В настоящее время вопрос о роли России в глобализирующемся мире и о перспективах ее развития в условиях глобальных вызовов стоит особенно остро. Кризис в Восточной Украине и последовавшие затем взаимные санкции стран Запада и России несколько дестабилизировали ситуацию в мировой экономике. Сформировавшаяся за последние годы система взаимоотношений России и Запада претерпевает определенные изменения, затрагивающие интересы обеих сторон.
Для прогноза будущих сценариев развития событий целесообразен краткий исторический обзор эволюции геополитической ситуации в мире. До Первой мировой войны Великобритания была морской сверхдержавой, обладающей огромной колониальной системой, «где никогда не заходило солнце». Германская империя также была континентальной сверхдержавой, которая стремилась к мировому господству и искала свое «место под солнцем».
Многонациональная Австрия с большой территорией в начале XIX века также претендовала на роль сверхдержавы. Франция стремилась к колонизации и рассматривала Алжир как часть своей территории. В эпоху Петра I, а затем и Екатерины Великой России удалось существенно расширить свою территорию и также претендовать на роль сверхдержавы. Относительно в стороне в этот момент оставались Китай и США. Такие страны, как Бразилия и Индия, еще не играли существенной роли. После Второй мировой войны, повлекшей миллионы жертв как из числа участников боевых действий, так и среди гражданского населения, закончилась эпоха некоторых сверхдержав. Франция отказалась от Алжира, а вместе с ним и от притязаний на роль сверхдержавы. Великобритания дала своим колониям независимость и фактически оставила в прошлом свое название «Великая Британия», как и «Великий германский Рейх» Адольфа Гитлера. Под влиянием США британцы стремились проводить собственную политику, зачастую противоречащую интересам Европейского Союза, и демонстрировать силу и влияние.
Но в конечном счете Великобритания уже давно стала экономическим и политическим «карликом», хоть и с ядерным оружием. Австрия сегодня также является малой страной. И Германия после Второй мировой войны была уменьшена в размерах, разделена на сферы влияния и не играла существенной роли в мире на протяжении многих лет. Главными победителями в той войне стали США и СССР. США, выступая в роли сверхдержавы, распространили свое влияние на Европу вплоть до Западного Берлина. Советский Союз в эпоху Сталина установил контроль над Восточной Европой. Образовались две разные экономические системы, которые в буквальном смысле смотрели в глаза друг другу в Берлине на пограничном пункте. Соответственно участниками противостояния были два военных блока — НАТО и Варшавский договор, что известно как холодная война. Ситуация жесткого антагонизма двух систем продолжалась довольно долго, тем не менее ее временные рамки были ограничены. Появились новые тенденции развития. Формирование и распространение информационных и коммуникационных технологий существенно изменило мир. Расстояния имеют все меньшее значение благодаря самолетам и другому транспорту.
Снижение стоимости перевозок привело к резкому росту объемов международной торговли. Эти процессы сопровождались либерализацией правил международной торговли, осуществляемой Всемирной торговой организацией, в которую сегодня входят почти все страны мира, включая Россию. Кроме того, возникли региональные и двусторонние торговые зоны. Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) с момента своего появления после Второй мировой войны представляло собой успешную зону мировой торговли, которая в дальнейшем трансформировалась в Европейский Союз, создала единую валютную зону. От этого более других выиграла Германия благодаря своему расположению в центре Европы и развитию торговли с соседними странами. Произошла также либерализация финансовых рынков, которая в отсутствие должного контроля со стороны государства привела к мировому экономическому кризису 2008–2009 годов. Мультинациональные корпорации сегодня имеют влияние, зачастую превосходящее влияние национальных экономик. Международные концерны, оставаясь в рамках законов, накапливают многомиллиардные средства, что превосходит бюджеты многих государств. Советский Союз прекратил свое существование в начале 1990-х годов.
Многие участники Варшавского договора получили независимость и пошли по пути рыночных реформ, началась трансформация плановой хозяйственной системы в рыночную, что одновременно означало рыночную экспансию. В настоящий момент в мировой экономике формируется новый расклад сил. Важными игроками являются ЕС и США. Суммарный ВВП стран — членов ЕС несколько превосходит ВВП США. США и ЕС вместе представляют собой экономическую мощь, несопоставимую ни с каким другим интеграционным образованием. Россия обладает огромными запасами природных ресурсов, в первую очередь нефти и газа, около 80 % российского экспорта приходится на сырьевые товары. Помимо военной и космической техники, российская промышленность недостаточно конкурентоспособна. Для повышения конкурентоспособности нужны сверхусилия, то есть масштабные реформы. Что касается технологий, и ноу-хау, то Россия отстает не только от США и ЕС, но от многих других стран. Ситуацию иллюстрирует такой показатель, как количество патентов. США занимают первое место, среди стран-лидеров также Япония, ФРГ, Китай и Южная Корея. Россия занимает 24-е место. Правда, некоторые военные технологии строго засекречены и не подлежат патентной регистрации.
В настоящее время Россия и ЕС сильно зависят друг от друга — в первую очередь потому, что нефть и газ, которыми располагает Россия, очень нужны Европе. Потенциально возможна ситуация «выигрыш-выигрыш». После 1990 года Россия пережила этап потери влияния в мире. Трансформационные процессы лишили Россию роли ведущей державы. Многие бывшие социалистические страны, а также постсоветские республики (Литва, Латвия, Эстония), вошли в Евросоюз в процессе его расширения на восток. Страны, образовавшиеся на месте бывшей Югославии, также стремятся в ЕС. Если они станут еще и членами НАТО, то сложится ситуация, объективно нежелательная для России. Россия не могла допустить, чтобы консервативные американские круги после расширения ЕС на восток расширяли сферу своего влияния в Европе, дестабилизировали обстановку в некоторых бывших социалистических странах и тем самым расширяли сферы западного влияния. Возникает ситуация, аналогичная эффекту домино, который наблюдался в 1950–1960-х годах: ряд стран последовательно (Корея, Вьетнам) выбирали путь строительства социализма, внушая страх правящим кругам США.
Сегодня для США желателен обратный эффект домино, который заключается в том, что страны одна за другой выходят из-под влияния России, что особенно отчетливо проявилось на Украине. В этой ситуации Россия больше не могла бездействовать. Таким образом, Россия, обладающая ядерным оружием и космической техникой, находится в зоне пристального внимания США. К тому же Российская Федерация — член Совета Безопасности ООН, а значит, обладает правом вето в Совете. Очевидно, что в экономическом и военном отношении Россия должна стремиться к образованию новых союзов и усиливать свое влияние.
Это проявилось, в частности, в попытке создать Евразийский Союз совместно с Белоруссией и Казахстаном. Наблюдается стремление создать блок, который был бы сходен с США и ЕС как типами ведущих геополитических образований. Кроме того, декларируется желание совместными усилиями двигаться в направлении сотрудничества с Европейским Союзом при условии, что отношения между Россией и ЕС в будущем нормализуются. В конце 2014 года произошло еще одно событие, повлиявшее на геополитический расклад сил, — резкое падение цен на нефть. Можно предположить, что снижение цен было весьма желательным для некоторых стран.
Так, например, Саудовская Аравии, поддерживающая тесные контакты с США, не сократила добычу после падения цен, как это происходило раньше в подобных ситуациях. Страны — экспортеры нефти и нефтяные концерны определенно хотели противостоять нарастающей конкуренции, что приводит к дополнительному предложению нефти на рынке, но является экономически целесообразным только при высокой цене товара. Таким образом, окружение России в современном глобализирующемся мире разнообразно. С одной стороны, сотрудничество России и стран Запада достаточно успешно развивалось в течение ряда лет, и видимо, несмотря на обострение политической ситуации, имеет определенные перспективы. С другой — Россия, несомненно, может получить новые импульсы для стабильного и успешного развития в ходе кооперации со странами Азии (Китай, Индия, Южная Корея и др.), а также со странами на постсоветском пространстве. В контексте текущих событий остановимся на проблематике взаимоотношений России и Германии. Очевидно, что для Германии вопрос о сотрудничестве с Россией неотделим от общих приоритетов внешнеэкономической политики. Германия в известной степени должна соблюдать баланс интересов, в первую очередь с учетом позиции США. Роль США в жизни современной Германии достаточно велика.
Представители старшего поколения хорошо помнят помощь США в процессе восстановления экономики Западной Германии в послевоенные годы (реализация плана Маршалла). Своеобразное экономическое чудо, которое продемонстрировала экономика ФРГ в 1950–1960-е годы, многие эксперты объясняют американской помощью. Однако они часто забывают о том, что эта помощь оказывалась далеко не бескорыстно и была элементом противостояния двух систем. Германия по замыслу США должна была играть роль стратегически важной в военном отношении территории. Сложившиеся традиции взаимоотношений Германии и США сохраняют актуальность и в настоящее время, когда эпоха противостояния двух систем давно в прошлом. Несмотря на то что с момента окончания Второй мировой войны прошло 70 лет, Германия по-прежнему ощущает свою вину, при этом стремится соблюдать определенные политические обязательства перед США. Эти обязательства постоянно учитываются в процессе формирования внешнеэкономических приоритетов не только Германии, но и ЕС. Не следует забывать и об экономической мощи США, которые признаются официальным Берлином важнейшим экономическим партнером. Нынешнее обострение отношений между Россией и США в связи с кризисом в Восточной Украине не могло оставить в стороне страны ЕС и, в частности, Германию.
Поэтому Германия стала одним из инициаторов экономических санкций против России и занимает официальную позицию, во многом близкую к позиции США. Однако она не приветствуется значительной частью населения Германии, в том числе и представителями интеллектуальной элиты. Здесь выделяется ряд аспектов. Во-первых, сама по себе позиция США зачастую подвергается критике. Декларируя защиту демократии, прав человека и соблюдение норм международного права, США периодически вмешиваются во внутренние дела ряда стран, в том числе проводя силовые военные операции. Во-вторых, действия России по отношению к Украине признаются значительной частью населения Германии оправданными и соответствующими ситуации в регионе. Поэтому введение экономических санкций против России считается бессмысленным, так как наносит существенный ущерб экономике ЕС и, в частности, Германии.
В-третьих, протест вызывает и нынешний характер взаимоотношений между Германией и США. Действия официального Берлина зачастую интерпретируются как «рабство», то есть курс на полную зависимость от США. Среди последних событий особенно показателен скандал, разразившийся в связи с распространением информации о нелегальном прослушивании разговоров немецких предпринимателей американскими спецслужбами с помощью Немецкой службы новостей. Таким образом, в отношениях России и Германии в ближайшем будущем можно обозначить два сценария. Первый связан с сохранением нынешней позиции официального Берлина, то есть санкции сохранятся еще некоторое время. Это не означает прекращение экономической кооперации. В то же время объемы экспортно-импортных операций, а также инвестиции значительно сократятся. Очевидно, подобное развитие событий нанесет ущерб обеим сторонам. Такой сценарий нежелателен, но его нельзя исключить. Второй вариант заключается в том, что под давлением общественности, представителей предпринимательских союзов и интеллектуальной элиты официальный Берлин изменит свою позицию и возьмет курс на отмену санкций. В этих условиях взаимоотношения России и Германии могли бы получить новый импульс для дальнейшего развития.
Ставшая популярной идея создания зоны свободной торговли от Лиссабона до Владивостока могла бы воплотиться в реальность. В настоящее время определенные формальные основания для ослабления и постепенной отмены санкций существуют. Какой из этих сценариев станет реальностью, покажет ближайшее будущее. Контакты со многими представителями немецкой общественности и научной элиты свидетельствуют о позитивном настрое по отношению к России. Однако необходимость продолжения социально-экономических реформ и достижения в них существенного прогресса признается неоспоримой. Поэтому дальнейшее «сближение» России и Германии в значительной мере зависит от реализации программы реформ в России
Бернхард Вольф