Роль социальных сетей в жизни современного школьника

Социальные сети

Социальные сети

Социальные сети представляют собой мощные интерактивные многопользовательские веб-сайты, содержание которых наполняется самими участниками сети. В интернете существует большое количество социальных сетей, первыми из которых были Classmates (1995), LiveJournal (1999), Friendster (2002), LinkedIn (2003), My Space (2003). В силу того, что данное понятие сегодня для большинства обывателей связано исключительно с интернетом, мы посвятим исследование именно этой составляющей социальных сетей.

Наибольшей популярностью среди них пользуется Вконтакте, а также Instagram, Facebook, Twitter. Мир социальных сетей многогранен и разносторонен, поэтому им активно занимаются и психологи и социологи. В зарубежной практике более разработаны теоретические подходы к изучению поведения школьников в социальных сетях, чего, к сожалению, пока нельзя сказать об отечественной литературе. Имеющиеся исследования носят фрагментарный характер и зачастую лишь поверхностно касаются роли социальных сетей в жизни подростков.

Можно сказать, что исследователи пытаются ответить на три главных вопроса: — зачем люди идут в социальные сети; — для чего используется социальная сеть; — как виртуальное общение отражается на реальной социальной жизни. Рассмотрение данных вопросов в практике исследования подростков ставит соответствующие задачи, а именно: анализ потребностей, свойственных данной возрастной группе реализующихся в социальных сетях; выявление особенностей виртуальной социализации; рассмотрение последствий такой социализации. Именно стремительное увлечение людей социальными сетями побудило исследователей искать причины и истоки такого поведения. Примером попыток решения таких задач является анализ, проведенный сотрудниками лаборатории мониторинговых исследований МГППУ[2, с. 10].



style="display:inline-block;width:240px;height:400px"
data-ad-client="ca-pub-4472270966127159"
data-ad-slot="1061076221">

Основная цель посещения социальных сетей школьниками – это общение, на втором месте – чтение новостей и статей в группах, на третьем – прослушивание музыки и просмотр фильмов. Общеизвестно, что социальные сети оказывают все более существенное влияние на развитие, поведение, ценностные ориентации и жизненные позиции современных детей и подростков, самостоятельно формирующих медийный контент и определяющих наиболее значимые медиасобытия в огромном информационном потоке.

Практически каждый современный школьник регулярно посещает любимые сайты, просматривает новостную ленту, участвует в обсуждении тем в многочисленных группах, общается в чатах и т. п. Не менее активно современные дети выкладывают в интернет информацию о событиях своей жизни: делятся мыслями, фотографиями, новостями. Иными словами, каждый пользователь самостоятельно, в зависимости от своих интересов, настроения и желания формирует определенную интернет-информацию.

Общение в социальных сетях уже достаточно давно стало своеобразной формой самопрезентации пользователей. Виртуальный образ пользователя, который создан в сети, может быть достаточно далек от образа реального, потому как свобода выбора школьником фото, имени, возраста, интересов предоставляет возможность скрыть личную информацию. Кроме того, общение посредством социальной сети носит более избирательный характер – пользователь общается только с тем, с кем ему приятно, тогда как реальное общение предполагает не только свободный выбор собеседников.

Из всего этого можно предположить, что виртуальное общение посредством социальных сетей – безопасное явление. Однако в последние годы современные школьники – активные пользователи интернет, все чаще сталкиваются с такими негативными явлениями как размещение в интернет информации провокационного характера (троллинг) и информационная атака, направленная на определенного пользователя в виде оскорблений, угроз, издевательств, насмешек, демонстраций фотографий (кибербуллинг). Чаще они теряются в подобных ситуациях и не знают к кому обратиться за советом. В школах уделяется достаточно внимания изучению компьютерной техники, но крайне мало говорится о безопасности ребенка в сети (кибербезопасности). Да и родители иногда затрудняются с выбором действенных мер против подобных видов медийной агрессии.

Важна умелая ориентация в информационном пространстве, которая неразрывно связана с интеграцией подростка в современное общество, становление его как личности и успешная социализация[1, с. 23]. В связи с этим возникает необходимость акцентирования внимания родителей и педагогов на важность воспитания культуры общения современных школьников с виртуальным миром, что включает в себя определение основных ценностных, эстетических, культурных приоритетов в воспитании, обозначение основных векторов образования и воспитания подрастающего поколения, связанных с развитием новых информационных технологий[3, с. 310]. Подводя итог, можно сказать, что социальные сети все же представляют великолепную возможность самоидентификации и самовыражения, а также безграничного общения и обмена информацией. Важно, вместо запрета на социальные сети, направить виртуальную деятельность школьников в правильное русло.

Литература

1. Завилишина, М., Милованова, Е. Социальные сети и подросток [Электронный ресурс]: Дети. Психологический навигатор. — Режим доступа: http://deti.psynavigator.ru/articles.php?code=135.- (Дата обращения: 10.03.2018).

2. Роль виртуальных социальных сетей в жизни современного школьника [Текст]: отчет по итогам НИР / Аржаных Е. В., Задорин И. В., Колесникова Е. Ю., Гуркина О. А., Новикова Е. М., Мальцева Д. В. — Москва, 2014. -107 с.

3. Слепцова, Н. К., Васильева, А. Н. Социальные сети как фактор социализации современных подростков // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2016. — Т. 30. — С. 309-311. — Режим доступа: http://ekoncept.ru/2016/56645.htm.- (Дата обращения: 10.03.2018).

Г. С. Окорокова


Комментировать


× 9 = восемнадцать

Яндекс.Метрика

Знания, мысли, новости - radnews.ru