Проблемы социализации современных школьников 13-15 лет

Сегодня многие педагоги средних образовательных учреждений сталкиваются с проблемой адаптации современных школьников к окружающему их обществу [1]. Несмотря на то, что подростки ведут довольно активный образ жизни в различных социальных сетях, общаются на тематических форумах и чатах в онлайн-видеоиграх, инициировать, а, главное, поддержать разговор о чем-либо отличном от освоенной ими «виртуальной реальности», они практически не могут.

Более того, при анонимном анкетировании подростков 7-8 класса, выявлено отсутствие мотивации (свыше 56 %) к попыткам расширения собственного кругозора, стремлению узнать новое. Особенно остро данная проблема ощущается в средней школе у учащихся в возрасте 13-15 лет [2].

Из опыта работы классного руководителя детей, описанной выше возрастной группы, необходимо отметить, что у некоторых из них (32-39 %) практически полностью отсутствует интерес к жизни в целом. Таким детям не интересен мир, в его реальном проявлении, не интересно все, что происходит за пределами освоенного ими «виртуального пространства».

Подростки не имеют желания впустить в этот «виртуальный мир» кого-то еще, ревностно охраняя свое пространство ценностей и смыслов. При разговоре с подобным учеником можно услышать такие фразы, как: «Не учите меня жизни, я уже все знаю (в свои 13 лет — примеч. авт.)», «Не пытайтесь меня чем-то заинтересовать, мы “конченое” поколение», «Вы (учителя — примеч. авт.) архаичны, не пытайтесь нам рассказывать, как нам нужно себя вести» и так далее. При педагогическом наблюдении, можно отметить, что такие подростки имеют крайне ограниченный круг общения, практически не вступают в контакт с учителями и одноклассниками, они социально замкнуты. Также, можно отметить, что если ребенку в силу обстоятельств, все-таки приходится идти на контакт, то это, зачастую, происходит с проявлением агрессии и недовольства.



style="display:inline-block;width:240px;height:400px"
data-ad-client="ca-pub-4472270966127159"
data-ad-slot="1061076221">

В ходе воспитательной работы с классом, одному из подростков был задан вопрос, по какой причине он выбрал такую модель поведения — отстранения и негативизма, ответ прозвучал следующим образом: «Вы думаете, что я ничего не пробовал? Со мной с первого класса никто не хочет общаться. Я пробовал влиться в компанию, пытался шутить, но надо мной все равно все смеялись и не принимали меня. Поэтому я решил, что буду один и не хочу ни с кем вступать в контакт, меня все раздражают. Я привык к этому и не хочу ничего менять. Я уже все знаю, здесь ничего не изменится, поэтому оставьте меня и не пробуйте что-либо мне говорить». После подобного ответа школьник покинул класс, прервав беседу. Подобная ситуация в школьников -подростков не единична.

Все больше назревает проблема отчуждения и не понимания среди детей. Растет поведенческий инфантилизм и среди родителей подростков. Так, в ходе анализа педагогического интервьюирования родителей, выявилось, что многие из них воспринимают общение с собственными детьми как утомительное и хлопотное занятие, потому что между ними выросла стена непонимания: лексическая, психологическая, социальная.

Достаточно быстро овладевая различными техническими средствами, дети все сильнее погружаются в «виртуальный мир». В это время происходит ослабление связи между ребенком и родителями, взрослые становятся неинтересными для детей и теряют авторитет в их глазах. Ученики переносят данное отношение из семьи на взаимоотношение с преподавателями и сверстниками. Учителя изначально оказываются в «невыгодном» положении, так как являются представителями «взрослого поколения». Поэтому каждому педагогу сегодня необходимо быть яркой личностью, чтобы расположить к себе детей и заинтересовать их в изучении преподаваемых дисциплин, а это наисложнейшая задача современности.

Литература:

1. Максимова Ж. С. Цели воспитания в современной России: социальное содержание в социальном контексте // Вестник Томского гос. пед. ун-та. 2014. Вып. 5 (146). С. 18-24.

2. Шинина Т.В. Психолого-педагогическая культура родителей как фактор психического развития и социализации детей // Научные труды МПГУ. Серия:

Психолого-педагогические науки. Сб. статей. М.: Прометей, 2013. Ключевые слова: социализация школьников, проблемы современного подростка. Key words: socialization of schoolchildren, problems of the modern teenager.

Арасланова С.М


Комментировать


+ три = 8

Яндекс.Метрика

Знания, мысли, новости - radnews.ru