Русская цивилизация и русское православие

Рязанский кремль

В настоящее время самые острые противоборства, способные изменять состояние и облик окружающего мира, отражают не столько социально-экономические противоречия, сколько культурно-цивилизационные различия стран и народов. Тем самым понимание сущности культуры и цивилизации обеспечивает наиболее полное восприятие общественной и индивидуальной жизни людей. Обычно под культурой понимается человеческая деятельность в тех или иных проявлениях, включая все формы самовыражения и самопознания, но также обретенные человеком знания, умения и навыки.

Тем самым, культура воспринимается в качестве человеческой субъективности и объективности (характера и компетентностей). Она предписывает человеку определенные нормы поведения с присущими ему переживаниями и мыслями, оказывая на личность управленческое воздействие. Следовательно, культура представляет собой совокупность устойчивых форм человеческого бытия, без которых она не может воспроизводиться, то есть – существовать. Культура пронизывает все без исключения состояния человеческой действительности. Поэтому сущность культуры характеризуется поистине «безразмерными» признаками и интерпретациями (1, с. 491).

На практике культурой считается всё самое лучшее и высокое, что было людьми обдумано, сказано и создано. Отсюда понятие культуры чаще относится к выдающимся замыслам и поступкам, изделиям и произведениям в какой-либо сфере человеческой деятельности, включая образование, религию, науку, политику, экономику, искусство, архитектуру, спорт и т.д. С этой точки зрения в слово «культурный» попадают, прежде всего, те люди, которые связаны с достижениями в указанных областях. Термин «культура» используется также для характеристики всей общественной жизни того или иного исторического периода, региона, страны или этноса. В этом случае понятие «культура» обретает особый эквивалент – «цивилизация». Цивилизацией называются развитые культурные формации, сложившиеся в определенных пространственно-временных измерениях.



style="display:inline-block;width:240px;height:400px"
data-ad-client="ca-pub-4472270966127159"
data-ad-slot="1061076221">

Этим выражением принято обозначать общества, обладающие уникальными характеристиками и свойствами, создающими условия для упорядоченной жизни. Однако строгого и однозначного определения цивилизации еще не существует, потому что содержание этого понятия является чрезвычайно емким. Итак, культура и цивилизация – это всё то, что создается людьми и становится их достоянием. Культура и цивилизация понимаются как «жизненный путь» всего общества, позитивный опыт которого закрепляется и передается от поколения к поколению. Важнейшими типологическими чертами цивилизаций следует считать наличие в их содержании уникальных ценностных атрибутов и ориентиров, но также способность цивилизаций к диалогам с другими культурами.

Тем временем воплощением культур и цивилизаций всегда занимаются люди, потому что лишь человек может размышлять о содержании жизни, принимать решения и быть действенным. Следовательно, самобытный характер цивилизации выражается в духовной природе народов, существующих в пространстве и времени. В понимании Русской цивилизации «фактор пространства» играет особую роль. Он является судьбоносным в её жизни. Россия родилась с обширной государственной областью и это обстоятельство активно проявилось не только в физической, но также в эмоционально-нравственной и социально-политической жизни русского общества. Пространственные характеристики способствовали формированию в русском народе широты мировоззрения, создали исключительное богатство русского языка и определили свежесть и крепость народного облика.

Пространство породило в России особый тип людей, смотрящих за горизонт, покоривших Сибирь, вышедших к Тихому океану, способных оборонять свое отечество и расширять ойкумену за пределы Земли. Тем временем безграничность российского пространства может также порабощать человека, давить на него своей ширью и глубиной, создавать относительную культурную консервацию. Поэтому проблема преодоления пространства была и остается для России одной из сложных цивилизационных задач. Другая отличительная черта Русской цивилизации заключается в её положении на стыке мощной инертной толщи Востока и динамичного, разогретого массива Запада.

Этот контакт всегда был активным и снабжал русское культурное пространство неиссякаемыми порциями вещества и энергии. Россия и сейчас остается на рубежах ведущих мировых полюсов культурного, социально-экономического и технологического развития, стараясь «удобрять» свое пространство глобальным позитивным опытом. Поэтому Россию никуда не надо толкать, её не следует ускорять и тем более перестраивать. Россия – самодостаточная цивилизация, способная выбирать для себя всё, что необходимо в спокойном и мирном взаимодействии с иными культурами естественным образом, то есть исходя из внутренних интересов и потребностей. Далеко не каждая цивилизация может разрешить себе такую роскошь, как естественное взаимодействие.

Слишком велика здесь вероятность потери собственной идентичности или её деформации. Россия может позволить подобное. Она это доказала всей своей историей. Приходя в той или иной форме на русскую землю, другие культуры оставались на ней лишь постольку, поскольку усваивались Россией и начинали работать на нее. Только «те изменения в нашей общественной и государственной жизни, – писал русский социолог, культуролог и публицист Н.Я. Данилевский, – которые вытекают из внутренних потребностей народных, принимаются необыкновенно успешно и скоро так разрастаются, что заглушают чахлые пересадки» (2, с. 333).

Специального внимания заслуживает также оценка природной картины России. Почти всё пространство страны расположено за 50-й параллелью и плотно прилегает к Ледовитому океану. Это свидетельствует о «северности» российской природы, что накладывает жесткие ограничения на освоение территории страны. То есть, здесь необходимо исходить из восприятия природы не самой по себе, но как внешней физической среды, создающей солидарную жизнь людей. «Внешняя природа, – говорил отечественный историк В.О. Ключевский, – наблюдается как природа страны, где живет известное людское общество, и наблюдается как сила, поскольку она влияет на быт и духовный склад людей» (6, с. 39).

Сила природы в России заключается в ее уникальных естественных преимуществах, создающих разноликие пространственные орнаменты и образцы. Самые выдающиеся из них, обладающие исключительной красотой, эстетической важностью или хозяйственной ценностью, признаются достоянием всего человечества или предметом повышенного экономического и политического интереса. Тем временем, громадность русского пространства как указывал историк С.М. Соловьев «имеет важное значение при известных условиях, при единстве народонаселения, при достаточном его количестве сравнительно с обширностью и при образованности народа» (7, с. 428).

Поэтому главным и достоверным богатством России надо считать живую силу её население. Живая сила народа определяется его духовно-нравственным и культурным уровнем, способностью к работе, талантливостью, умственными и моральными качествами, накопленным опытом и сложившимися традициями. Народ, находящийся в этих областях очень высоко, может достигать весьма многого даже в том случае, если другие богатства страны ограничены. Самая яркая черта русской цивилизации заключается в структуре отечественного бытия, где идеальные мотивы жизни преобладают над материальными. Поэтому Россия – духовная цивилизация. Духовные формы существования пронизывают всю историческую жизнь русского народа, который способен поступать и действовать «вопреки обстоятельствам» (8, с. 47). Тем самым главное отличие Русской цивилизации пролегает через Человека.

В русской культуре Человек – не индивид как идеальный атом, но личность, включенная в Космос и в братство всех людей (5, с. 161-162). Опираясь на коллективные духовно-нравственные ценности, русский народ создал величайшее в мировой истории государство, феноменальную культуру, искусство, литературу, которые стали наследным богатством всего человечества. В основе всего духовно-нравственного содержания русской цивилизации лежит глубокое православное понимание христианства. Православие стало важнейшим условием формирования русской жизни и превратилось в масштабное цивилизационное явление. Православие увенчало и упрочило традиционное мировоззрение русского народа, придав ему более утонченный и возвышенный характер. Русские увидели и усвоили, что реальность имеет религиозно-моральное измерение: за грехи следует расплата, за распри – утрата свободы и иноземное иго, за прохладное отношение к вере – рабство в оковах чуждой культуры (3, с. 43-45; 4, с. 663).

По существу, православное христианство превратилось в русском сознании в самобытную национальную религию. Поэтому отрицательное отношение просвещенного и руководящего слоя к православным и другим ценностям русской цивилизации, имевшее место в конце нового времени, стало одной из главных причин великой трагедии России в XX в. Современная Россия остается одной из величайших цивилизаций мира. События текущего столетия свидетельствуют о наличии гравитации русского мира. Притягательная сила России, ярко демонстрируемая во все времена и теперь – очевидный и непреложный факт. Отсюда вытекает неизбежный императив сбережения Русской цивилизации и народных талантов в логике православия, неискаженного образования, передовой науки, эффективной политики, развитой экономики, уникальной культуры.

Народу России необходима вера в истину и верность Отечеству. Замысел нынешней России как цивилизации, базирующейся на православных ценностях, духовно-нравственных и социальных идеалах настолько актуален, что вполне может стать национальным символом.

Использованная литература

1. Гладкий Ю.Н. Гуманитарная география. – СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2010. – 664 с.

2. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. – М.: Институт русской цивилизации, 2008. – 816 с.

3. Дугин А.Г. Ноомахия: войны ума. Цивилизации границ. – М.: Академический проект, 2014. – 694 с.

4. Дугин А.Г. Этносоциология. – М.: Академический проект, 2014. – 844 с.

5. Кара-Мурза С.Г. Кто такие русские. – М .: Алгоритм, 2012. – 240 с.

6. Ключевский В.О. Курс русской истории. Т. 1. – М.: Мысль, 1987. – 430 с.

7. Соловьев С.М. Чтения и рассказы по истории России. – М.: Правда, 1989. – 768 с.

8. Субетто А.И. Слово о русском народе и русском человеке. – СПб.: Астерион, 2013. – 265 с.

Сухоруков В.Д. (Санкт-Петербург, Россия)


Комментировать


7 − = четыре

Яндекс.Метрика

Знания, мысли, новости - radnews.ru