Развитие образования в условиях цифровой экономики

Аннотация. В статье рассматриваются направления развития высшего образования в условиях цифровой экономики. Современные информационные технологии способствуют развитию электронной образовательной среды. Для подготовки широкого спектра онлайн курсов необходима научно-методическая и техническая поддержка преподавателей со стороны вузов. Ключевые слова: цифровая экономика, электронная образовательная среда, дистанционные образовательные технологии, онлайн курсы. В условиях информационно-коммуникационной революции цифровые технологии непосредственным образом влияют на развитие всего общества, в том числе на систему образования.

В этих условиях актуальным становится рассмотрение роли и значения цифровой экономики на качественные изменения в сфере высшего образования, «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» (далее Стратегия) дает следующее определение цифровой экономики: «Цифровая экономика – это хозяйственная деятельность, в которой ключевым фактором производства являются данные в цифровом виде, обработка больших объемов и использование результатов анализа которых по сравнению с традиционными формами хозяйствования позволяют существенно повысить эффективность различных видов производства, технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг [1]. Цели, задачи, направления реализации Стратегии определены в Государственной программе «Цифровая экономика Российской Федерации» (далее Программа) [2].



style="display:inline-block;width:240px;height:400px"
data-ad-client="ca-pub-4472270966127159"
data-ad-slot="1061076221">

К основным направлениям относятся: «Нормативное регулирование», «Формирование исследовательских компетенций и технологических заделов», «Информационная инфраструктура» и «Информационная безопасность», «Кадры и образование». Общие расходы на реализацию первых четырёх направлений программы составят 521 млрд руб. [3]. Указом Президента РФ от 07 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» Правительству Российской Федерации при реализации национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» поручается обеспечить в 2024 году выполнения ряда задач, в том числе: преобразование приоритетных отраслей экономики и социальной сферы, включая здравоохранение, образование, промышленность, сельское хозяйство, строительство, городское хозяйство, транспортную и энергетическую инфраструктуру, финансовые услуги, посредством внедрения цифровых технологий и платформенных решений [4]. В системе образования на протяжении последних лет активно расширяется применение цифровых технологий.

Образовательные организации имеют выход в сеть «Интернет», представлены на своих сайтах в соответствии с государственными требованиями. Поставлены задачи нормативного, технологического и содержательного обеспечения курсов информатики и информационнокоммуникационных технологий, реализации образовательных программ подготовки кадров для всех отраслей с учетом требований цифровой экономики. Российские студенты традиционно становятся лучшими в чемпионатах мира по программированию. В 2018 г. по результатам ежегодного командного студенческого чемпионата мира по программированию ACM-ICPC – абсолютным победителем стала команда Московского государственного университета. Московский физико-технический институт на втором месте [5]. Одно из важнейших направлений развития высшего образования, связанное с реализацией Программы цифровой экономики – развитие дополнительного профессионального образования. Необходимость приобретения дополнительных профессиональных компетенций актуализирует систему непрерывного образования с использованием онлайн технологий. Ведущие вузы лидируют в этом направлении. Так, на дистанционные курсы по программированию Максима Буздалова, к.т.н., доцента кафедры «Компьютерные технологии» Университета ИТМО, в том числе на английском языке «How to Win Coding Competitions: Secrets of Champions» записалось более 45 тысяч слушателей (с учётом второго запуска – 65 тысяч). Университетский центр дистанционного образования ИТМО отмечает: «Ниша олимпиадного программирования на сегодняшний день уверенно занята нами, конкуренции на платформе по этой тематике нет… люди, не умеющие писать программы, бросились изучать этот курс в надежде, что для них откроется секрет, как стать чемпионом мира по программированию [6].

В сентябре 2017 г. с целью повышения квалификации профессорско-преподавательского состава в организациях среднего профессионального и высшего образования города федерального значения Севастополь и Республики Крым при реализации основных образовательных программ создан Центр компетенций в области онлайн-обучения «Ломоносов» на базе Филиала Московского государственного университета в г. Севастополе. Программа центра направлена на системное развитие онлайн-обучения в регионе для поддержания на мировом уровне научно-исследовательских и образовательных процессов, кадрового потенциала, повышения конкурентоспособности выпускников образовательных организациях высшего и среднего профессионального образования [7]. Преподаватели Севастопольского государственного университета активно используют возможности Центра компетенций «Ломоносов» для приобретения дополнительных компетенций по широкому спектру программ, таких как «Массовые открытые онлайн-курсы (МООК) – в образовании», «Введение в создание онлайн-курсов (Moodle)» и др. Вместе с тем, в сфере развития электронного образования и дистанционных образовательных технологий в высшем образовании, на наш взгляд, наблюдается некоторое противоречие. Факторами интенсивного развития электронного образования являются необходимость удовлетворения требованиям ФГОС ВО, стратегических программных документов РФ, а также готовность преподавателей и обучающихся более эффективно использовать преимущества цифровизации образования.

Однако к настоящему времени не во всех вузах обеспечена достаточная научно-методическая и техническая поддержка преподавателей в процессе формирования необходимых компетенций для создания собственных курсов. В.Б. Клепиков отмечает, что «Использование информационных технологий в учебном процессе по-прежнему осуществляется посредством случайного выбора, на основе проб и ошибок, что не позволяет достичь системного уровня применения ИКТ в образовательной деятельности» [8, с. 3]. В настоящее время вузам необходимо решить задачу соответствия компетенций преподавателей требованиям цифровой образовательной среды. Эффективная деятельность педагога в электронной образовательной среде вуза обеспечивается формированием необходимых компетенций в процессе как периодического формализованного повышения квалификации, так и путем построения индивидуальных образовательных траекторий с использованием научно-методической, организационно-технической поддержки вузов.

Список литературы

1. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы, утверждена Указом Президента Российской Федерации от 09 мая 2017 г. N 203 URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201705100002 (дата обращения: 06.05.2018). 2. Государственная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 года N 1632-р. URL: http://docs.cntd.ru/document/436754837 (дата обращения: 11.05.2018). 3. Опубликованы планы мероприятий по направлениям программы «Цифровая экономика» URL: http://d-russia.ru/opublikovany-plany-meropriyatij-po-napravleniyam-programmy-tsifrovaya-ekonomika.html (дата обращения: 12.05.2018). 4. Указ Президента РФ от 07 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» URL: http://kremlin.ru/acts/news/57425 (дата обращения: 10.05.2018). 5. Чемпионом мира по программированию среди университетских команд ICPC-2018 стал МГУ URL: http://d-russia.ru/chempionom-mira-po-programmirovaniyu-sredi-universitetskih-komand-icpc-2018-stal-mgu.html (дата обращения: 12.05.2018). 6. Хорошее дистанционное образование, или Максим на хайпе URL: http://d-russia.ru/horosheedistantsionnoe-obrazovanie-ili-maksim-na-hajpe.html (дата обращения: 09.05.2018). 7. Центр компетенций в области онлайн-обучения "Ломоносов" на базе Филиала МГУ в г. Севастополе URL https://distant.msu.ru/course/index.php?categoryid=160 (дата обращения: 12.04.2018). 8. Клепиков В.Б. Готовность педагогов к формированию и реализации персональной электронной образовательной среды в условиях дополнительного профессионального образования: автореф. дис. … на соиск. учен. степени канд. пед. наук: / В.Б. Клепиков; РГУФКСМиТ. – Москва, 2017. – 24 с. URL http://theses.sportedu.ru/sites/theses.sportedu.ru/files/files/avtoreferat_klepikov.pdf (дата обращения: 24.04.2018).

Намханова Маргарита Валентиновна, Алесина Наталья Валентиновна


Комментировать


+ 8 = десять

Яндекс.Метрика

Знания, мысли, новости - radnews.ru