Проблемы формирования налоговой культуры в России

Аннотация. Авторами статьи поднимается проблема налогового правосознания граждан, предлагаются меры по укреплению налоговой культуры в стране. В работе приводится наиболее точное определение понятия «налоговая культура», обозначены условия её формирования в России, проведено небольшое социологическое исследование по данной теме.

Ключевые слова: налоги, налогообложение, государство, налоговая культура, культура.

В России с начала ХХI века наблюдается значительный интерес к феномену «налоговая культура» как со стороны практиков (политиков и экономистов), так и научных исследователей. Данная тема имеет ярко выраженную междисциплинарную направленность, которая прослеживается и в названии статьи. В массовом сознании российского населения до сих пор не сформировано четкое представление о данной категории. Поэтому целью статьи является уточнение понятия «налоговая культура» и выявление отношения студентов Омского филиала Финансового университета при Правительстве РФ к уплате налогов. Актуальность исследования обуславливается тем, что с каждым годом растёт число людей, которые не считают нужным платить налоги, что является показателем низкого уровня налоговой культуры в стране.

Обратимся к понятиям «налог» и «культура». В Налоговом кодексе РФ мы встречаем следующее определение: «Налог – обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, принудительно взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований» [1].



style="display:inline-block;width:240px;height:400px"
data-ad-client="ca-pub-4472270966127159"
data-ad-slot="1061076221">

Взимание налогов строго регулируется законодательством и представляет собой условие существования государства, так как налоговые поступления направляются на удовлетворение коллективных потребностей общества: здравоохранение, образование, обороноспособность страны, поддержание общественного порядка, культура и т.д. Термина «культура» ассоциируется у многих людей с походами в музей, художественную галерею, филармонию, но на самом деле данное понятие имеет более широкое значение. Нас окружают самые разные культуры: «культура быта», «правовая культура», «народная культура», «массовая культура», «цифровая культура», «духовная культура» и еще много других культур. Сложившаяся многогранность культурного мира привела к тому, что сейчас отсутствует однозначное и полное определение понятия «культура». «В современном языке «культура» определена:  как все общепринятые, утвердившиеся в обществе формы жизни – обычаи, нормы, институты, включая государство и экономику;  как социальное наследие;  как набор правил, которые предписывают человеку определённое поведение с присущими ему переживаниями и мыслями, оказывая на него тем самым управленческое воздействие» [3].

Анализ современных научных трудов показал, что исследователи выделяют два подхода к определению налоговой культуры. Первый подход трактует её как «особенное налоговое поведение, характеризующееся своевременностью и полнотой уплаты налогов и сборов» [2]. Получается, что она выступает в качестве некоей политической культуры, которая предполагает обязательность уплаты налогов для общества и государства и, конечно же, знание своих прав и обязанностей как налогоплательщика. Второй подход к определению данного понятия более персонифицирован. Например, Т.Н. Богославец называет налоговую культуру «подсистемой экономической и общей культуры человека, объединяющей в себе такие категории как культура мышления, культура общения, культура поведения и культура деятельности, а также, раскрывающей в себе особый подход к пребыванию человека в налоговой сфере» [2].

Итак, «налоговая культура – часть общенациональной культуры государства, которая связана с деятельностью участников налоговых правоотношений и отражает уровень знания и соблюдения гражданами законодательства о налогах и сборах, правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налогов и сборов, а также осведомленность в своих правах и обязанностях, которая формируется из понимания важности для государства и общества уплаты налоговых платежей» [4]. Охарактеризуем некоторые отдельные аспекты, оказывающие влияние на формирование налоговой культуры в России. Всем известно, что кризис 90-х годов привел к тому, что многие налогоплательщики «ушли в тень», недоверие граждан к органам власти негативно сказывалось на формировании правового самосознания граждан, а система налогообложения была, мягко говоря, непродуманной. В начале 2000-х ситуация начала меняться в лучшую сторону – сфера налоговых правоотношений подверглась серьёзным реформам, что в результате помогло существенно сократить количество налогов, наладить их администрирование, внедрить специальные режимы и снизить налоговое бремя.

Однако все эти реформы так и не смогли стабилизировать налоговое законодательство. Сейчас в СМИ с разной частотой появляются сообщения о том, как различного рода бизнесменов и обычных налогоплательщиков судебные органы наказывают за уклонение от уплаты налогов. «В середине февраля Омским областным судом было рассмотрено уголовное дело в отношении гендиректора ООО «Ликеро-водочный завод «Оша» Андрея Аверченко, изза махинаций которого компании удалось уклониться от уплаты налогов в 2013 году на сумму, превышающую 300 млн. рублей. Суд назначил Аверченко наказание в виде 3 лет лишения свободы в исправительной колонии общего режима» [8]. Количество подобных налоговых правонарушений продолжает увеличиваться с каждым годом, что говорит о сравнительно низком уровне налоговой культуры в стране. То, что подобные истории с судебными разбирательствами активно освещаются в СМИ, является хорошим знаком, ведь это порождает у людей общественное порицание к подобным нарушителям, и у налогоплательщика появляется чувство страха, которое заставит его выполнить свой долг перед государством. Вообще, на формирование налоговой культуры в обществе в большей степени влияет именно социально-психологический аспект, который предполагает рассмотрение неотъемлемых социально-психологических особенностей.

Появление такого феномена как налоговая культура базируется, в первую очередь, на выработанном чувстве ответственности как гражданской, так и правовой. Данное качество характеризуется потребностью человека выполнить свой долг перед обществом, собой или другими людьми и всегда несет за собой эмоциональную удовлетворенность. Приобретение таких социально-психологических особенностей происходит в каждое время по-разному. Если рассматривать поколение, родившееся в 50-60-х годах, то можно отметить у них четко выраженные качества причастности, солидарности, ответственности, но их становление происходило в условиях социалистической идеологии и господствующей административно-командной системы, то есть под напором и тотальным контролем, вследствие чего после распада СССР мы наблюдаем у старшего поколения привычку ориентироваться на мнение большинства. Социальные условия, в которых росло уже современное поколение, также не смогли в полной мере развить у них гражданско-правовую и социальную ответственность в обществе.

Именно поэтому в настоящее время наиболее важно развивать эти качества у подрастающего поколения: необходимо проводить соответствующие мероприятия в сфере образования, которые будут направлены на повышение и формирование как налоговой, так и культуры в целом. Финансово-правовой аспект проявления налоговой культуры можно квалифицировать как индивидуальную оценку гражданина социальной справедливости принятых финансово-правовых норм и их реализации в работе налоговой системы государства. Социально-экономический уровень жизни населения России по данным агентства Legatum Prosperity Index низок: «Россия в мировом списке занимает 61 место при общем количестве в 142 пункта» [6].

При подсчёте данных агентство ориентировалось не только на общегосударственные показатели, но и качество жизни самого населения, принимая во внимание уровни зарплат, образовательную систему, соотношение цен в государстве и реального материального положения среднестатистического гражданина. Отметим, что на налоговую культуру серьезное влияние оказывает качество работы чиновников на местах, ведь гражданам необходимо видеть результат своих вложений: города должны развиваться, дороги строиться, улицы благоустраиваться, больницы ремонтироваться, заводы открываться и т.д.

Например, грамотное осуществление своих полномочий государственными служащими Тюменской области привело к тому, что только «за 2018 год поступления в региональный бюджет увеличились на 24,7% по сравнению с 2017 годом» [7]. Там чиновникам удалось разработать программу по привлечению инвестиций в регион, вследствие чего крупные иногородние бизнесмены массово осуществляют перерегистрацию своих производств, ведь создаются хорошие условия для качественного функционирования бизнеса (в том числе и налоговые льготы). Получаемые инвестиции существенно повлияли на уровень жизни населения, поэтому и собираемость налогов среди населения выросла. Также, выполнив анализ литературы по обозначенной теме, мы можем утверждать, что «процесс формирования налоговой культуры сталкивается с такими проблемами, как: несовершенство и частые изменения налогового законодательства РФ; недостаточное консультирование граждан в вопросах налогообложения; отсутствие доверия у населения к налоговым органам; некачественное исполнение налоговых процедур; недостаточная мотивация работников государственной службы; большая текучесть кадров в налоговых органах» [5]. Нами среди 50 студентов первого курса Омского филиала Финансового университета при Правительстве РФ было проведено небольшое социологическое исследование методом анкетирования с целью выявления их личного отношения к уплате налогов. Респондентам были представлены на выбор два мнения: «Одни люди считают, что бывают ситуации, когда обычному гражданину допустимо, простительно не платить налоги. Другие считают, что не платить налоги обычному гражданину недопустимо, непростительно ни в каком случае. С каким мнением – с первым или вторым – Вы согласны?» Большинство опрошенных – 39 студентов (78%) солидарны со вторым мнением (нельзя не платить налоги). Получается, что практически все опрошенные студенты осведомлены о пользе налогов, их правовое воспитание на достаточно высоком уровне, в будущем они, скорее всего, станут законопослушными налогоплательщиками. Однако стоит отметить, что степень толерантности к практике неуплаты налогов не очень высокая: всего 11 человек (22% опрошенных)

с пониманием относятся к неплательщикам, аргументировав это их низким уровнем жизни, возможными проблемами с работой, непредвиденными жизненными обстоятельствами. На основании полученных результатов можно сделать вывод, что у современных студентов есть четкое представление о том, зачем платить налоги. У студентов имеются определенные зачатки налоговой культуры, которая (будем надеяться) получит дальнейшее развитие в процессе обучения в вузе. Подводя итог, скажем, что налоговая культура играет большую роль в процессе налогообложения, без её грамотного формирования невозможно существование государства.

Чиновникам необходимо добиваться, чтобы граждане относились к налоговым органам с доверием и желанием выполнить свою обязанность без принуждения, карательных мер и давления. Налоговую культуру нужно развивать. Если налогоплательщик будет с малых лет осведомлен о том, что такое налоги, для чего их нужно платить, то в результате, можно быть уверенными, что государство заметит разительную разницу в поведении и проявлении инициативности населения, причем, в пользу самого государства.

Если налогоплательщик будет видеть качественное усовершенствование и улучшение среды проживания, которое произошло при непосредственной помощи государства, то мысль об уклонении от уплаты налога в его голове не появится. Процесс формирования налоговой культуры представляется нам длительным, крайне важным и необходимым для современной России. Совершенно очевидно, что требуется дальнейшее осмысление процессов формирования и развития налоговой культуры у граждан России, пристальное внимание со стороны практиков и научного сообщества.

Список использованной литературы: 1. Налоговый кодекс Российской Федерации (Часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 27.12.2018) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 18.03.2019). 2. Богославец, Т.Н. Налоговая культура в условиях социальных трансформаций / Т.Н. Богословец // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». – Омск, 2013. – №1. – с. 53-58. 3. Корчагина, И.В. Развитие налоговой культуры в России на начальном и среднем этапе воспитательно-образовательного процесса / И.В. Корчагина, К.А. Куклина // Наука молодых: сборник материалов международной научной конференции. – Москва, 2015. – С. 266-276. 4. Плотникова, О.В. Налоговая культура как элемент совершенствования налоговой системы России / О.В. Плотникова, А.Г. Пылева// Международный студенческий научный вестник. – Кемерово, 2017. – С. 406-408. 5. Пылев,а А.Г. Проблемы формирования налоговой культуры в россии / А.Г. Пылева// Междисциплинарные исследования: сб. ст. по мат. XIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(13). – Новосибирск, 2017. – С. 391-395. 6. Блог Финансиста [Электронный ресурс] // Уровень жизни в России и странах мира в 2019 году. – Режим доступа: http://finansiko.ru/uroven_zhizni_naseleniya_rossii_stran_mira_2014/, свободный. 7. КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВДА [Электронный ресурс] // Рост налоговых поступлений в Тюменской области увеличивается за счет внутреннего рынка. – Режим доступа: https://www.tumen.kp.ru/online/news/3417806/, свободный. 8. РИА «ОМСК-ИНФОРМ» [Электронный ресурс] // Гендиректор омского завода «Оша» отправился в колонию на 3 года. – Режим доступа: https://www.omskinform.ru/news/128036, свободный.

Куничкин А.М., Аширбагина Н.Л.


Комментировать


восемь × 9 =

Яндекс.Метрика

Знания, мысли, новости - radnews.ru