Русская проза XIX в. в духовно-нравственном воспитании студентов вузов

Художественная литература по праву считается мощным средством в учебном процессе. Использование произведений русской и зарубежной классики, хранящей незыблемые христианские ценности, особенно актуально в наше время, когда у студентов и школьников не сформированы нравственные ориентиры и отсутствует интерес к чтению. Русская и зарубежная классика с глубоким христианским смыслом привлекается нами как средство духовно-нравственного воспитания и образования в ходе изучения дисциплины «Этнология и религия стран Европы» для студентов специальности «Зарубежное регионоведение» Санкт-Петербургского государственного экономического университета». Одна из целевых установок, помимо духовно-нравственного воспитания – возродить интерес к чтению классической литературы. Учебный процесс в этом плане организован следующим образом.

В начале семестра студенты получают задание прочесть следующие произведения русской, советской и зарубежной классики: Н.С. Лесков «Соборяне», «На краю света», «Некрещеный поп», В.Г. Короленко «Без языка», Ю. Рытхэу «Сон в начале тумана», А. Кронин «Ключи Царства», Э.Шмитт «Дети Ноя». Выбор произведений не случаен все они посвящены поиску духовной правды, жертвенному служению Богу и людям, христианской любви, соблюдению нравственных законов и заповедей Божиих. Для достижения образовательных целей и соблюдения содержания рабочей программы дисциплины чрезвычайно значимо, что в отобранном материале отражены дидактические единицы таких тем, как «догматика и обрядовость православия», «догматика и обрядовость католичества», «Таинства христианства» и др. В течение семестра студентам предлагаются самые разнообразные формы работы с содержанием произведений. 1. Знакомство студентов с содержанием упомянутых произведений позволяет украсить лекцию или семинарское занятие по соответствующей теме понятными для всех художественными иллюстрациями и затронуть вопрос нравственного характера.

Например, говоря о Крещении, мы упоминаем, что это единственное Таинство, которое при определенных обстоятельствах может совершить любой христианин, не будучи священником и приводим соответствующий пример из произведения Н.С. Лескова «Некрещеный поп». Здесь же можно затронуть проблему нравственного выбора в сложных жизненных обстоятельствах. К моменту прочтения и обсуждения «Некрещеного попа» студенты уже знакомы с темой «Таинство священства» и им становится понятен смысл слов произведения: «Удивились прихожане, когда рано овдовев, поп Савва не выл и не рвал на себе волосы и не брал молодую наймичку». 2. Второй вид работы с художественной литературой – семинарские и факультативные занятия в форме литературных обсуждений (в том числе, с участием учащихся Санкт-Петербургской Православной Духовной Академии). Темы обсуждения предлагаются в виде вопросов, в ответ на которые предлагаются разные точки зрения. Вопросы от самых простых: «Какое из прочитанных произведений Вам понравилось больше остальных и почему?», до более сложных: «Какие нравственные и этические проблемы православного духовенства и мирян, поднятые Н.С. Лесковым в произведении «Соборяне» актуальны сейчас и почему?».

Тема для обсуждения может быть сформулирована еще и так: «Образ миссионера в произведении Н.С. Лескова «На краю света»: выбор пути. 3. Более внимательному и вдумчивому прочтению способствует проверка понимания содержания произведений в ходе итогового контроля. Такие вопросы повышенной сложности, предназначенные для студентов, претендующих на отличную оценку, позволяют проверить глубину понимания изученного материала и умение применять знания на практике. Например, приводится отрывок из произведения Н.С. Лескова «На краю света», где рассматривается диалог епископа с умирающим священником Кириаком, которого бросил замерзать крещеный, но не просвещенный якут и предлагается назвать по отрывку данного произведения признаки различных Таинств христианства. Говорить о результатах учебного процесса сложнее, чем о том, как он строится, т.к. невозможно объективно оценить, достигнуты ли воспитательные цели. Одним из таких показателей мы считаем то, что по окончании курса «Этнология и религия стран Европы инициативная группа студентов обращается с просьбой продолжать факультативно литературные обсуждения. Так, к Светлой Седмице было приурочено обсуждение Пасхальных рассказов А.П. Чехова, А. И. Куприна и др

Чтобы хоть немного оценить результаты использования литературных произведений в учебно-воспитательном процессе, студентам уже после экзамена по дисциплине было предложено в свободной форме ответить на вопросы, помогла ли данная методика в усвоении предмета и сумели ли они извлечь для себя пользу. Приводим в авторской редакции некоторые примеры студенческих ответов: 1) Помогли ли Вам рекомендованные литературные произведения в освоении предмета? Скорее считаю, что изучаемый предмет помог в лучшем и более глубоком освоении и понимании произведений, ведь те особенности и тонкости религиозной догматики и обрядности, которые мы изучали на лекциях, впоследствии помогли при прочтении книг разбираться в сюжетах и ситуациях, используя полученные знания.

Например, в «Некрещенном попе» у Лескова речь идет о существовании крещения страха ради смертного и о возможности каждого христианина крестить человека в случае смертельной опасности. Именно поэтому такие предметные, узкие знания помогают при чтении художественной литературы. 2) Сумели ли Вы извлечь из рекомендованных произведений пользу? Произведения были полезны для расширения кругозора, которое непременно происходит при чтении хорошей литературы. Пожалуй, еще одна польза книг, кроме просвещения, это то, что они всегда дают пищу для размышлений, заставляют думать, учат видеть истину. К примеру, в рассказе «На краю света», якут-язычник рассуждает о том, что в христианстве люди могут совершать грехи, потому что знают, что «поп все равно простит». В то время как истинное прощение греха может состояться только при его искуплении, перед тем, кем ты его совершил. Если украл – верни, и тогда будешь прощен. Такая простота законов истины сейчас очень часто забывается. И таких моментов в произведениях, которые действительно учат мыслить, я почерпнула достаточно. 3) Что, помимо баллов при итоговом контроле, дали Вам рекомендованные литературные произведения? Дали удовольствие от чтения.

Я считаю, что студентов нужно именно заставлять читать таким способом. К примеру, я бы в жизни не взяла такие книги по своему желанию, скорее бы даже не обратила на них внимания. В целом, такую методику стоит признать довольно необычной, но продуктивной. Хотя сужу только по себе. Думаю, что не лишним был бы дополнительный контроль за тем, действительно ли читают студенты сами произведения, а не их краткие содержания. Можно вставить открытые вопросы по произведениям в контрольные точки, или проводить обсуждения книг, чтобы осуществлять мониторинг на протяжении всего семестра. (Алена Каменская, студентка II курса СПБГЭУ, январь 2016 г.) Таким образом, данная методика довольно трудоемка для преподавателя и для студентов, но польза от ее применения весьма ощутима в учебной и воспитательной работе.

Балабейкина О.А., Нецвет В.Ю., Лемешко К.С. (Санкт-Петербург, Россия)


Комментировать


два × 7 =

Яндекс.Метрика

Знания, мысли, новости - radnews.ru