Проблемы профилактики коррупционных правонарушений в сфере государственных закупок

В статье анализируются некоторые аспекты существенных проблем, возникающие при реализации профилактики антикоррупционных мероприятий в сфере государственных и муниципальных закупок. На основании изученныхматериалов по общественному контролю в сфере закупоквыделен ряд проблем, которые оказывают существенное влияние на эффективность общественного контроля.Ключевые слова: коррупционное правонарушение, противодействие коррупции, профилактика, сфера государственных и муниципальных закупок.

Будучи проблемой общегосударственного характера в Российской Федерации, коррупция в государственных и муниципальных закупках находится под пристальным контролем государства, гражданского общества и различных общественных организаций, а также прессы.

Действия, которые могут быть квалифицированы как коррупционные в сфере государственных и муниципальных закупок, характеризуются следующими особенностями:совершаются специальными субъектами (как правило государственными или муниципальными служащими, наделенными широкими полномочиями);совершаются благодаря служебному положению и полномочиям соответствующего должностного лица1;непременно направлены на получение личной выгоды должностным лицом;нарушают законные интересы государства;выполняются должностным лицом умышленно;выполняются в интересах лица, предлагающего должностному лицу предоставление той или иной формы вознаграждения (взятки и т.д.).



style="display:inline-block;width:240px;height:400px"
data-ad-client="ca-pub-4472270966127159"
data-ad-slot="1061076221">

На устранение коррупции в сфере государственных и муниципальных закупок направлены как государственные возможности, так и гражданские инициативы. Можно выделить основные направления государственной политики по профилактике коррупционных правонарушений в системе государственных и муниципальных закупок:1)предотвращение и урегулирование конфликта интересов («личностного» и «корпоративного»);2)правовое информирование сотрудников о недопустимости коррупционного поведения;3)недопущение коррупциогенных факторов при правовой экспертизе нормативных правовых актов и их проектов в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;4)привлечение гражданского общества к проблемам коррупции в сфере закупок, в том числе обязательное общественное обсуждение закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд.

Вопрос предотвращения и урегулирования конфликта интересов при организации конкурсов или аукционов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных имуниципальных нужд является одним из ключевых элементов противодействия коррупции независимо от организационноправовой формы юридического лица.

Так или иначе, гражданское общество становится некоей жертвой преступной коррупционной связи, и потому гражданский контроль в этой сфере приобретает особенно важное значение.Однако, часто имеются отдельные элементы и этапы процедуры государственных и муниципальных закупок, которые недостаточно четко прописаны, могут быть юридически неоднозначно истолкованы или подразумевают принятие субъективных решений.

Так, можно выделить несколько проблем профилактики коррупционных правонарушений в системе государственных и муниципальных закупок:1.Реализация на практике проверки участников закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на предмет аффилированности и отсутствия судимости. Механизмы реализации данной нормы пока отсутствуют. Комиссия по осуществлению закупок конкретного заказчика не является лицом, которое вправе получать сведения о судимости. Необходимо отметить, что более узкая трактовка понятия конфликта интересов в Федеральном законе от 5 апреля 2013 г. No44ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (Закон о контрактной системе), чем в Федеральном законе от 25 декабря 2008 г. No273ФЗ «О противодействии коррупции», создает ряд коррупционноопасных ситуаций, таких, например, как осуществление должностными лицами государственного заказчика трудовой деятельности в штате организации, являющейся участником закупок.

В соответствии с частью 8 статьи 31 Закона о контрактной системе комиссия по осуществлению закупок лишь вправе проверить соответствие участника закупки указанному требованию2. Совершенно очевидно, что такая норма Закона о контрактной системе является коррупциогенным фактором, предоставляющим заказчику необоснованно широкие пределы для усмотрения.2.Отсутствие контроля за доходами и расходами членов комиссий заказчика. Государственная и муниципальная служба позволяет использовать гораздо большее количество механизмов профилактики коррупционных правонарушений в сфере закупок товаров, работ, услуг.

Так, к примеру, обязанность предоставления сведений о доходах и расходах возложена только на тех служащих (работников), должности которых включены в соответствующие перечни в соответствии с Указом Президента РФ от 18 мая 2009 г. No557 «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей». Таким образом, не все работники охвачены контролем доходов и расходов, члены комиссий по осуществлению закупок также зачастую не включены в такой перечень.

Отсутствие антикоррупционного правосознания работников, занимающихся закупками и низкий уровень достаточной квалификационной подготовки. Формирование антикоррупционного правосознания работника –одна из главных задач, стоящая перед работодателем. Таким образом, можно вновь вернуться к вопросу об этическом кодексе государственного закупщика, речь о котором поднималась Общественной палатой Российской Федерации еще в 2013 году. На практике часто встречаются ситуации, когда в сфере закупок работает специалист, имеющий недостаточный объем часов обучения, не изучены требуемые разделы и темы обучения в сфере государственных и муниципальных закупок.

Имеет место быть пренебрежение работодателем своевременного направления работника на повышение квалификации.

Можно выделить ряд проблем, которые оказывают существенное влияние на эффективность общественного антикоррупционного контроля в сфере государственных и муниципальных закупок:1)недостаточно активное участие институтов гражданского общества в реализации мероприятий общественного антикоррупционного контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг;2)недостаточно используется потенциал общественныхпалат;3)отсутствие в субъекте РФ необходимого количества аккредитованных экспертов;4)общественный контроль зачастую осуществляют люди, недостаточно компетентные именно в этой сфере или обладающие довольно поверхностными знаниями3.Таким образом, можно говорить, что профилактика коррупционных правонарушений в сфере государственных и муниципальных закупок должна осуществляться постоянно, но при этом быть актуальной тем условиям и сложившимся проблемам, которые существуют в обществе на данный момент.

Такая деятельность должна вестись как на уровне государства, так и «на местах». Организации вне зависимости от их форм собственности и организационноправовых форм, самостоятельно должны разрабатывать и утверждать те мероприятия, которые будут регулировать процесс осуществления закупок.

Н. В. Бойко


Комментировать


8 + = семнадцать

Яндекс.Метрика

Знания, мысли, новости - radnews.ru