Пьедестал оставить — памятник менять | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Пьедестал оставить — памятник менять

1_1_2

О привычке использовать возвышение

В 2012 году во время завершающих просмотров в Национальной художественной галерее магистрант Вильнюсской художественной академии Саулюс Леонавичус поднял с пьедестала (возвышения) арт-объект, положил его на землю, а через полминуты вернул на прежнее место. Данным арт-объектом был «Слишком долго на возвышении» (1994) Деймантаса Наркявичуса.

Слишком долго на возвышении

Творение Деймантаса Наркявичуса «Слишком долго на возвышении» было создано в 1994 году — в период, когда общественность Литвы жила настроениями происходящих в начале десятого десятилетия существенных политических и социальных перемен. Это время, когда почти пятьдесят лет определявшая развитие общественной жизни, окостеневшая, утерявшая моральный авторитет и мощь идеологическая система заменялась новой. Данное творение являлось рефлексией субтильного юмора о наследии, политической и художественной системе, становящейся историей. Выбранные художником средства выражения — пара бывшей в употреблении кожаной обуви классического стиля, наполненная солью грубого помола, — это ссылка на монументы героев, олицетворяющих провалившуюся систему ценностей прошедшей эпохи, которых с началом политических перемен общество сразу сняло с постаментов.

Чужое прошлое

С переменами во всём, с отсутствием старого, точнее с привязанностью к бывшему, столкнулась совсем недавно — вернее, лбом ударилась в воспоминания. По прошествии девяти лет опять поднялась по высокой лестнице на четвёртый этаж университета, так как секретарша намекнула по телефону: «Встреча состоится в моём кабинете — 404-м». Поднималась и считала ступени, и, неожиданно поднявшись на нужный этаж, поняла, что возвращаюсь в особый коридор времён бакалавра. Здесь в течение четырёх лет

ожидали преподавателей, лекций, результатов, домашних работ, проверок и т.п. На том же этаже был и мой безопасный тайник. Здесь находился Центр ориенталистики, там работала руководитель моей выпускной работы: женщина, которая, рассказывая об Индии, зажмуривалась, будто еще только вчера там встречала закат солнца, а зарю — дома, в Литве. Долгие месяцы, которые я провела, склонившись над словарём санскрита и пытаясь найти этимологические нити имен богинь, усердно переписывая корни, чтобы, не дай бог, не позабыть бы какой-то запятой или точечки. Когда в первый раз я заглянула к преподавателю А. с просьбой взять меня в студентки, она пригласила присесть на высокий диван. Впадаешь в него, ноги болтаются, будто на мостике. Преподаватель спросила, когда я родилась. Заглянула, что обещают мне планеты. Не помню, что они обещали, но стать руководителем выпускной работы она согласилась.

Вот, стоя около 404-го кабинета, глазами ищу информацию, когда будет работать преподаватель А., но никак не могу найти. Не постучавшись, открываю дверь… Здесь уже не кабинет ориенталистики: отсутствуют диван и приклеенные на шкаф изображения Ганеши, нет статуэток Шивы, заваленных книгами столов, составленных углом. Правда, столы и книги есть, но это уже совсем не то. Всё изменилось. Подобным образом когда-то по комнатам нашего общежития носилась группка людей. Они говорили, что лет десять тому назад обучались в Лундском университете и проживали в этом «коридоре».

Мы, тамошние новые жильцы, безразлично показывали (когда-то их бывшие) комнаты, а они вместе всё повторяли, как всё изменилось, вспоминали множество забавных историй. Тогда я еще не воспринимала состояния перемен и потому не понимала, что значит «изменилось». На этом четвёртом этаже атмосфера изменилась. Будто всё то же самое, но себя чувствуешь по-иному. Хотелось бежать звонить одногруппникам и кричать: «В универе всё изменилось!» Словно оказалась в фильме «Goodbye, Lenin»: его героиня пробуждается после долгой комы, за это время меняется строй — в Германии рушится Берлинская стена, падает «железный занавес». Сын, стремясь сохранить хрупкое здоровье мамы, скрывает произошедшие перемены. Прошлое — настоящее — мгновенный разлом. Мгновение, когда разламывается ход происходящего, однако сама история не прерывается. Знаки времён меняются, объединяющий нас опыт угасает –— будто пятно чернил на оставленной на солнце промокашке, контур обозначили бы маркером.

Забвение

Пьедестал оставить — памятник менять Силуэты Гданьска, Калининграда, Клайпеды (см. рисунки Роландаса Марчуса, тушь, бумага, 2014) — без ссылок на окружающую среду. Монументы. Памятники. Герои отрезка времени. Близкие и далёкие. Те, которых обходят, и те, которые стали местами встреч. Уничтожение памятника — словно избавление от старого политического строя, его уничтожение, освобождение от оков истории. И наоборот — установка памятника отмечает новый строй. Созданная Деймантасом Наркявичусом пара ботинок, наполненных солью грубого помола, напоминает крах советской конъюнктуры, когда монументы героев менялись на новые, а постаменты оставались старыми.

Через восемнадцать лет ботинки Д. Наркявичуса были снесены и опять возвращены художником нового поколения, который не решился поставить на пьедестал другой объект. Общество через символические формы, например монументы и мероприятия памяти, пытается воссоздать свое прошлое согласно потребностям настоящего. Проф. Зигмунт Бауман на вопрос проф. Леонидаса Донскиса о соотношении памяти и забвения, когда накапливаемая сегодня в компьютерах, серверах, базах данных память не является необходимой для воспоминания, делится своими соображениями: «Забывчивость возникает по более серьёзным причинам. <…> Первой причиной является стремление модерности утопить нашу коллективную память, а вместе с ней и наше общее прошлое, в забывчивости.

Архитекторы модерности глубоко верили и доверяли идее, что человеческие возможности для изменения мира являются практически безграничными. Поэтому неудивительно, что перед модерностью и была поставлена цель изменить мир, избавиться от воздействия прошлого на настоящее, сделать прошлое недействительным. Предполагалось просто смести, стереть прошлое, чтобы оно не мешало, заново переделать людей, перестроить их природное окружение и сам общественный строй, в котором они действуют.

Было желание подогнать и природу, и общество под выдвигаемые людьми требования, потребности, пожелания и т.п. Вообще говоря, эта решительная, неимоверно смелая и амбициозная программа модерности должна была высвободить людей от воздействия внешних обстоятельств, для того чтобы они руководствовались видением своего будущего, а не обстоятельствами, определёнными прошлым» 3 . Участники арт-экспедиции, проходившей в рамках проекта «Близкий незнакомец» 28 июня — 11 июля 2013 года, последовательно, а иногда и случайно встречая памятники в упомянутых городах, после этого долго катались по петлям памяти и забвения, как по американским горкам. Правда, фотоснимков не представили, а может, они были и не нужны. Следует признаться, что при написании данного текста также пришлось воспользоваться базами данных Интернета, так как живых рассказчиков встретить не довелось. И помнит ли кто ещё, как оставили пьедестал в городе, а памятник заменили новым?

Маршрут памятников: Гданьск — Калининград — Клайпеда

Место: ул. Wały Jagiellońskie, парк M. Konopnickiej Автор: скульптор проф. Францишек Душенко Установлен: 1977 г.

Памятник Марии Конопницкой

Мария Станислава ВасиловскаКонопницка (1842–1910) — польская поэтесса, новеллистка, литературный критик, переводчица и защитница прав женщин.

Место: ул. Solidarności Авторы: Богдан Петрушка, Веслав Шышляк, Войцех Моквински, Яцек Кренз Установлен: 1980 г.

Памятник павшим рабочим судоверфи

В 1970 г. у ворот №2 Гданьской судоверфи состоялась забастовка рабочих против режима коммунистов. Во время забастовки погибло 45 человек. Три креста с якорями, высотою в 42 метра и весом почти в 140 тонн, установлены на месте падения первых жертв во время событий.

Место: ул. Szeroka Авторы: скульптор Вавжынец Самп Установлен: 2010 г.

Памятник Святополку II

Святополк Великий (1190/1200– 1266) — князь Поморья. Он постоянно боролся со своими братьями, которые заключали союзы с Великой Польшей и орденом крестоносцев. Эти союзы заставили Святополка выбрать в качестве союзников языческие племена пруссов, поэтому внутренняя война Поморья 1242 г. перешла в Пруссию (упомянута в источниках как Первое прусское восстание). Так как восстание было подавлено, Святополк потерпел поражение и был вынужден просить прощения у братьев и других христиан.

Место: площадь Obrońców Poczty Polskiej Авторы: скульптор Винцент Кучма Установлен: 1979 г.

Памятник защитникам почты Польши

Первого сентября 1939 г. войска Германии ворвались в Польшу, напав на почту Гданьска. В течение 15 часов 57 работников почты сопротивлялись атаке, продержаться дольше им не удалось. Памятник изображает умирающего работника почты Польши, который передаёт ружьё богине победы Нике.

Место: ул. Korzenna Авторы: скульптор Ян Щипка Установлен: 2006 г.

Памятник Яну Гевелию

Ян Гевелий (1611–1687) — астроном, пивовар, мэр Гданьска. Памятник установлен в 2006 г. в честь 395-й годовщины рождения мэра. Ян Гевелий открыл четыре кометы и Scutum Sobiescianum (Щит Собеского, в настоящее время именуемый созвездием Щита), назвав его в честь победы под Веной короля Польши и Великого князя литовского Яна III Собеского над Османской империей.

Место: площадь Dževni (Targ Drzewny) Авторы: неизвестные Установлен: 1897 г.

Памятник Яну III Собескому

Ян III Собеский (1629–1696) — польский вельможа и военачальник, король Польши и Великий князь литовский. Скульптура установлена в 1897 г. в честь короля Польши, который разгромил турок под Веной и, таким образом, преградил путь Османской империи для дальнейшего продвижения в Европу. Вначале памятник был установлен во Львове (находящемся сейчас в Украине), в 1950 г. перенесён в Варшаву, а в 1965 г. — в Гданьск. Во времена перемен скульптура стала местом демонстраций и сборов.

Место: Базарная площадь (Długi Targ) Авторы: неизвестные Установлен: 1549 г.

Фонтан Нептуна

Бронзовая скульптура владыки морей установлена в 1549 г., а в 1633 г. стала фонтаном. Во время Второй мировой войны она была спрятана. На базарную площадь Нептун вернулся в 1954 г. Реставрированный в 2011–2012 гг. фонтан Нептуна является символом единения города Гданьска с морем и украшением базарной площади. Легенда гласит, что Нептун, разозлённый на то, что в фонтан бросают монеты, своим трезубцем ударил в воду, и она превратилась в золото. Маленькие кусочки золота и по сей день блестят на дне фонтана. Также Нептун причастен и к созданию знаменитой Гданьской наливки «Goldwasser» (по-немецки «Золотая вода»).

Место: ул. Sucharskiego (Гданьск, Вестерплатте) Авторы: скульптор Францишек Душенко, архитектор Адам Гаупт Установлен: 1966 г.

Памятник защитникам Побережья

Вестерплатте — полуостров в Гданьске на побережье Балтийского моря, который знаменит битвой, ставшей первым сражением немецкой и польской армий в 1939 г. во время вторжения вермахта в Польшу, а вместе с тем и первой битвой Второй мировой войны на европейском театре военных действий. Монумент из 236 блоков гранита высотою 25 метров установлен в память польского гарнизона.

Место: ул. Университетская, д. 2 Авторы: скульпторы Гарольд Гаак, Станислав Раух Установлен: восстановлен в 1992 г. по копии памятника, изготовленного в 1864 г. Станиславом Раухом

Памятник Иммануилу Канту

Бронзовую скульптуру в память философа Иммануила Канта в 1857 г. создал скульптор Станислав Раух в Берлине. К сожалению, из-за финансовых затруднений памятник в Кёнигсберге был установлен не сразу: для этого не хватило собранных жителями средств. Недостающую сумму пожертвовал Карл Розенкранц, получив гонорар за книгу «Кёнигсберг и современная урбанистика» (Königsberg und der moderne Stadtbau). Памятник был торжественно открыт в 1864 г. на улице Принцессиненштрассе (Prinzessinnenstraße), а в 1884 г. перенесен на площадь Парадеплац (Paradeplatz) около Кёнигсбергского университета. Во время Второй мировой войны при приближении Красной армии памятник был спрятан. Правда, оставшийся постамент некоторое время использовался как возвышение для памятника лидеру партии немецких коммунистов Эрнсту Тельману. Памятник И. Канту так и не удалось обнаружить. В 1992 г. графиня Марион фон Дёнхофф, имевшая корни в Восточной Пруссии, инициировала установку копии памятника.

Место: пр. Мира Авторы: скульптор Станислаус Кауэр Установлен: 1910 г.

Памятник Фридриху Шиллеру

Бронзовый памятник знаменитому немецкому драматургу, философу, историку Фридриху Шиллеру (Friedrich Schiller) отлит и установлен в 1910 г. Почему скульптор С. Кауэр задумал установить данный памятник именно в этом городе — неразгаданная загадка, Ф. Шиллер никогда не бывал в Кёнигсберге. Памятник установлен по случаю 100-летнего юбилея оперного театра Кёнигсберга. При открытии театра (1810 г.) в нём был показан «Вильгельм Телль» Ф. Шиллера. Во время Второй мировой войны памятник был повреждён, в 1950-е подвергся реставрации.

Место: ул. Генерала Соммера Авторы: архитектор С. П. Мирошниченко, скульптор В.И.Якутина Установлен: 1980 г.

Памятник «Танк Т-34»

Самый известный танк Калининграда, принявший участие в штурме Кёнигсберга в 1945 г., выдержал бои и в Китае. Танк до ул. Соммера Калининграда дошел своим ходом, после чего был увековечен — поднят на постамент. В 2007 г. в память о героях-танкистах памятнику присвоен статус объекта культурного наследия.

Место: Гвардейский проспект Авторы: скульптор Юозас Микенас Установлена: 1946 г.

Композиция «Победа»

Композиция «Победа» является частью мемориала 1200 гвардейцам. В 1947 г. скульптор Ю. Микенас был награжден Сталинской премией. Памятник 1200 гвардейцам стал первым установленным в Кёнигсберге (город ещё не был переименован в Калининград) памятником советским воинам, погибшим при штурме города во время Второй мировой войны.

Место: пр. Мира Авторы: скульптор Б. В. Едунов Установлен: 1980 г.

Памятный знак землякамкосмонавтам

Памятник посвящён космонавтам — первым полетевшим в космос калининградцам: Алексею Леонову, Виктору Пацаеву, Юрию Романенко и Александру Викторенко. Изначально монумент назывался «Покорителям ближней вселенной». Местные жители называют памятник «Землякам-космонавтам» и «Привет из девятки» (исправительная колония №9. — Ред.). В 2007 г. памятник получил статус объекта культурного наследия.

Место: остров Канта, возле Кафедрального собора Авторы: скульптор A.Черницкий Установлен: 1983 г.

Арка «Новая эпоха Возрождения»

Скульптуру составляют фигуры мужчины и женщины, символизирующие вдохновение и источник творчества, а над ними изображены портреты Леонардо да Винчи, Валентина Серова, Михаила Ломоносова, Виктора Васнецова, Сергея Коненкова и других знаменитых людей. На одной стороне памятника надпись «Эпоха Возрождения», на другой — «Новая эпоха Возрождения». Скульптуры мужчины и женщины несут на себе «тяжесть веков». Женское и мужское начало в народе называются Атлантом и Кариатидой. Пройти под аркой считается хорошей приметой.

Место: площадь Победы Авторы: историк Сергей Трифонов, скульптор Александр Рукавишников Установлен: 2005 г.

Триумфальная колонна

Триумфальная колонна установлена в 2005 г. в честь 750-летия города и в память о германо-русских сражениях. Символизирующая мир во всем мире колонна является частью общегородской композиции «Двести лет славы русского оружия». На колонне расположены четыре бронзовых барельефа, посвящённые четырём известнейшим войнам России: Семилетней войне, Первой и Второй мировым войнам, а также войне казаков против Наполеона. Согласно идее автора, историка Сергея Трифонова, «Триумфальная колонна посвящена миру, чтобы напомнить победы российского народа, которых были четыре. Так как четыре стороны колонны "заняты", на земле больше нет места для войны, поэтому мы должны жить в мире и дружбе». В 2013 г. на вершине колонны установлен трёхметровый Орден Победы, напоминающий свой прототип — высшую военную награду СССР.

Место: остров Канта, возле Кафедрального собора Авторы: Иоганн Фридрих Ройш Установлен: 1891 г., восстановлен 2005 г.

Памятник герцогу Альбрехту

Памятник посвящён герцогу Альбрехту Бранденбургскому (1490–1568) — последнему верховному магистру Немецкого ордена, первому герцогу Пруссии, который был захоронен в Кафедральном соборе Кёнигсберга. Благодаря Альбрехту Бранденбургскому началось процветание экономики, политики и культуры Пруссии. В 1542 г. в Кёнигсберге он учредил партикуляр Collegium Albertinum, на основе которого в 1544 г. был создан Кёнигсбергский университет (Albertus-Universität). Бронзовая скульптура работы Иоганна Фридриха Ройша установлена в 1891 г. в одной из башен Кёнигсбергского замка. В 1935 г. памятник перенесён в другую башню замка. Во время войны он выстоял бомбардировки и штурм города, но через некоторое время пропал. Калининградцы инициировали возвращение памятника: в 2005 г. копия скульптуры была установлена возле Кафедрального собора. Работы выполнили Ф. Морозов и А. Шевцов.

Место: между ул. Кулю Вартай и пр. Тайкос Авторы: скульптор Д. Матулайте, архитектор Р. Буйвидас Установлен: 1983 г.

Неринга

Скульптура изображает женщину, несущую на плечах два корабля. Идею великанши олицетворяют не большие масштабы, а максимальное напряжение формы, концентрированная энергия. Поднимаясь наверх, пластическое и эмоциональное напряжение сосредоточивается в верхней части скульптуры: паруса кораблей, крылья и ось центральной композиции венчает обладающая индивидуальными чертами голова Неринги. Несколько грубый тип лица напоминает суровую природу поморья. Композиция памятника с извилистыми и уступчатыми тропинками и ступенями вокруг скульптуры ассоциируется с рябью моря или нанесёнными ветром дюнами.

Место: Клайпедский парк скульптур, между улицами К. Донелайтиса, Лепу, Трилапё и С. Дауканто Авторы: архитектор П. Садаускас Установлен: 1975 г.

Памятник павшим во Второй мировой войне

Памятник установлен на месте захоронения советских воинов (около 700 воинов), погибших в 1945 г. Здесь зажжён вечный огонь, установлена почти девятиметровая скульптура опущенного меча.

Место: ул. Лепу возле факультета художеств Клайпедского университета Авторы: скульптор Пятрас Делтува Установлен: 1974 г.

Памятник Кристионасу Донелайтису

Кристионас Донелайтис — основоположник литовской литературы. Не сохранилось ни одного изображения классика, поэтому скульптура создавалась только на основе антропологических данных. Согласно первичному замыслу, данный бюст должен был украшать фойе школы им. Кристионаса Донелайтиса, но оказался слишком массивным, поэтому было решено разместить его на площади, названной именем классика.

Место: Театральная площадь Авторы: неизвестные Установлен: 1912 г.

Скульптура «Таравос Анике» и памятник Симону Даху

Установленный в 1912 г. на Театральной площади фонтан был посвящён памяти поэта, уроженца Клайпеды, профессора Кёнигсбергского университета Симона Даха. Скульптура изображает молодую босоногую девушку — одну из героинь произведений поэта. Фонтан Симона Даха был установлен на средства, собранные общественностью. На памятник щедро жертвовали и литовцы Клайпедского края. Это было первое мемориальное строение гуманитарного характера в этом крае. От других официальных памятников он отличался лиричностью, романтизмом и демократичностью. Любовная песня «Анхен из Тарау» поётся не только в Германии, но и в Швейцарии и Австрии. Её можно обнаружить и среди немецких народных песен; говорят, что колокола Мюнхенской ратуши ещё и сейчас вызванивают эту мелодию.

Место: напротив Ратуши, ул. Данес Авторы: скульптор K. Киселюс, архитектор П. Шадаускас Установлен: 1971 г.

Рыбак

Во время празднования Праздника моря в 1971 г. напротив ратуши была установлена созданная К. Киселюсом скульптура «Рыбак». Ранее здесь находился памятник Боруссии, установлённый в 1907 г. в ознаменование столетия победы над Наполеоном. Памятник Боруссии иногда назывался Национальным памятником — Клайпеда оказалась единственным прусским городом, который не был оккупирован наполеоновскими войсками. После 1923 г. литовские повстанцы сняли памятник и перенесли его во двор ратуши. В конце 1930-х гг., после усиления националистических настроений местных немцев, памятник был восстановлен. Во время Второй мировой войны он исчез, а на его месте в советские годы была установлена скульптура «Рыбак». Вокруг скульптуры построен работающий в летний период фонтан.

Место: окончание ул. Тилту, начало ул. Геркуса Мантаса Авторы: скульптор Арунас Сакалаускас Установлен: 2003 г.

«Арка» – памятник единой Литве

Памятник «Арка» установлен во время празднования 85-й годовщины Тильзитского мира и 80-й годовщины объединения Клайпедского края с Литвой. Памятник весит 150 тонн и имеет высоту в 8,5 метров. Малая колонна из красного гранита символизирует Малую Литву и её культурное наследие, а серая колонна — Большую Литву. Верхняя, как бы отколотая часть памятника изображает Кёнигсбергскую (Калининградскую) область, в настоящее время принадлежащую России. На памятнике выбиты слова Иевы Симонайтите «Мы — один народ, одна земля, одна Литва».

Место: ул. Геркуса Мантаса, возле строения №38 Авторы: скульптор Витаутас Мачуйка, архитектор Гитис Тишкус Установлен: 1983 г.

Памятник Геркусу Мантасу

Четырёхметровый в высоту монумент полководца, изображающий великого вождя пруссов, строился двенадцать лет. В 1971 г. задумку скульптора В. Мачуйки благословил тогдашний председатель исполнительного комитета Клайпеды Альфонсас Жалис. Однако процесс установки скульптуры был приостановлен из-за опасения реакции Москвы. Разрешение на постройку монумента было выдано только в 1982 г., после смерти Леонида Брежнева. Официально скульптура была названа «Часовой». Только во время её открытия был дан намёк, что скульптура является изображением восставшего против оккупации прусского вождя Геркуса Мантаса. Позднее до высоких правительственных инстанций Москвы дошли письма, что в Клайпеде «установлен памятник какому-то немцупруссу».

Место: Клайпедский парк скульптур, между улицами К. Донелайтиса, Лепу, Трилапё и С. Дауканто Авторы: скульптор Адомас Бракас Установлен: 1925 г.

Памятник восстанию 1923 года в Клайпеде

В Клайпедском парке скульптур стоит памятник участникам восстания 1923 г. Здесь захоронены повстанцы, погибшие в битве за присоединение Клайпеды к Литве. Обелиск является аутентичным пограничным столбом, когда-то отделявшим Малую Литву от Большой

КазараускайтеМарчене Скайсте

Перевод Генрикаса Шадаускаса


Комментировать


три + = 5

Яндекс.Метрика