Речевой портрет видеоблога «Вдудь» | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Речевой портрет видеоблога «Вдудь»

Аннотация: в статье рассматривается языковое пространство видеоблога «вДудь» с целью формирования речевого портрета, поскольку автору как языковой личности удалось отразить наиболее актуальные и острые проблемы современного общества. Выявлены основные приемы и методы речевого воздействия, в частности манипулирования для создания полной и достоверной языковой и социальной картины мира. Ключевые слова: блог, интервью, языковая личность, речевой портрет Средства массовой информации с начала ХХI века активно пополняются различными видами интернет-ресурсов, например, отмечается тенденция возрастания аудитории видеохостинга, и отдельные специалисты и команды производителей видеоконтента для ТВ перепрофилируются для работы на YouTube.

Эту тенденцию раньше других уловил телеведущий и известный спортивный журналист Юрий Дудь, создав «вДудь» – русскоязычное, авторское интернет-шоу в формате интервью, выходящее на видеохостинге YouTube. «вДудь» является первым проектом на YouTube в формате интервью, соответствующий ведущим медиа. Именно этим Юрий и объясняет популярность своего канала: «Интервью – это обилие эмоций, фактов и всего остального.

Раньше аудитория YouTube думала, что это максимально дежурный, ритуальный жанр. Поэтому для местных зрителей это как минимум необычно» [1: 210–211]. Даже заставка шоу со словами «Юрий будет дуть, дуть будет Юрий» заставляет обратить внимание и заинтересоваться данным контентом. В данной статье делается попытка объяснить популярность этого интернетресурса (ср.: некоторые выпуски набирают более 10 миллионов просмотров), исходя из анализа риторического типа речевой стратегии, выстраиваемого интервьюером в каждом выпуске. Современное медийное пространство характеризуется тем, что «главная роль должна принадлежать публичным дискуссиям мировоззренческого характера, построенным на современных моральных основаниях» [2: 14], и гостями шоу становятся, как правило, медийные, широко известные личности: музыканты, политики, блоггеры, деятели культуры и кино, с которыми обсуждают откровенные вопросы и актуальные темы.

Особенностью «вДудь» является то, что высказывания гостей не подвержены никакой цензуре: часто в резкой форме излагается мнение по острым вопросам, а также в эфире звучит ненормативная лексика. В современных психологических исследованиях каждая личность рассматривается как совокупность «интеллектуального» и «чувственного» [3: 229], что бесспорно коррелирует с тем, что автор шоу, делая упор на основные аспекты речевого воздействия, связанные с «рациональным» и «эмоциональным», умело оперирует ими и выстраивает стратегию речевого поведения всех участников шоу, которое изначально напоминает классическое интервью, но структурно усложненно несколькими авторскими элементами. Языковое пространство данного интернет-контента отличается реализацией собственно риторических и когнитивносемиотических задач для достижения цели. Просмотр и анализ 12 выпусков позволяют сформулировать цель, которую ставит перед собой автор шоу, безусловно, это поиск современного кода истины, который заложен в мировоззрении настоящей личности. И поскольку «главное орудие и оружие средств массовой информации – это язык, исследуя который можно получить полное представление об условиях жизни народа… путем выявления созданной ими языковой картины мира» [2: 14], выявление и анализ языковых и речевых средств путем формирования речевого портрета видеоблога способствует созданию предельно реальной картины современной действительности, что и объясняет возросшую популярность шоу «вДудь». Термин «речевой портрет» имеет различные определения исследователей.

Так, например, С.В. Леорда говорит о речевом портрете как о языковой личности, воплощенной в речи [4, 17: 6]. В то же время, Т.П. Тарасенко дает термину «речевой портрет» следующее определение: «совокупность языковых и речевых характеристик коммуникативной личности или определенного социума в отдельно взятый период существования» [5, 31; с. 8]. Г.Г. Матвеева рассматривает речевой портрет как «набор речевых предпочтений говорящего в конкретных обстоятельствах для актуализации определенных намерений и стратегий воздействия на слушающего» [6, 19; с. 7]. Речевое поведение, по мнению В.И. Карасика, это осознанная и неосознанная система коммуникативных поступков, раскрывающих характер и образ жизни человека. Система коммуникативных поступков подразумевает использование устоявшихся формул общения, прецедентных текстов, языковой игры [7: 47]. На наш взгляд, все определения носят взаимодополняющий характер, и более чем коррелируют с «понятием речевого портрета в узком смысле как особенностями речевого поведения человека, в широком – с языковой личностью, прототипом носителя определенного языка» [8: 117]. Поэтому, создавая речевой портрет видеоблога, актуально описать две позиции речевого портретирования: языковые и речевые характеристики видеоблога как определенного социума.

Структура видеоблога имеет три стержневых неизменных элемента: языковая личность героя интервью, отличающегося безусловной харизмой, личностными характеристиками и достижениями; интервьюер, можно сказать, языковая личность с большими перспективами, так как успешно использует речевые тактики и стратегии, в частности провокационные вопросы и создание привычной языковой среды для героя (мат, жаргонизмы или стеб); авторский рекламный ролик, в котором отражены личностные интеллектуальные пристрастия и рациональные возможности автора как героя-потребителя рекламируемого объекта. I. Языковая характеристика видеоблога 1. Герой. Наблюдение и анализ языковой личности героя программы «вДудь» позволяет условно разделить все интервью на две группы, что и определяет их языковой портрет. Первая – интервью с представителями интеллигенции. Вторая группа сформирована из героев, для которых язык просторечий, молодежного сленга и обсценной лексики является частью их языковой личности, как правило, это представители молодежных субкультур, которые, безусловно, талантливы, но самовыражение их чаще сконцентрировано на протесте различного рода. Так, например, первая группа представлена известными журналистами Леонидом Парфеновым, Владимиром Познером.

Речь этих героев насыщена книжной лексикой, обладает смысловой точностью и отвечает всем требованиям хорошей речи: строить иерархию в нашей журналистике бессмысленно; я очень жалею, что у меня нет фундаментального образования (Л. Парфенов); есть православная, патриотическая, антизападная часть…; Это было преднамеренное желание уничтожить (В. Познер). Однако они позволяют себе использовать и разговорную лексику: этот выпуск был очень жестким (Л. Парфенов); из моей прощалки; на душе погано; уехать к чертовой матери (В. Познер) или жаргонизмы: для прикола; в этом был резон. Эти люди являются прогрессивными личностями, поскольку своими идеями и мыслями, которые отражают, а в целом и формируют социальный, культурный посыл просвещённой части современного российского общества. Во второй группе объектом анализа является речь рэперов Pharaohа, Скриптонита, видеоблогера А. Ивлеевой, которые являются яркими представителями молодежных субкультур. Речь интервьюируемых имеет преимущественно разговорный характер с использованием нелитературных элементов: маник (молодежный сленг), леди-гопник, это гон, (жаргонизмы) (А. Ивлеева); все по серьезке, делать все через жопу (грубое просторечье) (Скриптонит); капа – а капелла, вокальная партия, конц – концерт (молодежный сленг).

Кроме того, в интервью с этими героями преобладала обсценная лексика или матерные слова, что отражает состояние как внутреннего мира, так и социализированности гостя как части современного молодежного сообщества. 2. Интервьюер. Название шоу-интервью «вДудь» является заставкой и создает первое впечатление, отражающее языковой (речевой) портрет ведущего. Название видеоблога выражает как минимум три значения: 1) фамилию ведущего и автора Дудь, тем самым индивидуализируя видеоблог; 2) омофон с глаголом дуть, который имеет несколько значений: 1. веять, вызывать продолжительное движение воздуха. 2. пускать ртом струю воздуха. 3. спец. изготовлять дутьем. 4. разг. быстро идти. 5. перен. жарг. курить легкие наркотики. 6. перен. жарг. быстро пить алкоголь. 7. перен. жарг. дуть в уши, внушать [9]. Третье значение в минисингле конкретизирует значение глагола дуть «Юрий будет дуть, дуть будет Юрий», что можно считать провокационным, т. к. созвучны слова «Дудь» и «дуть» или интерпретировать одно из жаргонных значений: дуть, значит внушать, нести информацию. Этот прием можно отнести к пункту стереотипности ников по Н.Н. Казановой как попытку выделиться, заявить о себе [10: 10].

Лексикон интервьюера, представлен несколькими тематическими группами, которые соотносятся со сферой деятельности гостей видеоблога «вДудь». Активно используется общественно-политическая лексика: митинг, революция, взятка, выборы, Госдума, коррупция, тюрьма, избиратели, партия, баллотироваться, патриотизм, война, реформа, менталитет, националист, регион, Российская федерация, Кремль, деньги, пропаганда, вор, бизнес и др. Многие слова оценочны, что является одним из воздействующих приемов. Самыми частотными лексемами являются единицы власть и президент. Часто в речи Юрия Дудя также звучат провокационные высказывания как стимуляторы откровенности: Насильственное свержение власти… Когда вы пожалели, что ввязались в президентскую гонку?.. Зачем вы делали из президента живой труп?.. …Президентская кампания.

Лексику, относящуюся к музыке и шоу-бизнесу можно разделить на несколько групп, а именно: общеупотребительные слова: клип, концерт, сцена, музыка, альбом, тур, рэп, стиль, слава, выступление, фронтмен; рэп терминология: бит, трек, битмейкер, дисс; фиты, батл, Versus-батл, флоу, микс. Беседуя с коллегами-блогерами, Дудь эмоционален и раскрепощен: 1) разговорная лексика: чайник, телик, пацан, кустарно, рубимся; яркие тряпки; 2) жаргон: чувак, хейтер, наркота, бэха, бабло, лох, офигенски, телка. Единицы чайник и чувак являются наиболее употребляемыми в речи Юрия Дудя. Использование разговорных элементов и нецензурных выражений в речи ведущего и героев намеренное, поскольку отвечает потребностям реципиентов в снятии запретов, разрушая таким образом «великую китайскую стену между разговорными и письменными текстами» [11: 203]. 3. Рекламный ролик. Важнейший элемент в структуре передачи – это рекламный ролик в форме историю из личной жизни, главными героями которого являются Юрий и рекламируемый объект, что делает товар или услугу притягательными, а рекламу эффективной. Видеоряд программы состоит также из элементов продакт-плейсмента, так как видеоблог изначально был задуман и как коммерческий проект.

II. Речевая характеристика видеоблога основана на интенциональности обусловленных риторически диалогов, которая конкретизируется в «инвенции» или структуре интервью как изобретенной системе, характеризующейся максимальной вовлеченностью реципиентов: диалог интервьюера и героя, насыщенный «стремлением удержать внимание реципиентов различными смысловыми перебивами» [11: 202], и не менее важный параметр: возможность многословного, эмоционального комментария зрителей после просмотра очередного выпуска. Проанализировав выпуски видеоблога «вДудь» можно сказать о том, что Юрий поднимает не только актуальные темы, но и важные, острые социальные вопросы страны в разных сферах деятельности. Он пытается в интервью выяснить отношение известных личностей к проблемам страны, пути решения, которые предлагают герои, но возможно, что автор старается донести информацию до масс, раскрыть личностный потенциал гостя. Гостей видеоблога, по нашим наблюдениям, можно разделить на 2 типа языковой личности. Первый тип героев позиционирует себя только с положительной стороны, где гость открывается Ю. Дудю как талантливая, личность, естественная и искренняя в общении.

Второй тип языковой личности отражает гостя как малоприятного, в целом, человека, потому что в ходе беседы интервьюеру удается спровоцировать гостя, который проявляет негативные качества такие, как порочность и конъюнктурность. На примере двух типов языковой личности героев и их речевого поведения представляем наиболее значительные стратегии, реализованные в интервью. Тема выпуска с Егором Кридом обозначена ведущим «Уход из Black Star и звонок Поперечному». Следуя традиции чередования нейтрального и экспрессивного, Ю. Дудь задает вопрос о конфликте с популярным блоггером Данилой Поперечным. Речь шла о видео, где Д. Поперечный раскритиковал Егора Крида за напыщенное поведение, внешний вид, шутил о нетрадиционной сексуальной ориентации, обвинял певца в отсутствии самоиронии. Ответ Е. Крида: У меня нет с ним никаких проблем… Проблемы есть явно у него со мной, а не у меня с ним, – дает нам понять, что, несмотря на оскорбления в свой адрес, герой интервью не хотел продолжать конфликтную ситуацию. Увеличивая накал страстей, Юрий Дудь предлагает Е. Криду позвонить Д. Поперечному и разобраться в данном вопросе, пытаясь тем самым спровоцировать гостя на неправильный поступок или высказывание.

Но певец охотно согласился и обезоружил интервьюера. Кроме того, он много говорил о близких отношениях с родителями, о том, что, несмотря на загруженный график, он находит время для поездки домой, т. е. о простых человеческих желаниях. В процессе всего интервью Е. Крид отвечал четко и ясно, со спокойной интонацией на все вопросы Ю. Дудя, даже самые провокационные. В итоге, Юрию удалось показать Крида как личность, отличающуюся от представляемой в традиционных медиа, ведь в желтой прессе Егор Крид высокомерный и скандальный человек. После просмотра выпуска, видео получило много положительных комментариев: 1) Это первый человек, после интервью с которым мое мнение о нем изменилось в лучшую сторону; 2) Оказалось, вполне адекватный и хороший человек… Неожиданно… 3) Егор очень воспитанный и приятный человек. Никакого пафоса, душевный разговор. Второй тип языковой личности и речевого поведении проявился в ходе интервью и вполне типичен для этого видеоблога, где Юрий раскрывает отрицательные аспекты личности. Сюда мы отнесем интервью с Никитой Михалковым. Выпуск с Н. Михалковым записывали без монтажа, это было условием гостя.

Он объяснил свое требование так: «Всегда есть возможность манипулировать текстом человека, переставлять его, поэтому если уж ты ошибаешься, то пусть оно так и идет, как ошибаешься…» Юрий Дудь сосредоточился в интервью на взаимодействии именитого режиссера и власти, пытаясь тем самым вызвать героя на откровенный разговор, найти в его поведении и ответах изъяны, что ему и удалось. Ведущий напомнил герою фразу, произнесенную в интервью с Познером: «Я дружу не с властью, а с людьми», – исходя из этого афоризма, Юрий спросил: «Можно ли назвать ваши отношения с Путиным дружбой?..» Ответ был утвердительным, но следующий же вопрос Дудя: «Расскажите, какой он друг?..» – заставил Михалкова долго размышлять, также гость указал на то, что это некорректный вопрос и он не является близким другом В.В. Путина, чтобы дать на него какой-то ответ. И интервьюер захватил доминирующую позицию в диалоге и постарался больше не упустить ее, задавая неудобные и трудные вопросы знаменитому режиссеру: вопрос: «Почему вы критикуете всех, кроме своего друга (В.В. Путина)?» (речь идет об авторской передаче «Бесогон.ТВ», где Н. Михалков освещает политику и идеологию современной России), – ответ: «Я даю сигнал о том, что меня волнует, и, как правило, все сигналы касаются той или иной организации жизни в стране, за которые отвечает руководство, и в том числе Путин, поэтому, когда я говорю о проблемах, которые мне кажется важны, они обращены и к Путину тоже…». Далее Дудь попросил привести пример трех вещей, с которыми Михалков не согласен.

На что услышал такой ответ: «Образование, ЕГЭ, история с Пучковым… все касаемо управления государством…». И опять Дудь, умело играя с ответом, добавляет: «С чем вы еще не согласны с Владимиром Путиным…». Михалков рефлексирует: «Я не с Владимиром Путиным не согласен, я не согласен с тем, что происходит, понимая, что за это отвечают все, включая Владимира Путина, который управляет страной…», а интервьюер продолжает давить на героя, проводя параллель между режиссерской ответственностью за плохое кино и ответственностью президента за проблемы в стране. Реакция гостя довольно эмоциональна, Михалков иронизирует и пытается перевести нападки в сторону ведущего: «Это абсолютно гениальная система, …то есть Путин вор, отдай мои деньги что ли, ты так думаешь?..». Юрий подметил: «Я сейчас про ответственность, я никого вором не называл…» В ходе беседы Никита Михалков неоднократно пытался уйти от вопросов о В. Путине, вступая в единоборство с ведущим, отвечал встречным вопросом, переводил тему (Оказавшись перед Путиным, что вы ему скажете?..), долго размышлял и подбирал слова, прежде чем дать ответ, противоречил сам себе, поставил свои условия снимать видео без монтажа с самого начала интервью, тем самым старался произвести впечатление честного человека, но Юрию удалось доказать обратное. Это подтверждают и комментарии пользователей: 1) Зря Никита согласился, чем дольше говорил, тем больше ему не веришь… 2) У Михалкова надо поучиться отвечать так, чтоб никто не обиделся, лить воду литрами и, конечно же, переобуваться, когда удобно. Поражаюсь этой личностью…

На примере этих двух речевых стратегий можно сделать вывод о торжестве классической психологии в речевой коммуникации, о законе речевого воздействия, когда нарушение логической цепи умозаключений, а именно страх «плюнуть в колодец, из которого пьешь», намеренно уводит от истины, за что гость был жестоко наказан. В отличие от такой стратегии речевого поведения исполнитель Егор Крид, являясь довольно одиозной личностью в шоу-бизнесе, избежал такой наступательной тактики интервьюера благодаря своей честности и доброжелательности.

Современному интеллигентному человеку блог «вДудь» представляется весьма оригинальным и интересным проектом (2018), однако, удивительным образом он был описан в работе В.Г. Костомарова «Наш язык в действии» (2005), когда речь шла «о «масскоммуникативикуме» как об «обязательной сегментации знакового продукта на некие усредненные информемы в их повторяющемся применении и одновременно его разбивку на контрастирующие сегменты – эмоционально действующие экспрессемы» [11: 202]. Более того, предсказан основной стимул интернет-коммуникации: «Только бы оставались с нами!». В заключение можно сказать, что речевой портрет видеоблога «вДудь» сполна реализован при помощи конструктивно-стилевого вектора в аспекте массмедийных текстов.

Литература 1. Бельченко А.Е. Что «вдувает» «вДудь»? Или блогер как идеолог социальной значимости личности // Кросс-культурное пространство литературной и массовой коммуникации – 6: материалы Международной научной конференции (Майкоп, 12–14 октября 2018 г.). Майкоп, 2018. 451 с. 2. Коряковцева Е.И. Очерки о языке современных славянских СМИ. Siedlce, 2016. 152 c. 3. Иссерс О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. М., 2012. 304 с. 4. Леорда С.В. Речевой портрет современного студента: автореф. дис. … канд. филол. наук. Саратов, 2006. 19 с. 5. Тарасенко Т.П. Языковая личность старшеклассника в аспекте ее речевых реализаций: автореф. дис. … канд. филол. наук. Краснодар, 2007. 25 с. 6. Матвеева Г.Г. Речевая деятельность и речевое поведение как составляющие речи. Пятигорск, 1998. 14 с. 7. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс: монография. М.: ГНОЗИС, 2004. 390 с. 8. Романова Т.В. Коммуникативный имидж и речевой портрет современного политика // Политическая лингвистика. 2009. № 1 (27). С. 109–117. 9. Викисловарь [Электронный ресурс]. – URL: https://ru.wiktionary.org/ wiki/ (дата обращения: 1.06.2019). 10. Казанова Н.Н. Трансформация языковой личности в интернет-коммуникации: автореф. дис. … канд. филол. наук. Пермь, 2011. 22 с. 11. Костомаров В.Г. Наш язык в действии: Очерки современной русской стилистики. М., 2005. 287 с.

З. К. Беданокова, А. Е. Бельченко


Комментировать


+ 2 = одиннадцать

Яндекс.Метрика