Проблемы и условия формирования профессиональной идентичности студентов вузов

Традиционно в психологии выделяются «реальное Я» и «идеальное Я». «Реальное Я» – это представление о себе в момент переживания. Это «реальное Я» более всего подвержено изменениям. Например, в начале первого курса это одно «Я», в момент получения диплома – совсем другое «Я». «Идеальное Я» вбирает в себя стремления, надежды и мечты человека. Преобладание одного «Я» над другим ведет к изменению личности.

Стремления, надежды и мечты должны подкрепляться реальными действиями и поступками. Например, если человек хочет, мечтает работать журналистом, ему или ей необходимо определить, во-первых, свою предрасположенность или негодность к профессии; во-вторых, развивать задатки и способности; в-третьих, выбрать и поступить в соответствующее образовательное учреждение.

В первый год обучения идеализированные представления о профессии переосмысливаются. Часть студентов может испытывать негативное отношение к учебе и разочарование в профессии, но продолжает учиться по разным причинам: выгодная профессия, возможность обрести социальный статус и необходимые связи, нежелание расстраивать родителей и др. Несовпадение «идеального Я» и «реального Я» может привести к серьезным психологическим травмам, разочарованиям в учебе и профессии, к тому, что все придется начинать сначала – искать в себе нераскрытые способности и задатки, развивать их, выбирать новую профессию и новое образовательное учреждение. Получить второе среднее специальное или высшее образование в России можно только платно, что не каждый может себе позволить.



style="display:inline-block;width:240px;height:400px"
data-ad-client="ca-pub-4472270966127159"
data-ad-slot="1061076221">

Отсюда возникает ситуация «работать не по специальности/профессии». Дилемма, возникающая в процессе журналистского образования, характерна для российского образования в целом: с одной стороны, человек получает академическое образование, профессиональные знания и навыки в университетских стенах; с другой стороны, понимает, что этого недостаточно и начинает работать по профессии, будучи студентом, либо так и учится, переживая первый в жизни кризис профессиональной идентичности. Особенность профессионального и не только образования состоит в строго структурированном учебном процессе. Преподаватели работают по разработанным в соответствии с федеральными образовательными стандартами рабочими программами, от студентов ожидают следовать этому общему для всех маршруту. Хотя учеба в университете и гораздо сложнее учебы в школе, хотя бы по тому объему разносторонних академических знаний и профессиональных навыков, которые студент должен освоить, но принцип обучения схож.

Студенты могут попасть на инновационные педагогические технологии, но это скорее исключение, чем правило. Преподавателям необходимо понимать и принимать особенности студенческого возраста. Именно в этот период человек размышляет о смысле жизни вообще и о смысле собственной частной жизни, о собственной личности.

Мы полагаем, что уже в университете образовательная программа должна быть направлена на формирование профессиональной идентичности студентов, будущих профессионалов. Для этого необходимо учитывать три фактора: 1) давать студентам профессиональные знания и навыки; 2) студенты наравне с преподавателями являются активными участниками образовательного процесса, обучение строится не на пассивном потреблении знаний, а на сотрудничестве и взаимодействии; 3) студента необходимо мотивировать на дополнительные занятия по овладению будущей профессией. Последний пункт предполагает развитую систему внеучебной работы.

Наталья Авдонина


Комментировать


− пять = 3

Яндекс.Метрика

Знания, мысли, новости - radnews.ru