молодые люди имеют право видеть в любой момент сразу всю траекторию своего образования, со всеми вариациями. Сейчас, на практике, требования,предъявляемые к школьнику и абитуриенту очень сильно отличаются. Это очень странно, т.к. между выпускником школы и абитуриентом разница максимум в 3 недели. Очень часто приходится слышать, что современная школа не способна дать знания, которые позволят ее выпускнику поступить в вуз.

Преподаватели вузов часто пренебрежительно относятся к своим школьным коллегам. Конечно, состав учительского корпуса, получивший образование еще в советском союзе не всегда способен обеспечить современное образование для школьников и в последующем абитуриентов, даже современные компьютерные классы и отличная материальная основа не дают 100% успеха для поступления в тот вуз, в который абитуриент действительно хочет поступить и сможет там обучаться. Но, все-таки, и школьные учителя, и преподаватели вуза делают в итоге одно дело – готовят будущих специалистов для работы на благо страны. Необходимо учитывать психологические особенности процесса трансляции знаний. Преподаватель имеет дело не с абстрактным школьником, которого нужно «образовывать», кормить неким блюдом из актуальных знаний, желательно с использованием компьютера. Современные школьники – особая корпорация, своеобразная субкультура со своей системой ценностей и традиций. Необходимо установить с представителями этой субкультуры контакт, для этого нужны специальные усилия профессионалов. Здесь нельзя добиться результатов путём простого воспроизводства прежних методик.

Например, в технологической сфере современный ученик точно опережает среднестатистического учителя. Кроме того, необходимо заинтересовать не только школьника, но и его родителей, на деле показать, что уроки необходимы молодым людям не для отметки в аттестате, но для будущей жизни [4]. Для налаживания работы по профессиональной ориентации будущих абитуриентов нужно более ясно определить исходные целевые установки среднего образования. В советское время стояла задача подготовить идейного подкованного выпускника, готового к ударному труду в народном хозяйстве. А кого школа готовит сейчас? Человека, стремящегося к личному успеху и к обогащению? Высоконравственного патриота, который свободен от имущественных интересов? Возможны ведь самые разные варианты, нужно их описать, прояснить. Есть примеры, когда в национальных образовательных системах целевые установки среднего образования чётко сформулированы. Например, в США считается, что школа должна научить человека быть прагматичным – следовать удовлетворению своих потребностей и нужд.

Во Франции выпускник лицея должен уметь самостоятельно и творчески рассуждать на любую отвлечённую тему – устно и письменно. В Германии это фундаментально образованный человек, понимающий, в чём различия «наук о духе» и «наук о природе». Складывается ощущение, что российское образование до сих пор не вышло из нескольких волн кризисного переосмысления прошлого, поскольку целевые установки среднего (да и высшего) образования у нас до сих пор не сформулированы [3]. Вне зависимости от ожиданий высшей школы и конкретных вузов необходимо сформулировать, каким должен быть выпускник средней школы и определить, какие силы и средства государство намерено и способно вложить в дело модернизации школьного образования. Ведь прежде всего от этого вложения выиграет само государство – получив в результате образовательного процесса высококвалифицированного специалиста. Важно, что процесс взаимодействия вуза и школы находится на контроле главы государства. Так, 3 декабря 2013 года на юридическом факультете МГУ им. М.Ю. Ломоносова прошла встреча студентов юридических вузов с Президентом России В.В. Путиным и в формате этой встречи глава государства заметил, что сейчас существует практика открытия школ при вузах. Для поддержки школьных преподавателей, по словам Президента, будет существенно развиваться институт повышения квалификации. Данная встреча доказывает нарастающую актуальность данного вопроса, поскольку формально этот вопрос на законодательном уровне никак не отрегулирован [2].

Заметим, что в рамках работы над дипломным проектом по теме «Взаимодействие АГЗ МЧС России со школой №863 г. Москвы» было проведено социологическое исследование. В результате обработки данных было выявлено, что в данной школе 56% возможных абитуриентов желали бы поступить в Академию гражданской защиты МЧС России. Это достаточно высокий процент, учитывая, что далеко не все респонденты вообще знали об этом вузе. Налаживание непосредственных контактов вуза и школы проявляется в организации экскурсий, дней открытых дверей, проведении предметных олимпиад, чтении углублённых курсов по профилирующим предметам в вузе и т.п. Очень интересно, что ребята, которые мечтают стать курсантами Академии гражданской защиты МЧС России (или какого-либо военного училища), хотят пожить в казарме хотя бы неделю (допустим, во время каникул), в условиях максимально приближенных к учебным.

Возможно, кто-то подтвердит своё намерение учиться именно здесь, а кто-то и пересмотрит свои планы и уже будет готовиться и искать себя в другом деле и других вузах. И это очень важно как для школьника, так и для вуза, т.к. обе стороны не будут тратить время и средства на ненужные занятия. Именно поэтому в рамках работы над дипломным проектом было принято решение о посещении учениками школы № 863 Академии гражданской защиты МЧС России. Это поможет им убедиться, что в данном вузе есть все необходимое, чтобы они, если захотят здесь учиться, стали высококвалифицированными профессионалами в различных отраслях. Основной упор планируется делать на учеников, начиная с 9 классов, поскольку ученики 9 классов могут поступать в кадетский корпус при АГЗ МЧС России, а ученики 11 классов – на гуманитарный, инженерный (если хотят стать студентами) и командно-инженерный (если мечтают быть курсантами) факультеты. Хотелось бы отметить важную роль налаживания контактов с директором школы № 863, поскольку Е.А. Гусева нацелена на дальнейшее сотрудничество с АГЗ МЧС России. Ею была предложена идея проведения постоянных занятий со школьниками, нацеленных на военно-патриотическое воспитание допризывной молодежи. Также она отметила, что в школе имеется хорошая материальная база, которая может служить неким подспорьем для нашего взаимодействия.

Очень важно при этом, чтобы это было не формальностью: для чтения курсов сверх школьной программы должны привлекаться наиболее квалифицированные преподаватели Академии гражданской защиты МЧС России, которые сумеют и заинтересовать, мотивировать и дать необходимый уровень знаний будущим абитуриентам. В результате запланированных мероприятий по взаимодействию данной школы и АГЗ МЧС России, скорее всего, будет подписано соглашение о сотрудничестве, в котором будет подробно описано, что в себя будет включать такое взаимодействие и обязанности сторон, заключивших такое соглашение. Отметим, что такие виды деятельности не закреплены законодательством РФ, отсюда у АГЗ МЧС России появляется отличная возможность самостоятельно регулировать их, то есть создавать правила взаимодействия с любой школой. Это позволит сделать такое взаимодействие более гибким и разностороннем, например, в какой-то школе будет упор, на то, чтобы как можно больше школьников агитировать поступать в кадетский корпус, а в какой-то другой школе руководство будет заинтересовано, в том, чтобы школьники шли учиться в Академию гражданской защиты МЧС России после 11 класса в качестве студентов или курсантов. Этот опыт может быть в дальнейшем распространен и на школы, находящиеся в российской «глубинке», где есть немало талантливых и желающих учиться ребят.

Таким образом, формулируется основной перечень задач, без которых нельзя выстраивать качественное взаимодействие: — должен быть определен человек (посредник) между вузом и школой; — должен существовать конкретный план действий, который в свою очередь в обязательном порядке должен быть согласован с руководством обеих сторон; — с целью профессиональной ориентации студенты должны взаимодействовать с абитуриентами для привлечения желающих поступить в вуз; — должен быть проработан и согласован перечень мероприятий, проводимых в рамках такого взаимодействия; — должен существовать и работать реальный документ (например, соглашение) между школой и вузом, который юридически будет закреплять обязанности и ответственность сторон.

Подводя итоги данной статьи, отметим, что такое направление, как взаимодействие со школами позволит Академии гражданской защиты МЧС России полноценно и ритмично начинать непосредственную работу по профессиональной ориентации будущих абитуриентов, положительно повлияет на престиж вуза и даст хороший толчок для рекламы и пиара Академии. Также это может служить отличным подспорьем для формирования целой сети таких взаимодействий и налаживания контактов с другими школами, что в свою очередь послужит формированию качественно нового уровня для приема новых студентов и курсантов в Академию.

Литература

1. Центр тестирования и развития [Электронный ресурс] // www.proforientator.ru. [сайт]. [2011]. URL. http://www.proforientator.ru (дата обращения: 09.02.2014г.)

2. Путин обсудил со студентами взаимодействие школ и вузов. [Электронный ресурс] // www. ria.ru. [сайт]. [2014]. URL. http://ria.ru/science/20130401/930467342.html (дата обращения: 09.02.2014г.)

3. Старцев Б. Необходимо уделять больше внимания взаимодействию школ и вузов [Электронный ресурс] // www. graduates.rggu.ru. [сайт]. [1996]. URL. http://graduates.rggu.ru/announcements.html?id=357872 (дата обращения: 10.02.2014г.) 4. Бадмаев Б.Ц. Психология в работе учителя. М.: ВЛАДОС, 2000. С. 171

Ахундов М.М.


Комментировать


пять × 2 =

Яндекс.Метрика

Знания, мысли, новости - radnews.ru