Третья информационная революция позволила совершить рывок в эволюционной линейке. Жизнь людей трансформировалась, наряду с новыми вызовами актуальными до сего момента, некоторые проблемы отошли на второй план. Все большее развитие получают вопросы, напрямую связанные с социальной антропологией и ее многочисленными аспектами.
В ней находят отражение захлестнувший Европу миграционный процесс, этнополитика, гендерное разделение и изменения в социуме, связанные с феминистским движением, сексуальными, национальными, этническими меньшинствами, которые неизменно оказывают влияние на мироустройство в целом. Условно разделившиеся на «за» и «против» мировое сообщество так и не сумело четко закрепить за женщинами позицию равенства с мужчинами, переходя границы и превращаясь в утрированную форму. Яркой иллюстрацией тому является случай, когда европейская женщина подала на случайного прохожего в суд за попытку придержать дверь, сочтя ее не равной себе.
Такой феномен как сексизм возник в качестве ответа объективной реальности и все сильнее распространяется во всех сферах жизни. Сексизм – идеология и практика дискриминации людей по признаку пола. Она основана на убеждениях и установках, в соответствии с которыми женщинам (мужчинам) ложно приписываются (или отрицаются) определенные качества. Термин появился в 1960-х гг. в США в Женском освободительном движении. Особенно часто его употребляют при осуждении предубеждений против женщин и различных гендерных стереотипов [1, с. 704].
Совершенно невозможно игнорировать и отрицать роль средств массовой коммуникации в поддержке, пропаганде и культивировании этих стереотипов. Именно социальные медиа имеют большую востребованность у массовой аудитории [2, с. 41–44]. Несмотря на уникальные возможности, которые представляют социальные медиа, в плане распространения и производства информации, данные ресурсы являются идеальной площадкой для публикации провокационных материалов, где проблема сексизма нашла свое отражение. О таком феномене начали говорить открыто, проявления сексизма стали массово осуждать и обсуждать. Однако, как правило, четкое представление о том, что является сексизмом, до сих пор отсутствует. Данное понятие является новым словом в русском языке [3, с. 400].
При этом классические проявления сексизма давно присутствуют в рекламной индустрии, компьютерных играх, моде, спорте и т.д. Средства массовой информации изобилуют ежедневными примерами проявлений сексизма, которые могут трактоваться, как провокационные проявления агрессии и недовольство современным положением. Социальные стигматы накладываемые на женщин известны каждому человеку. Проект «Probok.net» – одна из лучших иллюстраций провокации, сексизма и оскорбления женщины в рекламе. Создатели билборда изобразили барана рядом с текстом «Не пропустил девушку? Ты мужик. Теперь она испортит день своему парню». Такой провокационный ход вызвал сильный резонанс в обществе, и вдобавок оскорбил как женщин, так и мужчин. Ведь призыв к вежливому отношению и соблюдению правил дорожного движения не должен зависеть от пола водителей или пешеходов и, тем более, не сравниваться с поведением животных.
Сфера IT-технологий, как одна из самых быстроразвивающихся и важных на сегодняшний день, так же имеет свои штампы, поэтому сексизм, который присутствует в том или ином виде, в ней особенно заметен. Западные средства массовой информации, со свойственной им экспрессией, пестрят сообщениями о проявлениях неуважения к женскому полу, но в русском же медиапространстве об этом почти никто не говорит. Ярким примером такого оскорбительного отношения к женщинам можно считать серию оскорбительных сообщений П. Дикинсона в социальной сети, за что его справедливо осудили средства массовой коммуникации и впоследствии уволили с занимаемого поста. Одна из базовых проблем заключается в том, что не только сфера IT-технологий, но и мир спорта считается областью стереотипов и мужских ценностей. Спорт, даже непрофессиональный, подразумевает соревнование и борьбу не только с собой, но и с соперником, агрессию, культ достижения и преодоления предела физических возможностей. В массовом сознании все это ассоциируется с «мужскими» качествами.
С женским поведением ассоциируется: слабость и уступчивость. Здесь стоит осознавать, что ни одна из этих моделей поведения не является абсолютно мужской или женской – все это зависит исключительно от типа личности и увлеченности делом. Существует масса научных исследований показывающих, насколько мужская и женская психология отличается. Данные различия обусловлены разными методами и принципами социализации женщин и мужчин. Тем не менее, образуется замкнутый круг: недостаточно опытный футболист, услышит в свой адрес, что играет «как девчонка», а хорошо подающая теннисистка будет слышать, что «бьет по-мужски».
На базе подобных стереотипов создан рекламный ролик торговой марки «Always». Таким образом, можно сделать вывод, что от женщин требуют мужественности, хотя в нацеленности на лучший результат нет ничего неженственного. Тем не менее, бытующие установки: «не женская это профессия» и «мы хотим видеть на этой должности только мужчину» – не что иное, как сексизм, который, в той же IT-сфере, приводит к тому, что из 73% интересующихся информатикой и высшей математикой школьниц, лишь 0,4% выбирают специализацию «компьютерные науки».
Как и любая другая дискриминация, сексизм, как феномен – деструктивен и замедляет развитие не только конкретного индивида, но и всего общества в целом. Исходя из этого, можно сделать вывод, что сексизм может проявляться на культурном, индивидуальном и институциональном уровнях: Культурный: Предписывание личности определенных ролей в зависимости от пола. «Молчи женщина, твое место на кухне». Индивидуальный: «Для женщины играет неплохо». Институциональный: В современном обществе женщины получают 40% от зарплаты мужчин. Как показывает практика, в социальных медиа, для привлечения внимания пользователей, публикуют фото, видеои аудиоматериалы провокационного характера сексистской направленности. Затрагивая острую тему, такая публикация или иллюстрация, становится медиавирусом, что, соответственно, увеличивает аудиторию издания.
При этом следует подчеркнуть, что абсолютно любой тип медиавируса может быть различным не только по эмоциональной окраске, но и форме провокации, методу взаимодействия на аудиторию и ее охвату. На основании вышеизложенного мы приходим к выводу, что преднамеренное распространение провокационных публикаций сексистской направленности в различных медиаресурсах основывается, прежде всего, на стереотипах, манипуляциях аудиторией и общественным мнением в целом и, следовательно, является негативным явлением. Обратим внимание, что в последние годы коммерческие и некоммерческие организации активно занимаются запуском провокационных медиавирусов сексистской направленности, и в первую очередь, как показывает практика, в виде рекламной информации [4, с. 155–157].
Таким образом, становится очевидным, что такие провокации и инициированные вокруг них обсуждения оказывают серьезное влияние на формирование контента медиасреды и общественного мнения, способствуя накоплению информационного шума, отнимая значительное время у пользователей и порождая в дальнейшем волну недоразумений и дезориентации массовой аудитории.
Литература
1. Гидденс Э. Социология. М.: Эдиториал УРСС, 1999. 704 с.
2. Кадырова Г.Х. К вопросу о профессиональной этике журналистов в социальных сетях // Наследие Ю.И. Селезнева и актуальные проблемы журналистики, критики, литературоведения, истории. 2016. С. 41–44.
3. Касьянова Л.Ю. Новое слово как результат когнитивно-дискурсивного освоения и интерпретации действительности // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 3. С. 400.
4. Лазуткина Е.В. Проблема распространения медиавирусов в новостных онлайновых ресурсах // Медийные стратегии современного мира: Материалы Четвертой международной научно-практической конференции. 2010. С. 155–157.
Ю.В. Литвинова