Российские финансовые активы в офшорных зонах | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Российские финансовые активы в офшорных зонах

Накопленный объем российского капитала в офшорных юрисдикциях по данным доклада «Tax Justice Network (TJN)» за период 1990–2010 гг. составлял 798 млрд. долл. По этому показателю Россия занимала второе место в мире, уступая только Китаю (1,190 млрд. долл.).

Эксперты «Global Financial Integrity» общий накопленный объем российских финансовых активов в офшорных зонах за период с 2005 г. по 2011 г. оценивали в 1,233 трлн. долл. 2 Американское «Национальное бюро экономических исследований»3 , в 2017 г. подготовило специальный доклад «От советов к олигархам: неравенство и собственность в России, 1905–2016». В частности, в докладе отмечалось, что сосредоточенное в офшорных юрисдикциях богатство россиян составляло примерно 62,7 трлн. руб. (более 1 трлн. долл.) Эта сумма соответствовала 75% национального дохода России, была в два с лишним раза больше золотовалютных резервов страны (420 млрд. долл. – август 2017 г.). Как видим проведенные нами расчеты и оценки некоторых независимых иностранных экспертов о масштабах оттока капитала из России и концентрации активов за рубежом, в том числе в офшорных зонах, в целом совпадают. Несмотря на ряд мер Правительства России по деофшоризации экономики, объявленную финансовую амнистию капиталов, по-прежнему ежегодно за границу в офшоры с использованием легальных и криминальных схем выводятся миллиарды долларов.

По официальному заявлению в 2017 г. руководителей Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБиПК) МВД РФ за последние два года из России только в офшорные зоны было выведено 1,600 млрд. рублей (почти 25 млрд. долл.). По данным МВД РФ в 2015 г. отток капитала из России в офшорные юрисдикции составил 700 млрд. рублей (11,4 млрд. долл.). В 2016 г. сумма оттока капитала в офшоры увеличилась до 900 млрд. рублей (13,5 млрд. долл.). Удельный вес офшорных юрисдикций в официальной статистике оттока капитала из России в 2015 г. составлял 20%, в 2016 г. увеличился до 87%. Трудности анализа объема офшорных активов связаны с установлением реальных владельцев этих трансграничных активов, форм размещения капитала и приобретения недвижимости. В середине 2016 г. было обнародовано так называемое «панамское досье», подготовленное журналистами из «Международного консорциума журналистских расследований» (International Consortium of Investigative Journalists (ICIJ).

Независимое расследование журналистов касалось незаконных финансовых операций, осуществляемых крупными компаниями и физическими лицами через офшорные зоны. В частности, в «панамском досье», содержались данные о коммерческих офшорных компаниях, принадлежавших 16 долларовым миллиардерам России. Отечественные олигархи являлись бенефициарами 50 офшорных компаний. Из них большинство компаний – 47 были зарегистрированы в юрисдикции Британских Виргинских островов, две компании – на Багамских островах и одна – на Сейшельских островах. Больше половины офшорных фирм принадлежало двум российским долларовым миллиардерам – Алишеру Усманову и Александру Светакову. В «панамском досье», наибольшее количество зарегистрированных офшорных компаний – 15, принадлежали российскому миллиардеру владельцу «USM Holdings» Алишеру Усманову. Другому отечественному миллиардеру, владельцу торгового дома «Абсолют», банка «Абсолют», и «Северо-Восточной компании» Александру Светакову принадлежало 11 офшорных компаний.

На братьев Аркадия и Бориса Ротенбергов – владельцев банка «Северный морской путь» (СМП Банк) и компании «Стройгазмонтаж» – было зарегистрировано по 3 офшорные компании. Остальные офшорных фирмы были зарегистрированы на главу «Русала» Олега Дерипаску, акционера «Банка Кипра» Дмитрия Рыболовлева, совладельца «ПАО Промсвязьбанка» Дмитрия Ананьева, председателя совета директоров «Трубной металлургической компании» (ТМК), Дмитрия Пумпянского, владельца компании «Coalco International» (бывшего партнера Алишера Усманова по холдингу «Металлоинвест») Василия Анисимова, главу «Русской медной компании» Игоря Алтушкина.

Практически все офшорные компании российских олигархов были зарегистрированы через панамскую юридическую фирму «Mossack Fonseca», чья база данных в начале апреля 2016 г. оказалась в распоряжение журналистов, ведущих независимое расследование сомнительных финансовых операций. Как сообщается в досье, многие из указанных офшоров в период 2013–2015 гг. приобрели статус «неактивные» или закрылись, примерно 20 компаний продолжают свою работу до сих пор. Президент РФ, выступая с ежегодным посланием в 2005 г., говорил: «эти деньги должны работать на нашу экономику, в нашей стране, а не «болтаться» в офшорных зонах».

Определенному сокращению оттока капитала из России, пополнению доходной части бюджета и улучшению инвестиционного климата должна способствовать деофшоризация экономики и налоговая амнистия в рамках принятых соответствующих федеральных законов. В рамках борьбы с офшоризацией российской экономики в первоначальном проекте закона об амнистии капитала предполагалось, что предприниматели смогут с 1 января 2006 г. вернуть в Россию ранее заработанные деньги через уполномоченные российские банки. Однако этот вариант закона не был принят. Позднее был принят Федеральный Закон от 24 ноября 2014 г. № 376-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли иностранных контролируемых компаний и доходов иностранных организаций)».

Этот закон получил неофициальное название «антиофшорный законопроект», «закон о деофшоризации» или «закон о контролируемых иностранных компаниях (КИК)». Этот закон был принят в дополнение к Федеральному закону от 28.06.2013 № 134-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2015) Принятый Закон предполагает добровольное декларирование физическими лицами своего имущества и счетов (вкладов) в банках за пределами Российской Федерации путем представления в налоговый орган декларации, которая будет представляться в налоговый орган или в центральный аппарат ФНС (по выбору физического лица).

В соответствии с этими законами, если у бизнесмена доля в зарубежном бизнесе больше 10%, то ему необходимо сообщать о таких активах налоговой службе. Если капитал российского бенефициара в зарубежной компании больше 50%, а прибыль – выше 50 млн. рублей, то по закону следует заплатить дополнительный налог в бюджет Российской Федерации. На такую декларацию будет распространяться режим налоговой тайны. Сведения, содержащиеся в такой декларации, не могут передаваться никаким государственным органам. Они могут быть переданы исключительно самому декларанту для подтверждения факта декларирования для того, чтобы избежать любых претензий после получения ФНС России в автоматическом режиме информации от иностранных государств.

И если раньше благополучие предпринимателей зависело от юристов, сопровождающих создание и существование офшорных компаний, то сейчас оно будет зависеть от Федеральной налоговой службы, от того, как будет соблюдаться режим налоговой тайны. В пределах задекларированного имущества предприниматели единожды освобождаются от ответственности по самым «популярным» профильным статьям Уголовного кодекса:  это уклонение от репатриации денежных средств, уклонение от уплаты налогов и сборов; неисполнение обязанностей налогового агента;  сокрытие денежных средств либо имущества, за счет которых должно производиться взыскание налогов.

В обычной жизни санкции за указанные нарушения закона могут достигать пяти-шести лет заключения. Непременным условием успешной репатриации выведенных за рубеж капиталов являются четкие законодательные гарантии конфиденциальности и освобождения от уголовного преследования.

Еще одним обязательным условием удачной финансовой амнистии считается повышение доверия крупных предпринимателей и всего бизнессообщества к государственным и финансовым институтам страны. Для возвращения капитала в Россию следует прежде всего создать необходимые правовые условия, а это весьма длительный процесс формирования благоприятного инвестиционного климата, стимулирующего деятельность как иностранных, так и отечественных инвесторов.

Андрианов В.Д.


Комментировать


− восемь = 0

Яндекс.Метрика