Рекомендации по подготовке наглядных материалов (в Power Point)

Рекомендации по подготовке наглядных материалов (в Power Point)

Рекомендации по подготовке наглядных материалов (в Power Point)

  • Большое количество ТЕКСТОВЫХ слайдов.

Следует обязательно учитывать то обстоятельство, что наш мозг устроен таким образом, что человек не может одновременно, и переписывать текст со слайда, и запоминать то, что в это время ему говорит преподаватель. Не дано это человеку природой. Многие  преподаватели отмечают, что когда появляется текст на экране, студенты перестают слушать преподавателя и начинают «лихорадочно» переписывать текст со слайда. У преподавателя образуется вынужденная пауза. Это плохо, это сбивает преподавателя с ритма,  нарушает целостность его задумки.

Что делать? Наглядные материалы – это «острое оружие». Следует создавать так называемые «проблемные» слайды, которые бы обязательно требовали комментариев к ним, пояснений преподавателя. Наглядные материалы необходимы для того, чтобы студент обязательно понял и запомнил мысль преподавателя. Это главное. Не всегда словами  можно доходчиво объяснить все. С незапамятных времен существует поговорка: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

Конечно, к вышесказанному не относится необходимость отображать на экране какую-то формулировку, чтобы не проговаривать ее «десять раз». Но в подобных случаях следует отображать эту формулировку на протяжении такого промежутка времени, в течение которого студенты могли бы спокойно переписать текст.

И все же главное – это «живая» речь преподавателя, его мысли, понимание, видение проблемы.

Какой смысл имеет демонстрация вордовских документов? Кто их будет читать? Пусть даже с большого экрана. Показывать на экране текст и полагать, что студент прочтет его и запомнит – это, мягко выражаясь, иллюзия. Для этого есть учебники. Может возникнуть необходимость показать студентам документ «живьем», тогда это оправдано. Но у нас-то часто практикуется совершенно другое – преподаватели демонстрируют на экране материалы, изготовленные с помощью текстового редактора Word. Такие «слайды» нельзя назвать наглядными  материалами, это просто «шпаргалка», что не допустимо категорически!

  • Ослепляющий эффект.

При визуальном отображении информации с помощью мультимедиа-проектора присутствуют факторы, оказывающие негативное влияние на применение этого метода обучения.

Одним из этих факторов является ослепляющий эффект, который возникает, если отсутствует фон слайда или этот фон слишком светлый. Необходимо обратить внимание на то обстоятельство, что компьютерные файлы Word, Excel и, как правило, PDF не имеют фона.

Причины, из-за которых не следует отображать подобного рода файлы на большом экране:

  • Белое поле в документах, созданных с помощью этих программ, составляет более 80% и поэтому отраженный мощный световой поток ослепляет тех, кто смотрит на экран. Это  вызывает раздражение, резко снижает работоспособность и т.п.
  • Условно называемый слайд получается перегруженным из-за структуры этих файлов, отображаемая информация, как правило, нормально   не  воспринимается.
  • Ослепляющее воздействие вышеназванных файлов может негативно влиять на зрение, т.е. на здоровье студента. Это утверждают более                                    20 достаточно авторитетных источников. И с этим нельзя не согласиться. Почему? Потому, что коэффициент отражения экрана равен 1, а на экран светит лампа мощностью 2000 вт. Вспомните из жизни, даже на лампочку мощностью в 150 вт смотреть невооруженным глазом очень неприятно.

Главной целью фона является возможность исключить ослепляющий эффект слайда и программа Power Point позволяет это сделать.

Представляется целесообразным  выбрать раз и навсегда цвет фона и цвет основного текста для всех Ваших слайдов. Так для Вас будет проще и это будет своего рода «фирменным» признаком именно Ваших материалов.

  • Слабая контрастность.

Имеется еще одно существенное замечание — многие слайды имеют слабую контрастность между фоном и содержанием. Создавая слайд, нельзя забывать о необходимости обеспечить высокую контрастность между его фоном и содержанием. Именно высокая контрастность создает условия для комфортного восприятия отображаемой информации. Согласитесь, когда на слайде отображается, к примеру, текст, который почти сливается с фоном, его просто трудно увидеть, а значит и прочитать. Подумайте, поэкспериментируйте с контрастностью. Вспомните из школы — писали мелом на черной или темно-коричневой доске. Достижение высокой контрастности — задача, которую следует обязательно и постоянно решать.

  • Выделение цветом.

Если Вам требуется что-либо выделить, на что необходимо обратить особое внимание: слово, фразу, цифру и т.п., делайте это цветом. Мы привыкли работать c черным текстом на белом фоне, а там только три возможности выделить текст — сделать его жирным, подчеркнуть, исполнить курсивом или другим типом шрифта. Но цвет производит гораздо больший эффект. У текстового редактора Word нет возможностей графического редактора Power  Point. Перестроиться на это не сложно, и к этому быстро привыкаешь. Активнее используйте цвет, ведь палитра всегда привлекает внимание. Белый цвет текста лучше слабо подкрашивать. Чисто психологически на такой текст приятнее смотреть. Последнее замечание не более чем личное мнение.

  • Отвлекающие факторы.

Присутствуют необоснованные, отвлекающие внимание оформительские элементы. Учебный слайд-фильм (презентация) должен быть эстетичным, но его цель – объяснить, разъяснить, помочь понять то, чему учит преподаватель. Человек непроизвольно будет разглядывать «рамочку», в которую заключено слово; цвета, которыми оно исполнено, особенно, если их несколько, и гадать: «А как это было сделано?» Вот это «гадание-то» и необходимо исключить. Это пустая трата драгоценного времени, которое студенту следует тратить на понимание и на усвоение конкретных знаний. Получается, что специфика-то учебных слайд-фильмов очень серьезная.

Задумайтесь – какую цель Вы преследуете, когда применяете тот или иной эффект анимации, достигаете ли Вы этой цели с помощью анимации?

  • Пунктуация на слайде.

Еще одно. Точка, точка с запятой в конце предложения, их лучше не ставить. Даже если на слайде содержится  несколько предложений, эти предложения целесообразно разделять интервалами. Это специальный прием, используемый в «экранном искусстве».

  • Заголовки.

Исполняйте заголовки цветом, отличным от цвета основного текста, именно поэтому на заголовок будет обязательно обращено внимание, а значит, Вы достигнете поставленной цели – заострите на этом внимание.

  • Шрифт.

Times New Roman, как и абсолютное большинство других типов компьютерных шрифтов, плохо читается на большом экране. Чтобы в последующем, как говориться, «не ломать голову по этому поводу » возьмите за правило использовать всегда только тип шрифта Arial. Этот шрифт комфортен для чтения текста с большого экрана. Теперь о размере штифта. Менее 24 пунктов следует применять в отдельных случаях, так как такой размер шрифта сложно будет разобрать находящимся на последних рядах в большой аудитории. Использование шрифта размером 24 пункта и более «автоматически» не даст возможности перегрузить слайд, Вы просто не сможете «написать» на слайде много текста таким шрифтом.

  • Титульный слайд.

Представляется целесообразным, чтобы каждый слайд-фильм имел бы титульный слайд. Титульный слайд «автоматически» сообщит студенту:

  • фамилию, имя, отчество преподавателя;
  • название кафедры;
  • название учебной дисциплины.

К сожалению, студенты часто этого не знают даже после окончания курса. А это важно, даже с точки зрения общей культуры студентов. Возможно, на титульном слайде целесообразно указать Ваш  адрес e-mail, номер мобильного телефона, но целесообразность доведения до сведения студентов этой информации определяете только Вы. Нужна ли Вам оперативная связь со студентами?

  • Обозначение файла.

Понятное, прежде всего лично Вам, имя компьютерного файла, в котором содержится фильм, по моему мнению, должно включать:

    • фамилию преподавателя;
    • краткое наименование учебной дисциплины;
    • № лекции.

В дальнейшем такое обозначение позволит Вам достаточно свободно ориентироваться в большом числе различных файлов.

  • Таблицы.

Насколько оправдано наличие таблиц в фильме? Безусловно, таблицы необходимы, но в справочниках и в книгах. Значительно эффективнее информация воспринимается в виде диаграмм, графиков и т.п.

  • Расположение информации на слайде.

Расположение на слайде информации (текста, формул, графиков и т.п.) должно быть комфортным для восприятия. Поставьте себя на место зрителя. Что бы Вам захотелось изменить? Так и поступите. Понятно, что это требует времени. Но потратив один раз, да, много времени, Вы создадите колоссальную базу для возможного внесения в последующем тех или иных изменений, и в итоге создадите «произведение искусства».

  • Количество слайдов.

Часто слайды перегружены информацией. Лучше сделать больше слайдов, но сделать их «легкими» для быстрого, может быть порой интуитивного понимания. Есть установка, что демонстрация 1-го слайда, даже если на нем написано 1 слово, занимает, минимум, 1 минуту времени с учетом того, что человеку  все же надо разглядеть слайд. А сколько время потребует демонстрация, к примеру, 50-ти слайдов, насыщенных информацией, да еще и с серьезными комментариями? Видимо, в среднем, фильм для одной лекции должен содержать 15 — 30 слайдов. Убежден, что написание сценария  учебного слайд-фильма, это можно назвать как угодно — планом, тезисами и т.п., вынудит преподавателя выделить ключевые моменты, которые студенту необходимо запомнить уже на занятии. И именно визуальное восприятие информации наиболее эффективно для этого.

  • Унификация.

Придумайте для своих слайдов своего рода стандарты:

    • цвета фона, заголовков, текста;
    • размера шрифта заголовков, текста;
    • и т.д.

Такая своеобразная унификация позволит Вам значительно сократить время на подготовку последующих наглядных материалов.

Последнее.

Уважаемые коллеги!

Вопрос о защите авторских прав практически РЕШЕН!

Речь идет о специальной программе, которая автоматически переводит Вашу презентацию, изготовленную в формате графического редактора Power Point, в формат слайд-шоу. «Прелесть»  изменения формата Вашего слайд-фильма заключается в том, что после этого уже невозможно будет внести какие-либо изменения в Ваши наглядные материалы. Если в последующем Вы передадите студентам слайд-фильм в формате слайд-шоу, студенты или другие лица ничего не смогут изменить, в том числе и в титульном слайде. Это обеспечит, в определенной степени, сохранность Ваших авторских прав, т.к. слайд-фильм будет открываться только для просмотра, причем именно в том виде, в каком Вы его создали.

При открытии файла демонстрация ВСЕГДА начнется с первого (титульного) слайда, поэтому «злоумышленник» не сможет выдать Ваш материал за свой, а тем более злоумышленник не сможет этого сделать, если на каждом слайде Вы неброско отобразите свой «логотип». Перейти на любой слайд возможно, но только после того, как будет открыт файл, т.е. титульный слайд. Эта программа называется PowerPoint Slide Show Converter. Пока определился один «нюанс» – гиперссылки в этой программе действуют только в том случае, если они организованы с помощью управляющих кнопок. Если гиперссылка присвоена какому-либо объекту, при переводе из формата Power Point в формат слайд-шоу такая гиперссылка исчезнет, а в остальном это программа великолепна. Для просмотра Вашего слайд-шоу не требуется наличия этой программы на другом компьютере, она необходима только для того, чтобы преобразовать формат. Чтобы внести какие-либо изменения в слад-фильм, изготовленный в формате слайд-шоу, необходимо получить доступ к первоисточнику, изготовленному с помощью программы Power Point, а этот первоисточник Вы будете хранить у себя.

С.А. Благушин

 


Комментировать


3 − = один

Яндекс.Метрика

Знания, мысли, новости - radnews.ru