Профессиональные практики журналистов в условиях социокультурной модернизации российского общества | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Профессиональные практики журналистов в условиях социокультурной модернизации российского общества

Статья посвящена социологическому осмыслению вопроса профессиональных практик современных журналистов; социокультурная модернизация российского общества требует от них активной позиции, освоения новых профессиональных навыков. Ключевые слова: журналист, социальная роль журналистов, профессиональные практики Одним из ключевых условий становления общества и его социокультурного развития является диалоговое взаимодействие между властью и индивидом. Главнейшая роль в формировании эффективной коммуникации принадлежит журналистам, выступающим посредниками между представителями органов власти и социумом. Именно они насыщают социокультурное пространство идеями, нормами и ценностями.

Вопрос о социальной роли журналистов, их функций и месте в социокультурных процессах рассматривается во многих работах отечественных исследователей. Однако недостаточно изучены процесс трансформации массовой коммуникации, определяющий новую расстановку сил в общероссийском и региональном медиапространствах; то, как изменились статус и содержание труда журналистов; соответствует ли журналистика целям, которые ставит перед ней новый этап развития мира. Усиливающиеся процессы в сфере СМИ нуждаются в специальном социологическом анализе. Современное общество живет в цифровой эпохе: печатные издания, телевидение, радио в их традиционном виде сменяют новые мультимедийные проекты.

В быстро меняющемся мире информации важно определить: какие источники популярны у населения; с какими препятствиями граждане сталкиваются при получении информации; в каких сведениях испытывают недостаток. По данным опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), главным источником новостей для большинства россиян остается телевидение, однако его популярность со временем снижается (62% в 2015 г., 52% в 2017 г.). Радио и газеты называют существенно реже (3% и 4% участников опроса соответственно). Одновременно растет популярность Интернета (включая информационные сайты, социальные сети и блоги), который сегодня используют для поиска новостных материалов 32% всех опрошенных (в 2015 г. – 22%).

Уже сегодня для молодежи сеть является главным источником новостей для 65% 18-24-летних, 50% 25-34-летних [1]. Исследование, проведенное социологами в населенных пунктах Ульяновской области, выявило, что удовлетворение информационных потребностей населения преимущественно происходит также с помощью сети Интернет, на него указали 77% респондентов. Наибольшую активность проявляют молодые люди в возрасте до 35 лет, а также жители городов. Они предпочитают использовать Интернет для образовательных и развлекательных целей [3, с. 57]. Вместе с технологическими изменениями и социокультурной модернизацией общества меняются представления о функциях и профессиональные практики журналистов. Журналистика отказывается от воспитательных и пропагандистских задач и переориентируется в общей массе на информационные и развлекательные функции. Она стала более нейтральной, преобразовавшись в объективистски-информационную систему, активную влиятельную силу. Д. Маккуэйл отмечает: «В своей самой широкой практике журналистика стремится к безоценочному взгляду при освещении событий» [2, с. 301]. Спектр ролей журналистов стал шире; взамен вертикальной структуры общения выстраивается модель равноправного диалога с аудиторией. Проведенные нами глубинные интервью со студентами направления «Журналистика» помогли выявить мнения относительно профессиональных практик журналистов. Метод глубинного интервью позволяет выявить установки и мотивы индивидов, что необходимо для исследования.

В период с 21 января по 25 марта 2019 года было проведено 15 глубинных интервью со студентами ульяновских вузов. В ходе обучения у студентов должен сформироваться определенный образ профессии. Однако, как показал анализ данных, полученных в ходе глубинного интервью, наблюдается несоответствие идеального и реального образов профессии. Данный аспект может оказывать негативное влияние на формирование профессиональных практик будущих журналистов. «В детстве, мечтая о профессии журналиста, я представляла себе эту работу иначе. Журналисты больше не работают «в полях», не пишут большие литературные тексты. Что же нас ждет впереди? Смогу ли я работать в новых условиях на невыносимо высоких скоростях?» (Информант 1). Студенты детально описывают, какими навыками должен обладать современный журналист, постоянно совершенствуя свой личностный и профессиональный потенциал. «Журналист должен бежать впереди цифровых технологий, он должен будет запоминать и пересказывать, то есть хорошо ориентироваться в потоках разнообразной информации и выстраивать из них цельную картину. Более того, он должен рассчитывать информацию в зависимости от аудитории и пересказывать большие объемы фактов в тех случаях, когда она не готова погрузиться в длинное чтение» (Информант 2).

Важные аспекты, отмеченные студентами в ходе интервью, – личностный компонент и способ творческой деятельности. Первый связан с основными мотивами для поступления на факультет журналистики, внутренним призванием индивида служить общественному благу. Способ творческой деятельности отражает изменения в обществе, информационных технологиях и структуре профессии. «Журналист – это коммуникабельный и талантливый человек. Информационные заметки станут обыденной функцией роботов. Посудите сами, не так уж и трудно научить искусственный интеллект создавать сухие факты. Журналист будет славиться гениальностью аналитических статей, несравненной лаконичностью и красотой художественной публицистики. Носитель этой профессии должен, прежде всего, увлечь аудиторию и дать ей понять, что без его статьи сегодняшний день будет неполноценным» (Информант 3). Итак, анализ данных, выделенных из интервью студентов профильного направления, позволил уточнить ключевые профессиональные практики журналистов: понимание роли журналиста в условиях модернизации общества; мотивация выбора профессии; постоянное совершенствование личностного потенциала и профессиональных компетенций, отвечающих требованиям информационной объективности и гражданского неравнодушия; развитие способа творческой деятельности.

Список литературы 1. Интернет против телевидения: битва продолжается. Данные опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения. [Электронный ресурс]. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=116190 (Дата обращения: 03.10.2019). 2. МакКуэйл Д. Журналистика и общество / Д. МакКуэйл. М., 2013. 354 с. 3. Шиняева О.В. Информационно-цифровое неравенство населения: факторы риска и анти-риска / О.В. Шиняева // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия «Социология. Политология». 2019. №1. С. 53- 61.

В.Е. Каманина


Комментировать


семь × 1 =

Яндекс.Метрика