Происхождение сказки

Литература и фольклор на Урале

Сказка возникла очень давно. Слово «сказка» засвидетельствовано в письменных источниках не ранее XVII века от слова «каза́ть» и имело значение – перечень, список, точное описание. Для обозначения этого слова использовали слово «баснь», а современное значение слово «сказка» приобретает с XVII–XIX века. В русском языке слово «сказка» (байка) появилось не раньше XVII века.

Но это не значит, что до этого времени не было сказок. Один из теоретиков сказки В.Я. Пропп писал: «Общий вопрос: откуда происходит сказка – в целом не разрешен: подобно тому, как все реки текут в море, все вопросы сказочного изучения в итоге должны привести к разрешению важнейшей, до сих пор не разрешенной проблемы – сходства сказок по всему земному шару».

Немецкий философ и критик И.Г. Гердер видел в сказках символическое отражение древних забытых верований. Европейские народы, как правило, никак не обозначают фольклорную сказку, пользуясь для её определения самыми разными словами. Есть только два европейских языка, которые создали специальные слова для обозначения этого понятия: русский и немецкий. На латинском языке слово «сказка» переводится, как «fabula».

Однако это слово обозначает не только сказку, но и: разговор, сплетня, предмет разговора и т. д., а также рассказ, в том числе сказка и басня. В значении «басня» оно перешло в немецкий язык (нем. Fabel).

В немецком языке сказка обозначается словом «Märchen». Корень Mar – означает «новость», «известие», – chen – уменьшительный суффикс. Таким образом, Märchen – «маленький, интересный рассказ». Это слово впервые встретилось в летописях ХIII века и постепенно закрепилось в значении «сказка». Из значения слова можно вывести два признака сказки: 1. сказка – повествовательный жанр (баять – сказывать): 2. сказка – небывальщина, вымысел. Рассказывалась сказка с целью развлечения. Содержание сказки составляют необычайные события (фантастические, чудесные, житейские).

В действительность событий не верили, и это один из основных признаков сказки.

Преувеличение в сказке различных фактов, признак большой древности – способствовавший усилению художественного впечатления. В Европе первым собирателем сказочного фольклора стал французский поэт и литературный критик Шарль Перро, издавший сборник «Сказки матушки Гусыни». В начале XVIII века в Париже вышло сокращенное издание арабских сказок «Тысячи и одной ночи», подготовленное Антуаном Галланом для короля Людовика XIV. Однако начало систематическому собиранию сказочного фольклора положили представители немецкой мифологической школы в фольклористике, прежде всего члены кружка гейдельбергских романтиков братья Гримм. Именно после того, как они издали сборник «Домашние и семейные немецкие сказки», разошедшийся крупным тиражом, интерес к родному фольклору проявили писатели и учёные других стран Европы.

Однако у братьев Гримм были предшественники в самой Германии. Например, немецкий писатель Иоганн Карл Август Музеус составил пятитомный сборник «Народные сказки немцев». В России первым собирателем русских народных сказок стал русский этнограф Александр Николаевич Афанасьев. Подготовленный им сборник «Русские детские сказки» вышел в Москве в конце XIX века. Большой вклад в собирание и организацию сказочного фольклора внесли такие личности как Владимир Борисович Авдеева, Владимир Иванович Даль. В истории собирания сказочного фольклора оставил заметный след и этнограф-собиратель Павел Васильевич Шейн. Он определил сказочный фольклор как особую область науки.

Шестакoв В.А.


Комментировать


три − = 0

Яндекс.Метрика

Знания, мысли, новости - radnews.ru