Проблемы модернизации современного туристского образования | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Проблемы модернизации современного туристского образования

Скульмовская Л.Г., Тюменский государственный институт культуры, г. Тюмень; Кудинова О.С., Тобольский педагогический институт им. Д.И. Менделеева (филиал) ТюмГУ, г. Тобольск

В статье рассмотрены проблемы модернизации современного туристского образования, описаны основные изменения, производящие повсеместно вследствие общих реформационных процессов в образовании. Авторы делают акцент на значимости практико-ориентированного подхода в образовании, системе непрерывного образования для более гибкой адаптации выпускников в профессиональной трудовой деятельности.

Ключевые слова: практико-ориентированное образование, квалификация, профессиональная занятость, самореализация

Современные социально-экономические и социально-политические процессы готовят новые вызовы российскому обществу в сфере организации туризма и туристской деятельности. Большинство российских граждан, ранее выбиравшие отдых за границей, вынуждены в настоящее время от этого отказаться из-за обострения геополитической ситуации. Привлечение российских туристов на родные курорты произошло, но обнажило ряд старых и новых проблем: от материально-технического оснащения туристских дестинаций, санитарно-эпидемиологического контроля в местах отдыха до недостаточно высокого уровня сервиса.

В августе-сентябре 2016 г. загрузка черноморских пляжей Кубани составила 100%, а ежедневный прием отдыхающих оценивается в 275 тыс. чел. при вместимости организованных средств размещения в 200 тыс. номеров [3]. Но если недостаточное материально-техническое обеспечение – это индикатор экономического характера, то качество сервиса – это один из показателей уровня подготовки квалифицированных кадров, как исполнительского, так и управленческого звена, и укомплектования ими национальных объектов туристского сервиса. В условиях динамично меняющейся социально-экономической ситуации в России обществу необходимы специалисты, обладающие адаптивной гибкостью. Нехватка персонала, способного обеспечить требуемый уровень качества услуг и обслуживания, остается актуальной.

В связи с этим, перед системой образования стоят две противоположные задачи: удовлетворить социальный заказ на качество специалиста как компетентной, инициативной, социально-адаптированной личности, обладающей ответственностью и гражданской позицией, с одной стороны, а с другой – сохранить и развить ее уникальность, сформировать стремление и способность к саморазвитию [2]. Образование в сфере сервиса и туризма за последние годы претерпело существенные изменения: — замена квалификации «специалист» на квалификацию «бакалавр» – в 2015 г. были выпущены последние группы специалистов в сфере сервиса и туризма, так как набор на специалитет прекращен с 2011г.; — существенно изменилось соотношение часов аудиторных занятий и отведенных на самостоятельную работу студента в пользу последних; — увеличилось количество часов обучения студентов с использованием интерактивных технологий, мультимедийных средств и специально разработанных обучающих программ (например, «Амадеус»).

Но остается ряд вопросов, связанных с подготовкой квалифицированных специалистов, требования к профессиональным и личностным качествам которых возрастают как со стороны работодателей, так и со стороны потребителей. Часто среди таких требований высказывается необходимость свободного владения не одним, а несколькими иностранными языками, не просто пользовательские навыки, а умения работать в специализированных компьютерных программах (системах управления), углубленные знания в области географии (даже при работе по направлениям внутреннего туризма), наличие практических навыков выполнения текущих операционных процессов. Повышение доли практических занятий и часов, отведенных на производственную практику, способствует решению указанных проблемных аспектов. В зарубежных странах соотношение теоретического обучения и практик составляет примерно 50 на 50%. Практико-ориентированное обучение и применение компетентностного подхода остаются основными в процессе подготовки бакалавров сервиса и туризма. Практико-ориентированное обучение – это освоение студентами образовательной программы не в аудитории, а в реальном деле, формирование у студентов профессиональных компетенций (как общепрофессиональных, так и специальных) за счет выполнения ими реальных практических задач в учебное время. Оно предполагает создание в вузе особых форм профессиональной занятости студентов с целью выполнения ими реальных задач практической деятельности по осваиваемому профилю обучения при участии профессионалов этой деятельности. Важность практико-ориентированного обучения неоценима в подготовке конкурентоспособных специалистов в сфере туризма. Одной из таких форм профессиональной занятости выступает активное взаимодействие с возможными работодателями – профессиональными сервисными предприятиями, формирующими предложение на рынке туристических услуг, что осуществляется через организацию ознакомительной, учебной и производственной (преддипломной) практик.

Но не всегда удается обеспечить эффективное взаимодействие возможного работодателя и студента и достичь планируемого результата – освоения требуемого набора компетенций как совокупности знаний, умений, навыков и способности применить их на практике. Другой формой профессиональной занятости может стать создание на базе высшего учебного заведения учебных фирм. Учебная фирма в данном случае рассматривается как дидактическая концепция реальной фирмы, деятельность которой имитируется с обучающими целями. Рабочие места в учебной фирме соответствуют таковым в реальной, что обеспечивает преодоление разрыва между профессиональным образованием и рынком труда. При этом каждая из учебных фирм различных учебных заведений входит в сеть учебных фирм, управляемую так называемым Центральным офисом. Центральный офис имитирует работу всех служб, с которыми приходится сталкиваться предпринимателю в реальной жизни: регистрационная палата, банк, налоговая служба и др [1]. Существуют не только виртуальные, имитационные учебные фирмы, но и реальные, созданные на базе средних профессиональных или высших учебных заведений.

Примерами успешно функционирующих, оказывающих услуги клиентам и приносящих доход являются учебные гостиницы в Волгограде, Набережных Челнах, Москве, Санкт-Петербурге. Прохождение практики в таких фирмах воспринимается студентами как начало трудовой деятельности, поскольку в реальном режиме времени права на ошибки не остается. Это позволяет учащимся приобрести ряд навыков по всем квалификационным уровням и направлениям будущей профессиональной деятельности. Важным моментом здесь является приобретение опыта работы в команде. В специфике труда исполнительского и управленческого персонала сервисных и туристских предприятий существуют отличия. Вместе с тем, деятельность персонала, находящегося во взаимодействии с клиентом (в контакте) отлична от деятельности других сотрудников (бесконтактных служб).

Это обуславливает ряд требований к профессионально-квалификационным характеристикам, к наличию освоенных компетенций у указанных групп персонала. Деятельность исполнительского персонала носит преимущественно репродуктивный характер, а качество оказанной им услуги (или её части), хоть и не всегда, зависит от степени автоматизации производимых операций. Управленческий персонал осуществляет преимущественно умственную деятельность, связанную с анализом, прогнозированием, планированием, руководством.

Современные российские сервисные и туристские предприятия – это, в основном, предпринимательские структуры, относящиеся к малому и среднему бизнесу, имеющие небольшой штат управленческого персонала. Здесь, по нашему мнению, кроется одно из несоответствий между ожиданиями поступающих на «бакалавра сервиса и туризма» и реалиями, подстерегающими выпускников, получивших образование по данному направлению подготовки: выпускник с высшим образованием при поступлении на работу часто получает должность, не соответствующую полученному уровню квалификации. А требования работодателя в отношении профессионально- квалификационных характеристик претендента на вакантное место отличаются от тех, что обнаруживает соискатель в течение испытательного срока. Создание системы непрерывного образования на базе одного и того же высшего учебного заведения с включением наряду с бакалавриатом и магистратурой факультетов или отделений среднего профессионального образования по сервисным направлениям подготовки или с получением конкретной профессии (многопрофильные техникумы) способствует более гибкой адаптации выпускников в профессиональной трудовой деятельности. На наш взгляд, возможности самореализации выпускника могли бы быть повышены за счет увеличения в образовательных программах доли дисциплин, связанных с организацией собственного дела (бизнес-планирование, организация предпринимательской деятельности, предпринимательское право и т.п.).

Ориентация на самозанятость изначально, при поступлении в учебное заведение позволяет нивелировать дисбаланс между желаемым и действительным у студентов, обладающих способностями и возможностями осуществления предпринимательской деятельности. Однако, для достижения значимых результатов требуется не только изменение вариативной части образовательных программ по направлениям подготовки в сфере сервиса, необходимы создание условий для осуществления «с нуля» предпринимательской деятельности в сфере сервиса, государственная поддержка в вопросах юридического характера. Таким образом, отраслевая система подготовки кадров для российской индустрии туризма в регионах находится в стадии становления. Для ее построения в России необходимо проанализировать все возможности получения качественного образования и потребности рынка труда. Она должна основываться на современных приоритетах и принципах профессионального образования, используя общие его закономерности, учитывая местные особенности тех регионов, для которых готовятся специалисты в области сервиса и туризма.

Список использованных источников и литературы

1. Барышников В.И. Учебная фирма как возможный вариант организации практики студентов высших учебных заведений / Актуальные проблемы развития туризма и подготовки кадров для предприятий туристской индустрии: Сб. науч.трудов. – СПб.: Изд-во «Д.А.Р.К.», 2004. С. 144-146.

2. Исмагилова И.В. Личностный профессиональный миф: феноменология, динамика основных конструктов в процессе профессионального самоопределения личности: монография. – Тюмень: РИЦ ТГАКиСТ, 2013. – 168 с. (С.4).

3. Карасев И.В России назвали самые популярные туры в бархатный сезон // Российская газета – [электронный ресурс] – режим доступа: https://rg.ru/2016/08/15/reg-ufo/sochi-otdyh-v-barhatnyjsezon.html – дата выхода статьи: 15.08.2016/

 


Комментировать


+ семь = 16

Яндекс.Метрика