Проявление человеческой личности в воспитательном пространстве дома

Обучение и воспитание

В научном лексиконе педагогической науки понятие «воспитательное пространство» появилось во второй половине XX века. Как правило, осмысление этого феномена идет в рамках воспитательного процесса образовательных учреждений разных уровней.

Воспитательное пространство же дома в научной литературе мы практически не встречаем, хотя, по нашему мнению, оно также должно быть подвергнуто педагогической критике. Когда мы говорим о «пространстве», на первый план выходят бытийные основы существования субъектов. «Пространство есть множество параллельных рядов событий» (Кикиль, КФС). Определение, данное математиком А.Д. Александровым, имеет глубокий теоретический потенциал при осмыслении воспитательного пространства дома.

Событие – это явление, которое вносит изменения в область собственного осуществления, это со-бытие с человеком, с окружающим миром. В процессе совместной деятельности, общения, самоотдачи между личностями происходит совместное бытие, которое способно изменить существующее состояние. А поскольку одной из задач воспитания является изменение, преобразование, совершенствование нравственного содержания личности, то при разработке воспитательного пространства дома можно использовать событийный подход как один из принципов воспитания. Концептуальная система взаимосвязанных событий, каждое из которых продолжает, развивает друг друга, способна, так или иначе, повлиять на личность ребенка.

Важной особенностью педагогических событий является их систематичность, динамичность, целесообразность, ориентированность на духовно-нравственные ценности. В рамках событийного подхода ученый-педагог Григорьев Д.В. рассматривает воспитательное пространство как «динамическую сеть взаимосвязанных педагогических событий, собираемая усилиями социальных субъектов различного уровня и способная выступать интегрированным условием личностного развития человека – и взрослого, и ребенка» [1]. Сеть взаимосвязанных событий должна выстраиваться в соответствии с психологическими и индивидуальными особенностями личности ребенка на каждом возрастном этапе.

«Воспитательное пространство результат конструктивной деятельности, достигаемый в целях повышения эффективности воспитания, причем деятельности не только созидательной, но и интегрирующей» [2]. Если среда – это то, среди чего находится ребенок, внешние условия, положительно и отрицательно влияющие на него, просто данность, то пространство является результатом педагогизации этой среды. Пространство целенаправленно создается, оно рождается в процессе использования потенциала среды и при педагогической активности, направленной на актуализацию определенных ценностей.

Пространство связано с событием и со-бытием, а среда с тем, что окружает человека. Среда обуславливает существование субъектов, а пространство поддерживает бытие. Исходя из основных свойств личности, необходимо создавать воспитательное пространство дома, сообразуясь с ними должна выстраиваться динамика развития воспитательного пространства. Необходимо остановиться на кратком рассмотрении онтологических свойств личности. «Каждая человеческая личность-испостась “запечатлена особым лучом Божией изволяющей любви и воли в самом бытии и существовании своем”» [3]. В каждый миг временной жизни Бог являет в мир для вечной жизни неповторимую уникальную форму Своего Образа – человеческую личность. «Каждый несет в себе отпечаток Личного Творца, именно “личное дыхание Бога” соответствует наличию образа Бога в “сотворенном из земли” человеке» [4].

Глубокое понимание человека как целостного единства природы и личности невозможно вне Творца как Личного Первообраза. Целостное представление о человеке как образе Божием позволяет выделить взаимосвязанные свойства личности. На основе богословского осмысления личного начала в человеке доктор богословских наук, иеромонах Мефодий Зинковский предлагает системное изложение свойств человеческой личности. Несводимость личности человека к его биологической природе и единство природно-личной онтологии; открытость и перихоретичность человеческой личности; свобода и нравственность; творческий потенциал личности и ее уникальность; имманентная динамичность и целостность; логосность личности и ее когнитивность [5]. Несводимость личности человека к его природе означает то, что она не есть простая совокупность душевных и физических природных составляющих. Однако именно в неразрывной связи с природой она проявляется в постепенном раскрытии себя, отказе от себя в направлении к Богу и к другим личностям.

Последовательным продолжением является открытость и перихоретичность человеческой личности, что подразумевает постоянное природно-энергийное общение с иными личностями. На основе единой природы происходит взаимное включение в свое бытие бытия других личностей при сохранении своей самостоятельности. С неистощаемой природно-энергийной самоотдачей неразрывно связаны следующие свойства личности: свобода и нравственная ответственность. Истинная свобода человека реализуется тогда, когда личность не обладает природой для себя, когда она всецело направляется к Богу и к ближнему.

Таким образом, она освобождается от греховного эгоизма, замкнутости, земных влечений и обретает внутреннюю свободу. Последняя открывает путь к нравственному совершенствованию, так как только в глубине духовной свободы добро и правда являют свое истинное значение. Способность творить подчеркивает со-образность личности с Триипостасным Богом. Творческий потенциал, реализуясь «в синергическом со-творчестве» с иными личностями, являет собственную уникальность каждой личности. Максимальное проявление своеобразия достигается в обожении как цели человеческой жизни. Это подразумевает динамику личных добродетелей, личного роста, причем динамичность раскрывается «в умножении внутреннего богатства и разнообразия бытийного содержания».

Целостность личности проявляется «во взаимосвязи цельности, синтетичности личности и ее целеустремленности». Смысловая, познавательная, сознательная деятельность личности, осмысленность творческого, открытого Богу и иным личностям пути добродетельного преодоления разобщения раскрывают в личности ее логосность-словесность и когнитивность [6]. Глубочайшее понимание личности и бытийное ее выражение мы находим в определении, данным знаменитым богословом XX в., В.Н. Лосским: «В ее чистейшим виде личность есть самоотрешение» [7]. Только в самоотречении личность проявляется в своей задуманной Творцом красоте и цельности. Человек тогда постепенно обретает подлинную свободу внутреннего бытия, так как приближается к Богу. Личность бытийно начинает ощущать свою связь уже не только с родными людьми, но и с каждой личностью. Онтологическая связь всего человечества через Адама, искупленного Пречистой Кровию Нового Адама, Господа нашего Иисуса Христа, должна проявляться в гармоничном единении человеческих личностей. В силу греха, приводящего к разъединению, раздроблению «многоипостасного единства всего Адама», блаженного единства мы не достигаем, это возможно лишь в Царстве Небесном. Но в Церкви через Евхаристическое общение христиан, исполненное Духом Святым возможен начаток задуманного Творцом единства, о котором молился Господь Иисус Христос: «да будут едино, как Мы едино».

Единство людей по образу Пресвятой Троицы должно осуществляться и в семье как малой Церкви. В Святой Троице действует совершенная, динамичная любовь, раскрывающаяся в том, что ни Отец, ни Сын, ни Святой Дух не обладают Своей Сущностью для Себя, но каждая Божественная Личность «существует в направлении к Другому». Конечно, в тварном мире такая полнота совершенной любви недостижима, но она выступает для нас идеалом, ориентируясь на который мы можем в какой-то степени раскрыться именно как личность, как образ Божий. В семье, где в повседневной жизни, непрестанном соприкосновении друг с другом обнажается во всей своей красоте и в тоже время греховности человек, должен воссиять это Божественный идеал взаимного движения Друг к Другу, а становление личности и подразумевает непрестанное движение в направлении к другому. В рамках событийного подхода воспитательное пространство дома может стать динамичной, открытой системой событий, которые позволят каждому члену семьи насколько это возможно проявиться именно как личность. Сегодня семья призвана стать ярким примером единства и жертвенного служения.

В семье каждая личность, проходя школу преодоления эгоизма, постепенно включает в свое личное бытие не только своих родных и ближних по роду, но и каждого человека, встречающегося на его жизненном пути. Для христианина вся его жизнь мыслиться как подготовка к Царству Небесному, встрече с Пресвятой Троицей. Если целью христианской жизни является стяжание Святого Духа, то и принципы семейного воспитания должны быть выстроены согласно главной цели жизни. Каждая семья является уникальным союзом неповторимых личностей, актуализация и обогащение которых всегда происходит в процессе ограничения себя, самоотдачи, отказа от своего. Дом может стать тем местом, сокровенным миром, где незаметно, но непрестанно осуществляется тайна высвобождения личности от уз эгоизма, совершенствования личностного бытия. Дом – это первая ступень обучения самоотречения личности. Воспитательное пространство дома – это пространство динамичного совершенствования личностей путем природно-энергийной «отдачи-приема». Оно должно стать таинственным миром, в котором под сенью благодати Святого Духа раскрывается богатейшее разнообразие творческой силы Пресвятой Троицы в каждой уникальной личности – образе Божием.

Примечания

1. Григорьев Д.В. Событийный подход к воспитательному пространству // Воспитательное простран-ство как объект педагогического исследования. Калуга, 2000. С.68.

2. Новикова Л.И., Соколовский М.В. «Воспитательное пространство» как открытая система // Об-щественные науки и современность. 1998. №1. С.139.

3. Мефодий (Зинковский), иером. Богословие личности в XIX – XX вв. СПб, 2014. С. 32.

4. Там же. С.26.

5. Мефодий (Зинковский), иером. Системное изложение свойств // Развитие личности. – 2014. №1.С.128.

6. Там же. С. 130-153. 7. Мефодий (Зинковский), иером. Богословие личности… С. 58.

Терентьева Д.А. (Санкт-Петербург, Россия)


Комментировать


4 + один =

Яндекс.Метрика

Знания, мысли, новости - radnews.ru