Производственная практика как эффективный механизм профессиональной ориентации

1

С 9 по 14-е марта 2015 года я проходила производственную практику в строительной организации ООО «Центр Строй Инвест», специализирующейся на капитальном строительстве. Место прохождения практики было выбрано в соответствии с тематикой дипломного проекта, а именно «Разработка предложений по совершенствованию миграционной политики Российской Федерации для развития малого и среднего строительного бизнеса». Была выбрана частная организация в связи с тем, что в ней можно глубже изучить проблемы, связанные с миграционной политикой с которыми сталкиваются компании в ходе своей деятельности. Целью данной работы является освещение полученной во время практики информации по теме дипломного проекта, размышления на этой почве и формулировка выводов. В первую очередь необходимо указать основную проблему, которой будет посвящен дипломный проект. Суть проблемы заключается в том, что экономика нашей страны не может существовать без рабочей силы в виде мигрантов.

В то же время, в связи со сложностями с учетом приезжающих мигрантов, ФМС вводит изменения, нацеленные на создание таких условий, в которых практически все приезжающие в страну люди будут учтены и отмечены в органах. Тем не менее, изменения в миграционном законодательстве добавляют немало хлопот для юридических и физических лиц, принимающих иностранцев на работу. В этих действиях можно увидеть явное противоречие: без мигрантов страна не может, но политика проводится по усложнению их въезда, нахождения в стране и устройства на работу. Основной рассматриваемый мной аспект этой проблемы – это несовершенства законодательства, которые усложняют функционирование и развитие строительного бизнеса. Возвращаясь к результатам практики, основными интересующими меня вопросами были изменения в миграционном законодательстве с 2015 года. Далее будут рассмотрены основные из них. 1. Россия вводит запрет на въезд граждан стран СНГ по внутренним паспортам, но не для граждан Казахстана, Белоруссии, Киргизии и Украины [1]. Это значит, что все желающие посетить Россию из стран, не входящих в Единое экономическое пространство и Таможенный союз, должны сделать себе заграничный паспорт, иначе въезд в страну будет неосуществим. Также планируется оставлять в загранпаспорте пометку, в которой будет указан срок и цель приезда в Россию.

Это нововведение объясняется, в первую очередь, необходимостью контроля и учета мигрантов в стране. Но в то же время это создает проблемы для тех, кто был в стране до данных изменений в законодательстве. Получается, им необходимо выехать из страны, сделать загранпаспорт, пройти все установленные новые процедуры и только потом возвращаться к работе. Основной вопрос в данном и последующих изменениях закона состоит в том, что мигранты сильно ограничены во времени. В случае, если у них уже есть работа, то им не нужно тратить время на ее поиск, дабы предоставить необходимые документы от работодателя. В случае, если человек приезжает в страну и пытается трудоустроиться, то возникает ряд проблем, основой которых является отсутствие времени. Для организаций, в которых работали иностранцы, также добавляется ряд проблем: необходимо отследить, чтобы все сотрудники, для которых это изменение в законе актуально, занялись переоформлением документов, какие-то из них уволятся, другие возьмут отпуск – в итоге компания может получить немалое время простоя и текучесть кадров.

2. Вводятся обязательные экзамены по знанию законодательства России, истории и русского языка для каждого, кто хочет трудоустроиться в России [1]. С 2015 года всем мигрантам придется предоставлять работодателю сертификат о прохождении экзамена по трем дисциплинам. На мой взгляд, данное изменение крайне сомнительно с точки зрения уместности и целесообразности. Понятно, зачем вводится экзамен по русскому языку, все же это государственный язык, на котором происходит не только общение, но и оформление официальных документов. Но остается не до конца понятным необходимость прохождения экзамена по праву и истории. Если говорить о знании законодательства, то с ним, если не вовсе, то плохо ознакомлена большая часть граждан России, не говоря уже о мигрантах. В таком случае, было бы уместно сделать такой экзамен обязательным для трудоустройства для всех, в особенности для людей без образования или только с основным и средним. Второй аспект данного нововведения – это стоимость услуги. В среднем прохождение экзамена стоит 5 тыс. рублей на человека, и все затраты несет работодатель. Но по заявлению начальника отдела международного сотрудничества Минобрнауки РФ С. Брызгаловой, цифра в регионах поднимается уже до 30 тысяч [2].

Это поясняется необходимостью оплаты перелета преподавателей в другие города, где происходит тестирование, и последующую доставку сертификатов. На лицо абсолютная непроработанность системы прохождения экзамена. Как результат этого, мы можем получить сильный приток мигрантов из регионов в Москву, где цена тестирования порядка шести раз ниже [2]. Чтобы этого избежать, университеты и другие учебные заведения должны получить разрешение на проведение оценки знаний мигрантов. Но станут ли они это делать, если это не принудительно? Смотря на вещи адекватно, мы понимаем, что лишняя работа никому не нужна. Следующее, что привлекло мое внимание, это то, что начав изучать вопрос экзаменов для мигрантов в Интернете, я практически на каждом сайте видела предложения нелегально купить сертификат о прохождении данного экзамена. Вполне очевидно, что введенное новшество породило бы подобные незаконные услуги. Но у данного аспекта есть и положительная сторона: проректор по дополнительному образованию Российского университета дружбы народов А. Должикова сообщила, что 97 % мигрантов тестирование проходят удачно [2]. Естественно, что эта новость не может не радовать мигрантов, ведь это значит, что тест несложный. Но возникает другой вопрос – зачем нужно это тестирование, если для его прохождения не нужно никаких усилий? Прохождение экзамена становится похоже на формальность, которую можно расценить как, во-первых, возможность пополнения бюджета, и, во-вторых, как препятствие, на которое мигрант будет вынужден тратить свое крайне ограниченное время.

3. С 1 января 2015 г. работодателям – юридическим лицам, которые будут использовать в РФ труд иностранца из «безвизовой» страны при отсутствии у него патента, грозит штраф в размере от 250 тыс. до 800 тыс. руб. либо административное приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток [3]. Общаясь во время прохождения практики с финансовым директором организации, я выяснила, что в большинстве случаев штраф выписывают максимальный – 800 тыс. рублей за каждого работника без патента. Данное введение, на мой взгляд, наносит серьезный ущерб бизнесу, в особенности строительному, куда чаще всего устраиваются мигранты. Проблема покупки фальшивых документов всегда была и остается по сей день острой. Принимая на работу приезжего, работодатель ставит себя под серьезный риск.

Из этого положения есть очевидные варианты выхода. Первый – это не принимать на работу мигранта, что может негативно повлиять на уровень преступности, количество людей без места жительства и сформировать неблагоприятную атмосферу в обществе из-за национального и этнического фактора. Второй способ избежать штрафа, это проверка предоставляемых документов на подлинность. Но, опять же, это влияет на скорость работ и время, которые сотрудники организации тратят на проверку документов. Я думаю, что введение больших штрафов не поможет решить проблему недобросовестного отношения к оформлению документов мигрантами. На мой взгляд, уместно штрафовать того, у кого найдены фальшивые документы, того, кто их сделал и в самую последнюю очередь работодателя. Если речь идет о найме трех мигрантов, то эта проблема не встает остро, но если речь идет о десятках или сотнях людей, то проверка документов становится серьезной бумажной волокитой, на которую уходит очень много времени. Кроме этого, выплатить штраф в размере от 250 до 800 тыс. рублей для многих средних и малых организаций если не нереально, то, как минимум, сложно. Было бы уместно делать штраф не ограниченный рамками, а варьируемый в зависимости от прибыли организации.

Необходимо разработать схему, где будет прописан размер штрафа, который состоит из процента, например, от прибыли. Штрафовать компанию с доходом в 100 тыс. рублей в месяц на 500 тыс. рублей – это поставить под вопрос ее дальнейшее существование. Систему штрафов необходимо делать гибкой, потому что иначе, в купе с налогообложением, страна получает условия, далекие от положительных для развития бизнеса и предпринимательства. 4. В связи с отменой разрешения на работу и изменением схемы трудовых патентов, налогообложение каждого иностранного сотрудника будет сравнимо с гражданином России – 13 % НДФЛ. Одна из немногих хороших новостей для работодателя. Стоит напомнить, что ранее размер этого налога был 30 %, что ставило мигранта в еще более тяжелое положение при поиске работы, а работодателей задуматься, перед тем привлекать к труду иностранцев. В то же время стоит отметить, что понижение налогов негативно отразится на состоянии бюджета, так как доходы от данного налога были значительными. Также стоит обратить внимание, что вместе с понижением налога, прибавилось количество документов, необходимых для трудоустройства, и выросли штрафы, которыми будет облагаться организация, если указанных документов не будет. Подводя итог вышесказанного отметим, что существующая миграционная политика нуждается в глубокой и тщательной доработке. Сложность проблемы заключается в том, что

данную сферу нельзя ограничить: ее изменение во многом может повлиять на жизнь не только мигрантов, но и граждан, российского общества в целом. Для начала, государству следовало бы однозначно решить, в направлении чего оно проводит политику: уменьшения количества мигрантов, создания условий для их лучшего и полного учета или как инструмент для привлечения стран к присоединению к Единому экономическому пространству и Таможенному союзу. Основываясь на указанных изменениях в законодательстве, сложно сказать, какие именно цели преследовала ФМС, но можно точно сказать, что они довольно неоднозначные. Сомнительно, что введение экзаменов для приезжих значительно повлияет на уменьшение мигрантов и повышение их уровня образования. Нельзя сказать, что задумка плохая, но ее реализация явно оставляет желать лучшего.

Также хотелось бы отметить, что остается не до конца понятной логика действий ФМС. Служба вводит все больше требований к оформлению документов для мигрантов, но, в то же время, основной риск за их пребывание в стране несет работодатель. После введения изменений в законодательстве, в организации, где я проходила практику, значительно уменьшилось количество рабочих-приезжих. С одной стороны, это можно назвать неплохим показателем успешности проведения миграционной политики. Но у любой медали две стороны, поэтому следует задаться вопросом: куда пошли все люди, оставшиеся без работы? Как правило, они приезжают в Москву с целью заработка, а в случае, когда работы нет, покидать Россию они не спешат. Из этого вытекает следующая проблема, которая в нынешних условия кризиса становится еще более актуальной – высокий уровень безработицы как среди граждан России, так и, тем более, мигрантов.

Литература:

1. Гражданам Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Украины загранпаспорт для въезда в Россию не нужен [Электронный ресурс] URL. http://www.expressnovosti.ru/get/45711/grazhdanam-belorussii-kazahstana-kirgizii-i-ukrainyi-zagranpasport-dlyavezda-v-rossiyu-ne-nuzhen.html (дата обращения 12.04.2015).

2. Стоимость экзамена для мигрантов в регионах доходит до 25 тыс. рублей [Электронный ресурс] URL. http://izvestia.ru/news/582434 (дата обращения 12.04.2015).

3. Федеральный закон от 24.11.2014 N 357-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс] URL. http://www.consultant.ru/law/review/fed/nw2014-11-28.html (дата обращения 12.04.2015).


Комментировать


− 3 = четыре

Яндекс.Метрика

Знания, мысли, новости - radnews.ru