Во второй половине XIX в. в регионе (существовали различные системы земледелия: подсечная («лядинная>>) в северных районах Пермской и Вятской губерний, залежная Оренбургской губернии, трехполье, плодосмен.
Часть пустовавшей земли использовалась как луга. Переход к плодосмену — высшей системе земледелия — наметился в 90-е гг. XIX в. в Пермской и Московской губерниях, а инициаторами его были крестьяне и земские агрономы. Широкой известностью пользовался пермский клевер — семена красного клевера, который начал высеваться с 1891 г., десятками тысяч пудов продавались в другие губернии и за границу.
В 90-е гг. XIX в. началось усиленное применение более усовершенствованных орудий и машин. Наряду с сабанами, серпами, косами, цепами в крестьянских хозяйствах появились плуги, жнейки, а затем и сенокосилки, молотилки. Использование новых орудий труда на Урале было шире, чем в европейской части России. Проявляли смекалку и крестьяне: в начале 1880-х гг. житель Глазовского уезда крестьянин Чернов изобрел веялку, которая экспонировалась в Вольном экономическом обществе и заслужила серебряную медаль.
Новая техника была дорогой и приобрести се могли немногие. Но стремление повысить производительность труда заставляла совершенствовать имеющиеся орудия; так, повсеместно стала входить в употребление соха-косуля, которая могла пахать и твердую почву. Активную роль в усовершенствовании играли уральские кузнецы, работавшие на заводах и одновременно обрабатывавшие свои земельные наделы. Крестьяне были заинтересованы в улучшении орудий труда, используемых в тех работах, где дорог каждый день, — пахота, сенокос, жатва. Поэтому молотилки, вытеснявшие труд зимнего времени, когда сложно было найти приложение своим рукам, не пользовались спросом у крестьян.
Основными зерновыми культурами на Урале в эти годы оставались рожь, яровая пшеница, овес. В 80 90-е гг. XIX столетия быстро увеличивались площади, занятые картофелем.
В начале XX в. объем торговли хлебом превысил в уральских губерниях 31 млн руб., а объем всей торговли сельскохозяйственными продуктами составил свыше 35 млн руб.
Потребителями сельскохозяйственной продукции были горнозаводские центры Пермской губернии, где своего хлеба не производилось или производилось недостаточно. Сюда отправлялись избытки хлеба из Зауралья. Производство зерна на Урале перекрывало внутренние потребности, поэтому хлеб вывозился в центральные и северные районы, в Поволжье и Сибирь.
Составной частью сельского хозяйства являлось животноводство. Численность скота росла, обеспеченность им крестьянских хозяйств на Урале была выше, чем в европейской России. Однако количество скота на двор сокращалось из-за нехватки лугов и выгонов.
Хозяйство казаков имело значительные особенности. Казачество составляло почти 29 % населения Оренбургской губернии. Наибольший удельный вес его был в Троицком, Верхнеуральском уездах и южной части Оренбургского уезда. В распоряжении казаков находилось около 5 млн десятин земли, основная масса которой была станичной и распределялась по общинно-надельной системе.
Новые черты проявились и в хозяйстве башкир. К концу XIX в. завершился их переход к оседлости и земледелию, скотоводство перестало быть ведущей отраслью башкирских хозяйств. Постепенно расширялась запашка, и хотя в целом земледелие отставало от земледелия русских крестьян, оно стало носить товарный характер.