Роль импортозамещения в обеспечении гармонизации социальных интересов

В условиях экономического спада и внешнего экономического давления приоритетными становятся две основные задачи: сохранить социально-экономическую стабильность и стимулировать экономический рост российской экономики и ее регионов. Минувший год стал для нашей страны годом, прошедшим под знаком импортозамещения, которое сегодня является стратегическим ориентиром реализуемой экономической политики. В последние два года в нашей стране наблюдаются существенные изменения, призванные оптимизировать структуры национальной и региональных экономик, в первую очередь посредством создания производственных мощностей для выпуска продукции, способной заместить импортную. Столь серьезные преобразования всей экономической системы, ориентированные на структурную оптимизацию и преодоление зависимости от зарубежных товаров вызывает чувствительные трансформации и на рынке труда.

Многими авторами отмечается, что состояние рынка труда на данный момент крайне сильно подвержено влиянию политических событий и экономических явлений [5, С.43]. Напряженная внешнеполитическая обстановка делает стратегию импортозамещения естественным выбором, способствующим обеспечению устойчивого долгосрочного экономического роста, который в максимальной степени обеспечивает достижение гармонизации социальных интересов.

Любое правительство по мере своих сил старается наиболее полно удовлетворять экономические и социальные интересы граждан, закладывая тем самым фундамент общественного благополучия. Только тогда правительство получает поддержку снизу от большинства населения. Такая поддержка становится гарантией укрепления общественного строя и устойчивого социального фундамента дальнейшего развития [1, С.55]. Многие авторы обращают внимание на тот факт, что экономический рост может достичь устойчивости, если он более или менее устраивает большинство населения, и его группы согласны на компромиссы во имя сохранения сложившихся позитивных тенденций [4, С.285]. Следовательно, стабилизация планомерного экономического роста находиться в зависимости не только от внутренних факторов, лежащих в самом производстве, но и от сбалансированности и гармоничности окружающих социальных условий. Рыночная экономика делает выполнение указанных требований фундаментом устойчивого развития и возлагает на государство ответственность за реализацию этого.



style="display:inline-block;width:240px;height:400px"
data-ad-client="ca-pub-4472270966127159"
data-ad-slot="1061076221">

Планомерные усилия государства по обеспечению социальной ориентации экономики выступают гарантией «права на достойное существование в соответствии с жизненными стандартами общества» [3, С.67]. Поляризируя доходы населения, рыночная экономика, в значительной мере способствует расслоению общества. В последнее время все чаще отмечается, что государство пытается компенсировать ограниченность балансирующей функции рынка, который поддерживает равновесие спроса и предложения, но при этом дифференцирует доходы населения и разводит экономические интересы членов общества, создавая очаги социальной напряженности, расшатывающие стабильность экономического развития [1, С.56].

Импортозамещение способно усилить социальную защиту граждан, открывая возможности для использования новейших отечественных технологий, формирования новых отраслей и производств, использования новых моделей рынков, развития научных исследований, увеличения налоговых поступлений в бюджет. Оно обеспечивает возможность переходить на использование национальной продукции, избавляясь от импортной, часто очень дорогой и неадаптированной. Стимулирование национальной экономики способствует и совершенствованию кадровой подготовки. В условиях динамично развивающегося рынка труда, внедрения технических усовершенствований, постоянно возрастающей конкуренции появляется необходимость вновь и вновь доказывать свою профессиональную пригодность [3, С.62]. Нередко сегодня высказывается мнение о низком качестве подготовки технико- экономического обоснования, бизнес-планов и финансовых моделей инициаторами импортозамещающих проектов, что является прямым следствием недостаточной профессиональной подготовки, что в свою очередь, обусловлено ослаблением роли и профессиональных возможностей ведущих институтов, университетов и образовательных центров. Одним из необходимых условий эффективного импортозамещения, по оценкам многих авторов, является «согласование между собой образовательных систем и рынка труда» [5,

С.41]. Дополнительное инвестирование в сферу науки и образования призвано устранить проблемы, препятствующие структурным преобразованиям отечественной экономики. Успех в этом деле напрямую зависит от расширения инвестирования в человеческий капитал и, в частности, в профессиональное образование, что в свою очередь, является важнейшим фактором усиления социальной защищенности граждан в любом государстве. Очевидно, что при всех положительных результатах социально- ориентированной экономики, она имеет и обратную сторону – «рост налогообложения, без которого невозможно обеспечить финансирование реализуемых социальных программ» [4, С.287].

Импортозамещение, стимулируя отечественного производителя, способствует наполнению бюджета страны, что позволяет свести к минимуму использование непопулярных у населения мер, связанных с усилением налогового бремени и ростом налогообложения. Федеральная служба государственной статистики сухим языком цифр показывает, что в последние годы доля импортных потребительских товаров в товарных ресурсах розничной торговли снизилась с 44% в 2013 году до 38% в 2015 году [6]. Импортные товары медленно, но неуклонно вытесняются отечественными аналогами. Как результат – рост налоговых отчислений, обеспечивающих возможность реализации намеченных социальных проектов. Распространение высоких жизненных стандартов – одна из главных целей государства [2, С.31].

Реализуемый сценарий способствует стабилизации экономической и социально-политической ситуации, придает мощный импульс развития отечественному рынку, сокращает коррумпированность экономики. Нельзя не заметить и моменты, связанные с негативными тенденциями, инициируемыми импортозамещением. В первую очередь это увеличение темпа роста цен, вызванное девальвацией рубля, отреагировавшего на введение контрсанкций и колебания цен на энергоносители на мировых рынках. Подобное поведение национальной валюты не способствует усилению социальной стабильности, а напротив, выступает в качестве дестабилизирующего фактора. Кроме того, российские производители не могут, в силу объективных причин, занять в полном объеме освободившиеся ниши, обеспечив качество продукции, соответствующее зарубежным аналогам, что открывает перспективу дефицитности внутреннего рынка.

Это усугубляется отсутствием исчерпывающих сведений о технологических и производственных возможностях российских поставщиков, проблемами финансирования подготовки производства и обеспечения производителей оборотным капиталом, недостатками таможенного регулирования импорта сырья и готовой продукции, дефицитом подготовленных промышленных площадок, имеющих необходимую инфраструктуру и целым рядом других факторов. Государственная система обеспечения сбалансированности социальных интересов очень чутко реагирует на все макроэкономические процессы.

Успехи и неудачи импортозамещения мгновенно отзываются либо повышением, либо понижением степени социальной гармонизации. Порождаемые импортозамещением проблемы должны маркироваться для последующего реагирования, с целью недопущения нарастания негативных тенденций. Приоритетами структурной модернизации отечественной экономики должны стать новые индустрии перспективного технологического уклада, способные обеспечить технологическую конкурентоспособность на длительную перспективу. Только при соблюдении этих условий государство может быть уверено в широкой социальной поддержке проводимой экономической политики.

Источники:

1. Дегтева Л. В. Гармонизация социальных интересов как условие обеспечения устойчивого экономического роста в современной России//Экономика России: ресурсный потенциал развития. Коллективная монография/Под ред. В. Д. Байрамова, И. Л. Литвиненко. Москва. 2015. С.55-71.

2. Дегтева Л. В. Особенности использования электронного PR в государственном и местном управлении // Человек. Общество. Инклюзия. 2010. №4. С.23-36.

3. Дегтева Л. В., Бабанова Е. М. Проблемы профессионального образования и трудоустройства лиц с ОВЗ и инвалидов // Вестник Московского государственного гуманитарно-экономического института. 2012. №2. С.62-67.

4. Дегтева Л. В. Социальная ориентация экономики как необходимое условие устойчивого экономического роста/ Социально- гуманитарные знания. 2016. Т.1. С.285-292

5. Жариков В. В., Заколодина Т. В., Дёгтева Л. В. Изменение видовой профессиональной структуры с учетом современных потребностей рынка труда / Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2016. № 1 (334). С. 40-50. 6. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 23.05.2016).

Аллахвердиева Л. М.,


Комментировать


2 − = ноль

Яндекс.Метрика

Знания, мысли, новости - radnews.ru