Психологическая подготовка к чтению | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Психологическая подготовка к чтению

Самосовершенствование в чтении: перечитывание + усердие = успех!

Самосовершенствование в чтении: перечитывание + усердие = успех!

Необходимое условие продуктивной работы с книгой или статьей — учет психологических факторов. Прежде чем браться за книгу, нужно психологически подготовить себя к чтению преодолеть нежелание читать, неуверенность в своих возможностях, сомнения в успешности работы (всякие «Я не успею», «Я не смогу», «Все равно ничего не получится» и т. п.).

Настроя на эффективную работу можно добиться серией самоприказов («Я смогу», «Я успею», «Я выполню», «Я добьюсь», «У меня все получится»). Нередко читатели начинают работу сразу в наиболее бьстром, подчас — стремительном темпе, с проработки самых трудных вопросов. Это совершенно неверно и ведет к перенапряжению нервной системы и глаз уже на первоначальном этапе работы.

Постепенное вхождение в процесс чтения, особенно когда читать предстоит долго и напряженно, — важное условие правильной организации работы с книгой. Один из первых советских специалистов по научной организации труда А. К. Гастев советовал в своей широкоизвестной памятке «Как надо работать»: «За работу никогда не надо браться круто, сразу, не срываться с места, а входить в работу исподволь. Голова и тела потом сами разойдутся и заработают; а если приняться сразу, то скоро и себя, как говорится, зарежешь, и работу „запорешь". После крутого начального порыва работник скоро сдает и сам будет испытывать усталость и работу будет портить».

Эти слова можно полностью отнести к чтению. Постепенность важна не только вначале, но и на всех этапах работы с книгой или статьей. Как только встретятся серьезнье трудности, сделайте перерыв и тихо, медленно (даже замеддетшо) вновь принимайтесь за работу’. Только сначала нужно сосредоточиться на чтении и системой самоприказов создать у себя определенную установку на данный этап работы («Сумею, смогу», «Мне эта книга или статья по плечу», «Если не пойму с первого раза, перечитаю еще раз»), О необходимости такого настроя и постепенности в преодолении трудностей писал В. И. Ленин в лекции «О государстве»: «…сразу кое-кого, может бьпъ, и отпугнет трудность изложения, — надо опять предупредить, что этим не следует смущаться, что непонятное на первый раз при чтении будет понятно при повторном чтении или когда вы подойдете к вопросу впоследствии с несколько иной стороны.

Многие специалисты по культуре чтения считают, что знание, подученное в процессе такого постепенного преодоления трудностей, как правило, наиболее полно, глубоко и надолго усваивается.

Об этом прекрасно сказано в плакате «10 правил чтения», изданном в 20-х годах: «Читать — значит думать с кем-нибудь.. Дорого не то знание, которое накопляется как умственной жир, а то, которое перерабатывается в умственный мускул». Последовательность и систематичность в процессе чтения ого прежде всего правильное распределение времени, последовательность в усвоении материала.

Смородинская М. Д., Маркова Ю. П. О культуре чтения: Что нужно знать каждому. М.: Книга, 1984. —88 с.


Комментировать


семь + = 11

Яндекс.Метрика