Проблемы «серого» сбыта в мировой торговле

При работе на международном рынке очень важно учитывать угрозу параллельного импорта. Это тот случай, когда продукты скупаются у дистрибьюторов производителя в одной стране и продаются неким дистрибьюторам, не входящим в распределительную систему производителя, в другой стране. Такой импорт достаточно распространен при значительном различии цен на некоторые продукты в разных странах, и свободное перемещение товаров между государствами приведет к тому, что его объем будет увеличиваться.

Для защиты от этого неконтролируемого импорта компании-производители уменьшают разницу в уровнях цен в разных странах, предлагают комплексный пакет "продукт-сервис", не поддающийся транспортировке, применяют в каждой стране особую упаковку и т.д. Параллельный импорт – ввоз на территорию страны оригинальных товаров, которые имеют товарный знак, с разрешения правообладателя, лицами, не имеющими зарегистрированного согласия от правообладателя на их ввоз, которое происходит через параллельные каналы, а не через работу с аккредитованным дистрибьютором.

Чаще всего правообладатель даже не в курсе существования этих параллельных каналов. Это происходит в том случае, когда производитель поддерживает значительную разницу в ценах на один и тот же продукт для разных стран. Серый сбыт возникает в случае колебания курсов валют, что делает привлекательным для «серых» торговцев покупку товара в странах со слабой валютой и перепродажу его в странах с сильной валютой. Основная проблема для производителя: потеря мотивации официальных посредников («серый» торговец обычно сосредоточивается на ценовой конкуренции и практически не заботится о маркетинге и послепродажном обслуживании).



style="display:inline-block;width:240px;height:400px"
data-ad-client="ca-pub-4472270966127159"
data-ad-slot="1061076221">

Серый маркетинг наблюдается, когда сбытовики продают товары компаниям, которые сбывают эти товары потребителям, причем обычно по более низким ценам, создавая дополнительную конкуренцию на рынке и нарушая маркетинговую стратегию компании, то есть носителя этой торговой марки. Основной причиной возникновения серой торговли служит разный уровень цен на различных рынках на одну и ту же продукцию одной компании, а также колебания валютных курсов, наличие достаточного количества товара для продажи и на сером рынке. Преимущества введения параллельного импорта:  Будет снижена стоимость продукции известных марок, потому что появится конкуренция между официальными представителями правообладателя и независимыми импортёрами.

 Параллельный импорт позволит осуществлять покупку иностранных товаров в более сжатые сроки.  Создание и рост конкурентных условий на рынке позволит расширить ассортимент товаров известных брендов (и, соответственно, станет причиной снижения цен) для покупателя. Недостатки легализации параллельного импорта:  Таможенный контроль будет ослаблен, соответственно, увеличится теневой сектор экономики, вырастет процент контрафактного товара, параллельных каналов импорта, а налоговых вливаний в бюджет станет меньше.  Параллельные схемы спровоцируют риск, что усилит недобросовестную конкуренцию.  Фактически параллельный импорт приведет к отсутствию ответственности за низкокачественный товар, поскольку осуществлять импорт сможет даже компания-однодневка.  Параллельный импорт снизит качество послепродажного сопровождения и обслуживания продукции.  Снизится мотивация для внутреннего производства, а политика импортозамещения будет менее актуальна.

С одной стороны, для потребителей привлекательна возможность приобретать товары по более низким ценам, а для производителя — продавать большие объемы своей продукции. Однако, производитель теряет контроль над системой распределения и участниками каналов сбыта, снижается активность и интерес у нижних звеньев сбытовой цепочки в приобретении его продукции, наблюдается рост ценовой конкуренции, снижение лояльности в системе распределения. Кроме того, повышается возможность появления продукции черного рынка.

Что же касается потребителей, то возможны снижение качества продукции, на которую могут не распространяться гарантии, процедура изъятия товара из продажи. Возможные стратегии борьбы:  Возмещение убытков через суд: преследование «серых» торговцев в судебном порядке может отнять много времени и денег;  Отказ от работы на небольших рынках с низкими ценами (если оттуда идет поток параллельного импорта);  Минимизация ценовых расхождений между странами. Можно также снизить скидки, предусмотренные для больших заказов. Это умерит стремление посредников к избыточным закупкам товара по более низким ценам и последующей перепродаже излишков на рынках с более высокими ценами;  Производитель может сократить или отменить гарантийный срок эксплуатации для продуктов, реализуемых на «сером» рынке.

В этом случае необходимо введение системы идентификации продукта по его принадлежности к определенному каналу распределения. Таким образом, для решения вопроса борьбы с «серым» импортом разные страны используют разные подходы. Каждый из представителей бизнеса и потребителей должен сам определить свою политику принятия или непринятия данного явления. Однако совершенно очевидно, что добросовестные производители всеми доступными методами борются с тем, чтобы защитить свою продукцию.

Литература 1. Ноздрева Р.Б… Международный маркетинг: учебник 2005 2. Электронный ресурс : [https://vvs-info.ru/helpful_information/poleznayainformatsiya/parallelnyy-import/]

Ардашева Г.Е., к.э.н., профессор Казакова Е.Б.


Комментировать


девять × = 18

Яндекс.Метрика

Знания, мысли, новости - radnews.ru