Проблемы институционального кризиса высшего образования в России

Аннотация Автор статьи анализирует проблемы институционального кризиса высшего образования в России, рассматривает понятия «социальный институт», «институциональный кризис», а также анализирует основные и специфические функции института высшего образования. Институциональный кризис высшего образования в современной России заключается в неспособности данного института эффективно выполнять свои функции.

До сих пор не отлажены процессы взаимодействия между институтом высшего образования и другими институтами, такими как институт экономики, институт публичной власти, науки и культуры. Проблемы, характерные для межинституционального взаимодействия, достигли критического уровня. Оттого, насколько субъекты высшего образования выстроят взаимодействие с иными институтами, зависит его будущее. Решение этого институционального кризиса приведет к повышению эффективности высшего образования в России, а также повысит его авторитет как внутри страны, так и за рубежом. Ключевые слова: высшее образование, социальный институт, кризис, институциональный кризис, проблемы высшего образования, взаимодействие.

В современной России наблюдается институциональный кризис высшего образования, выражающийся в том, что до сих пор нет полного и всестороннего законодательного обеспечения процессов взаимодействия между различными институтами общества с институтом высшего образования. Решение этого институционального кризиса приведет к повышению эффективности высшего образования в России, а также повысит его авторитет как внутри страны, так и за рубежом.



style="display:inline-block;width:240px;height:400px"
data-ad-client="ca-pub-4472270966127159"
data-ad-slot="1061076221">

Для определения проблем институционального кризиса высшего образования в России рассмотрим понятия социального института и институционального кризиса, а также функций высшего образования. Социальный институт рассматривается как устойчивая форма организации общественной жизни и совместной деятельности людей, включающая в себя совокупность лиц и учреждений, наделенных властью и материальными средствами для осуществления социальных функций, и ролей, управления и социального контроля за соблюдением норм и правил поведения [3, с. 341].

Под институциональным кризисом понимается процесс, характеризующий неспособность института эффективно исполнять свои функции, снижение авторитета и доверия к нему и его субъектам со стороны общества [1]. К основным функциям института высшего образования в условиях его нормального функционирования относится обеспечение устойчивости социального порядка не только в образовании, но и за его пределами, поддержание отношений с другими социальными институтами, оказание на них влияния. Социальный институт образования обеспечивает функционирование социальных общностей, несмотря на постоянную смену их членов. Также социальный институт образования способствует усилению социальных связей и внутригрупповой сплоченности его субъектов, например, учащихся и педагогического персонала.

Институт образования осуществляет контроль за отклоняющимся поведением от установленных норм, поощряет поведение социальных групп в сфере обучения и воспитания, желательное с точки зрения общества, и их взаимодействие в рамках принятых норм [3, с. 392]. К специфическим функциям высшего образования относится подготовка высококвалифированных специалистов, способных обеспечить научно-технический прогресс; создание новых знаний через развитие наук и искусств; повышение квалификации различных специалистов; формирование свободы личности путем повышения его политической культуры и гражданской активности. И наконец, система высшего образования выполняет функцию заключающуюся, в духовном формировании общества через всестороннее развитие личности. Однако процессы взаимодействия института высшего образования с другими институтами не отлажены. От того, насколько быстро и качественно высшее образование выстроит взаимодействие с иными институтами, такими как институт экономики, публичной власти, науки и т. д. зависит его будущее. Рассмотрим взаимодействие высшего образования с институтом экономики. Недостаточная эффективность взаимодействия обусловлена не только тенденциями, характерными для рынка труда, но и слабой мобилизацией субъектов, отвечающих за развитие инновационного, научного потенциала высшего образования.

Связи и соответственно отношения субъектов экономики и вузов в части инноваций осложняются зависимостью высшего образования от стабильности государственных инвестиций, что характерно в целом для многих стран. Стабильность и объемы финансирования влияют на повышение престижа российских университетов в мировом академическом сообществе [5, с. 285]. Качество подготовки студентов не удовлетворяет работодателей. Унификация, статичность набора образовательных компетенций входят в противоречия с динамично изменяющимися запросами работодателей.

Возможно, этим объясняется отсутствие заинтересованности подавляющего числа субъектов малого, среднего и крупного бизнеса в развитии отношений с институтом высшего образования [2]. Ситуация осложняется тем, что не ясны перспективы развития взаимодействия высшего образования и бизнеса. Модель партнерских отношений института высшего образования и экономики не развивается на институциональном и личностном уровнях. Одна из причин отсутствия развития отношений состоит в том, что при разработке долгосрочных программ социально-экономического развития страны механизмы реализации партнерских отношений института высшего образования и экономики не учитываются и слабо разрабатываются. Трансформация деятельности вузов в регионах, далеко не всегда положительная и часто ведет к разрушению межинституциональных связей, сложившихся на региональном пространстве.

Следствием становится низкий уровень готовности института высшего образования и экономики к изменениям отношений. Для взаимодействия высшего образования с институтами публичной власти характерны следующие проблемы. Это то, что задачи социально-экономического развития страны формулируются в отраслевом разрезе, а высшее образование функционирует в региональном пространстве. Сложилось противоречие между функционированием, целями и задачами высшего образования и регионов. На всех уровнях исследования фиксируется фрагментарность и избирательность в отношении региональных органов власти к запросам и проблемам развития высшего образования. Государственная стратегия реформирования высшего образования противоречит логике развития субъектов высшего образования на региональном уровне, вызывает их сопротивление (как правило, пассивное). Это сопротивление часто выступает фактором, препятствующим институциональному изменению. На сегодняшний день система управления высшим образованием характеризуется высокой степенью бюрократизации.

Субъекты данного взаимодействия проявляют низкую готовность как внутри института, так и между институтами не показывают высокой готовности к активным действиям. Анализ взаимодействия высшего образования с академической наукой подтверждает наличие серьезных проблем. Установить тесные связи субъектов академической науки и образования удалось только на макроуровне, а именно в столичных городах. В тоже время системные связи на уровне регионов и макрорегионов отсутствуют. Реформирование РАН и высшего образования сопровождается кризисами, поэтому развитие межинституционального взаимодействия не рассматривается ни на управленческом, ни на идеологическом уровнях.

Ситуация осложняется попыткой, инициированной государством, усилить вузовскую науку посредством передачи функций и ресурсов, которыми ранее обладали академические структуры, ведущим вузам страны. В этих условиях традиционные связи ослабевают или разрушаются, новые только декларируются, но не формируются в реальности. Отношения субъектов науки (фундаментальной и прикладной) и института высшего образования слабые и формальные. Во многих вузах на уровне российских регионов проблемой является невозможность осуществить полный цикл «производства» научной продукции и вывести ее на рынок из-за ресурсных ограничений, человеческих, материальных, коммуникационных и нормативно-правовых.

Страны Восточной Азии убедительно продемонстрировали, каких высоких результатов можно достичь путем систематической интернационализации, т.е. установления активных партнерских отношений с коллегами за рубежом, создания международных авторских коллективов, мобильности студентов и преподавателей, организации активного обмена опытом на уровне учреждений и предметных областей [4, с. 19]. Состояние взаимодействия института высшего образования с другими подсистемами образования также является реальной проблемой.

Попытки преодоления разрывов отношений института образования и его подсистем оказались нерезультативными. Задачи реформирования только формулируются на макроуровне, но на региональном и локальном уровнях не реализуются. В регионах страны усиливается социальное неравенство субъектов высшего образования. Сохраняется высокий уровень миграции выпускников в крупные вузовские центры. Доля студентов, поступающих из регионов в столичные вузы, увеличилась за последние пять лет, что объясняется более низким уровнем контроля проведения ЕГЭ, коррупцией, связанной с его проведением. Данный факт признает даже Любовь Глебова, бывший глава Рособрнадзора [6, с. 32].

Усиливаются различия в интересах и задачах школ и вузов, вследствие чего обостряются противоречия между ними. Перманентные изменения образовательных стандартов носят формальный характер и ведут к бюрократизации, дезорганизации, снижению качества образования и уровня удовлетворенности всех субъектов высшего образования. Отсутствие интеграции субъектов образования и культуры также является существенной проблемой.

В регионах прослеживается тенденция потери их статуса как центров культурной жизни. Интерес к культуре в академической среде сохраняется при наличии финансовых ресурсов только в контексте формирования имиджа и брендирования отдельных вузов. Культура в контексте высшего образования решает задачи их продвижения и позиционирования. Нивелирование гуманитарной составляющей образования способствует размыванию и разрушению связей между высшим образования и культурой общества.

В высшем образовании укореняются патерналистские отношения, которые снижают эффективность межинституционального взаимодействия. Отсутствие инновационного сознания субъектов высшего образования, их поведения и культуры в российском обществе препятствует развитию этих качеств у представителей образовательных общностей. Доминанта коллективистской культуры вступает в противоречие со стратегией развития высшего образования, направленной на культивирование индивидуализма.

Одновременно происходит разрушение научных школ, традиционных для России, а также тех ценностей, на которых они строятся. Рассмотрев ключевые взаимодействия института высшего образования с другими институтами можно сделать следующий вывод: количественные и качественные характеристики противоречий и проблем в области межинституциональных взаимодействий достигли критического уровня. Требуются качественные исследования в данном направления для преодоления проблем институционального кризиса в высшем образовании в России.

Библиографический список

1. Добреньков В. И. Социология: в 3-х томах: словарь по книге. М.: Социологический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова. 2003-2004.

2. Зборовский Г. Е. Общая социология: Учебник. 3-е изд., испр. и доп. М.: Гардарики, 2004. 592 с.

3. Марджинсон С. Российские наука и высшее образование в условиях глобализации // Вопросы образования. 2014. № 4 С. 8–35.

4. Нелинейная модель российского высшего образования в макрорегионе: теоретическая концепция и практические возможности: монография / Зборовский Г. Е., Амбарова П. А., Каташинских В. С., Клюев А. К., Кузьминчук А. А., Кульпин С. В., Певная М. В., Шаброва Н. В., Шуклина Е. А. / под ред. Зборовского Г. Е. Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2016. 336 с.

5. Новикова В. М. Проблемы и перспективы российского высшего образования // Вестник МГИМО. 2012. № 6 С. 282–286.

6. Пашкус Н. А., Пашкус В. Ю. Модернизация российского образования: проблемы, направления, возможности внедрения в вузах // Общество: политика, экономика, право. 2014. № 3 С. 16–21.

Ю. Д. Левашова


Комментировать


четыре × = 8

Яндекс.Метрика

Знания, мысли, новости - radnews.ru