Роль средств средств массовой коммуникации в формировании гражданской идентичности

1

В статье осуществлен анализ роли средств массовой коммуникации (СМК) в формировании гражданской идентичности. Наибольшее внимание уделено телевидению и Интернету как наиболее популя рным и влиятельным СМК. Проанализированы данные о частоте обращения аудитории к различным СМК и характере предоставляемой ими информации. Рассмотрены основные эффекты массовой коммуникации в контексте формирования гражданской идентичности. Ключевые слова: средства массовой коммуникации, средства массовой информации, идентичность, идентификация, гражданская идентичность.

Процесс актуализации гражданской идентичности может быть рассмотрен как осознанное, целенаправленное, управляемое формирование нового тип а идентичности, выраженного в концептах: «россияне», «российский народ», «граждане России», «российская нация», «российская идентичность». Конструирование осуществляется как в повседневном дискурсе граждан России, так и в рамках контролируемого политическо й, научной и культурной элитой государства процесса. Большая роль в формировании гражданской идентичности принадлежит средствам массовой коммуникации (СМК).

Респонденты в ходе опросов, проведенных в республике 25 , продемонстрировали сложное, неоднозначное о тношение к идее формирования единой гражданской нации. 41,3% из числа опрошенных согласились с тем, что именно многонациональность является источником конфликтов, но выразили несогласие с идеей о слиянии наций. 24% не считают, что причина конфликтов – мног онациональность. 5,9% полагают, что все должны стать россиянами, а 8,6% – русскими. Формирование гражданской идентичности как целенаправленный процесс осуществляется по различным каналам и под воздействием множества факторов. Ощущению принадлежности к ро ссийской нации способствуют общая история, общая территория и экономика, русский язык, участие в войнах, схожесть традиций, центральная государственная власть [1].

Интенсивность гражданской идентичности также зависит от ряда ситуативных факторов: междунаро дных соревнований, пребывания в другой стране, участия в выборах. Большая часть респондентов видит источник разобщенности россиян не в многонациональном характере населения, как может показаться на первый взгляд, а в непреодолимом разделении общества на б огатых и бедных – трое из четверых опрошенных назвали именно этот фактор. Не менее важным для респондентов видится и оторванность власти от населения, в то время как многонациональность в первую очередь волнует опрошенных не как факт наличия множества наци ональностей в российском обществе, а как причина конфликтов, имевших место в истории страны. С другой стороны, если рассматривать каждый из факторов безотносительно к другим, практически каждый второй отмечает наличие разных национальностей в стране, религ ий и языков как источник разобщенности россиян. В современном мире средства массовой коммуникации выступают одним из наиболее значимых агентов социализации, в том числе оказывая серьезное влияние на процессы межличностной идентификации. В СССР и кино, и л итература были направлены на создание и поддержание образа «советского человека» с характерным для него набором качеств и ценностей.

Согласно концепции «волшебной пули», информация, транслируемая СМИ, достигает своего потребителя и оказывает на него опреде ленное влияние. Не всегда процесс воздействия СМК на аудиторию можно описать так просто и однозначно, но стоит признать, что средства массовой коммуникации способны изменять установки индивида и, в конечном счете, влиять на поведение. СМК устанавливают «п овестку дня», уделяя внимание одним событиям и проблемам, игнорируя при этом другие. СМК создают реальность, в которой находится человек 21 века.

Литература, кино, журналы, газеты, радио, телевидение, Интернет способствуют осознанию себя индивидом как член а множества групп, формируют иерархию ценностей. Литература и кино способны оказывать сильное воздействие на аудиторию через использование образа референтных групп, подключение социально — психологического механизма идентификации с героями. СМК сегодня прете рпевают серьезные изменения, в том числе – с точки зрения возможности их воздействия на общество. Многочисленные исследования показывают, что пресса как источник информации сегодня уступает как телевидению, так и Интернету. Последнему, в частности, отдает предпочтение молодое поколение. Согласно данным опроса, каждый пятый респондент по каким — либо причинам не обращается к федеральным телеканалам. 39,2% опрошенных считают, что они способствуют нормализации обстановки через передачу соответствующих действите льности сведений, а 17,3%, напротив, оценивают роль этого средства массовой информации как дезинтегрирующую, так как по каналам массовой коммуникации транслируется в основном информация негативного характера.

К республиканскому телевидению не обращается к аждый четвертый. Однако ниже и процент тех, кто оценивает его влияние как негативное (10,6%). Возможности радио как средства массовой коммуникации гораздо более ограничены, так как к федеральным каналам не обращается уже каждый третий респондент, к регион альным – 40,9%. Ситуация с газетами примерно соответствует радио как каналу массовой информации. Так, треть не читает центральных газет. Четверть опрошенных дает положительную оценку действиям прессы, 11,3% – негативную. К газетам республиканского уровня о бращаются меньше, в том числе и по причине языкового барьера: на территории Башкортостана газеты выходят не только на русском, но и башкирском языке, которым владеют не все жители. Практически половина респондентов (47,1%) ежедневно пользуется Интернетом, пятая часть опрошенных – несколько раз в неделю. Не пользуется Интернетом, либо пользуется очень редко, около четверти респондентов. Наиболее активными пользователями Интернета являются молодые люди до 24 лет: две трети респондентов из этой категории почт и каждый день посещают глобальную сеть.

В следующей возрастной группе (25 — 30 лет) каждый второй респондент пользуется Интернетом ежедневно. Согласно данным исследования, наиболее высоким потенциалом с точки зрения охвата аудитории обладают Интернет и теле видение. Далее располагаются радио и пресса, при этом региональные средства массовой коммуникации вызывают меньший интерес, чем федеральные СМИ. В свою очередь местная пресса (город/село) уступает республиканской. Не вся информация, которая была воспринята аудиторией, способна оказать воздействие. Это, в частности, объясняется тем, что информация «сортируется» потребителями в зависимости от их интересов, уровня образования, установок. Индивид, стремящийся избегать когнитивного диссонанса, будет выбирать инф ормацию, максимально соответствующую имеющимся у него убеждениям.

С другой стороны, зафиксировано, что активные потребители продукции СМИ, в первую очередь – зрители, в большей степени проявляют единство взглядов на происходящие события, чем редко обращающ иеся к телевидению и другим СМИ. Последние проявляют больше самостоятельности в формировании своего взгляда на актуальные процессы. Это говорит о том, что СМК оказывают влияние зачастую медленно и постепенно, изменяя взгляды аудитории незаметно для них сам их. Воздействие СМИ обладает накопительным эффектом. Большое значение имеет систематичность воздействия СМИ, как «дозировка» информации в сообщении, так и частота обращения к аудитории. При единичном воздействии может наступать отторжение передаваемой инф ормации, как и при слишком интенсивном потоке. Кумулятивный эффект достигается дроблением информации и ее предоставлением через определенные интервалы.

В этом отношении телевидение, создающее эффект присутствия, обладает достаточно высоким потенциалом. Ин тернет наиболее привлекателен с точки зрения возможностей воздействия на аудиторию до 30 лет. Интернет оказывает большое влияние на процессы самоидентификации, изменяя характер данного процесса: он позволяет почувствовать свою принадлежность к мировому соо бществу, а не только конкретному государству, знакомит с другими культурами, тем самым снижая культурный шок при личном столкновении с ними, и, главное, позволяет примерить на себя любую маску. Именно Интернет способствует усилению эффекта информационного дефицита: чем более доступна информация, тем сильнее проявляется разрыв в осведомленности и в уровне знаний. В отдельных ситуациях Интернет усиливает ощущение принадлежности к государству и интенсивность гражданской идентичности. С другой стороны, иллюзия погружения в другую культуру, влияние ее ценностей может формировать негативную идентичность или вызывать состояние кризиса идентичности.

Только четверть опрошенных твердо заявили, что никогда не сталкивались в Интернете с высказываниями, которые содержал и бы оскорбления в адрес отдельных конфессий или этносов. Чаще всего они встречаются в комментариях пользователей (26,8%) и в новостях, в том числе – статьях (22,2%). В условиях событий международного значения: спортивных состязаний, военного конфликта, у грозы терроризма, – обсуждение происходящего на форумах и в социальных сетях способно актуализировать гражданскую идентичность. В этом случае, скорее, будет иметь место групповая поляризация, чем нормализация. Однако данное обстоятельство сопровождается и рядом проблем, в том числе – отсутствием возможности влияния на данный процесс. При этом половина респондентов уверены, что нужно запретить появление в Интернете высказываний, оскорбляющих национальные или религиозные чувства людей. Каждый пятый предлагает ввести за это уголовное наказание. Только 6,8% высказали свою позицию о том, что в Интернете не нужно вводить каких — либо ограничений.

Таким образом, каждый третий не обращается к федеральным радио и прессе, по отношению к региональным СМК этот процент ещ е выше. Мнение об отрицательной роли республиканских СМИ является менее распространенным, чем о соответствующем, дезинтеграционном влиянии центральных каналов массовой коммуникации.

Проранжировав средства массовой коммуникации по степени снижения их оценки респондентами как положительной, получим следующую последовательность: центральное телевидение, республиканское телевидение, центральная пресса, республиканское радио, центральное радио, республиканская пресса, местная пресса. Используя данный принцип, пр оранжируем каналы по степени оценки их влияния как негативного в порядке убывания: центральное телевидение, центральное радио, центральная пресса, республиканское телевидение, республиканское радио, местная пресса, республиканская пресса. Средой обитания человека в XXI веке очень часто является не окружающая его реальность, а пространство, создаваемое СМИ.

Средства массовой коммуникации в целом выступают важнейшим агентом социализации, в том числе участвуя в процессе самоидентификации: гендерной, этническо й, профессиональной и, конечно, гражданской. Способность оказывать воздействие на идентификацию личности не одинакова у разных СМК.

Лидирующие позиции сегодня принадлежат телевидению и сети Интернет. Именно поэтому от их позиции и контента во многом зависи т процесс формирования гражданской идентичности в мире, ежедневно сталкивающемся с проблемами не только на уровне государства, но и глобальными вызовами.

1. Шайхисламов Р.Б., Ирназаров Р.И., Садретдинова Э.В., Коровкина Н.В. Гражданская идентичность: реги ональное измерение глобализации // Вестник ВЭГУ. – 2013. — No 3 (65). – С. 79 — 86.

Коровкина Н.В. г. Уфа


Комментировать


2 − один =

Яндекс.Метрика

Знания, мысли, новости - radnews.ru