Самомаркетинг как технология повышения конкурентоспособности выпускников вузов на рынке труда | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Самомаркетинг как технология повышения конкурентоспособности выпускников вузов на рынке труда

В современных условиях среднестатистический выпускник российского вуза оказался крайне уязвим на профессиональном рынке труда по ряду причин: – недостаток практического опыта (а часто – и актуальных теоретических знаний); – слабое представление о механизме функционирования рынка труда, реальной ситуации в выбранном сегменте рынка; – необоснованно завышенные требования (заработная плата, должность, карьерный рост), предъявляемые к компании-работодателю; – отсутствие возможности установить профессиональные контакты с наиболее привлекательными работодателями; – недостаток информации о своих правах, возможностях, а также механизмах поддержки со стороны государства в сфере трудоустройства и занятости молодых специалистов; – неготовность к профессиональной территориальной мобильности (например, стойкое нежелание покидать столицу даже при наличии реальных выгодных предложений со стороны региональных работодателей); – недостаточный уровень знаний и навыков, особенно значимых для работодателя и существенно повышающих рыночную стоимость молодого специалиста (например, навыки работы с новейшими компьютерными программами, знание иностранных языков); – уверенность в том, что наличие диплома о высшем образовании (особенно диплома престижного вуза) – гарантия востребованности на рынке труда. На наш взгляд, отсутствие навыков самомаркетинга также является весьма значимым «пробелом» в профессиональной подготовке молодого специалиста.

В научной литературе самомаркетинг трактуется как взаимосвязанный комплекс мероприятий, включающий в себя объективную оценку своих знаний и умений, деловых качеств и психологических особенностей в определенной обстановке, применительно к конкретному рабочему месту, а также набор методов и средств по самосовершенствованию, по повышению качества и уровня своих знаний и умений, развитию в необходимом направлении своих личностных деловых качеств, психологических особенностей [1]. В широком смысле самомаркетинг можно рассматривать с двух сторон: – как определение потребности потенциального покупателя (работодателя) в определенном товаре (рабочей силе), то есть в работнике с конкретными профессионально-квалификационными характеристиками; – как комплексную систему мер, нацеленных на обеспечение максимально полного соответствия профессионально-квалификационных характеристик работника (знаний, умений, навыков) требованиям работодателя. В соответствии с концепцией самомаркетинга в последние десятилетия получил распространение маркетинговый подход к формированию карьерной стратегии, условно называемый «Жизнь как коммерческий проект».

Сущность этого подхода состоит в формировании и продвижении персонального бренда, постоянном повышении рыночной стоимости самого себя и, наконец, продаже личностного бренда на максимально выгодных условиях [2, 3]. Особое значение концепция самомаркетинга имеет применительно к вчерашним выпускникам вузов – молодым специалистам, которые впервые выходят на профессиональный рынок труда. Маркетинговые технологии используются на всех этапах профессионального поиска и становления молодого работника. Любой выпускник вуза, выходящий на рынок труда как дипломированный специалист, проводит самостоятельное маркетинговое исследование определенного сегмента рынка. Новичок изучает реальный рынок рабочих мест (уровень оплаты, количество вакансий, состояние и перспективы развития компаний); использует различные виды маркетинговых коммуникаций для поиска информации о компаниях и предлагаемых вакансиях; составляет резюме, стараясь максимально привлекательно представить себя потенциальному работодателю. В качестве основных элементов самомаркетинга можно рассматривать следующие. 1. Самоидентификация – сложный процесс уподобления себя (возможно, неосознанно) какому-либо образцу, интеграция с какойлибо социально-профессиональной группой.

Для молодого специалиста большое значение имеет пример как реальных знакомых (родственников), добившихся существенного профессионального успеха, так и весьма условных, удаленных образцов для подражания (известных бизнес-персон). Крайне притягательными могут быть не только отдельные личности, но и целые коллективы успешных компаний, престижные профессиональные сообщества. В 60–70-е годы ХХ века советские мальчишки мечтали стать похожими на первых космонавтов; нынешнее поколение, вступая во взрослую жизнь, выбирает себе в кумиры суперуспешных и харизматичных представителей бизнеса, таких как Марк Цукенберг или Сергей Брин. Для молодого человека, начинающего работать в организации, чрезвычайно важно видеть перед собой профессиональный ориентир, пример успешных коллег, которые могут стать образцом для подражания.

Это может быть представитель высшего руководства компании, непосредственный руководитель, наставник, партнер по команде и т.п. «Кризис идентичности», то есть отсутствие в организации конкретных работников или профессионально-квалификационных групп, на которые хотелось бы походить новичку, негативно отражается на мотивации, затрудняет процесс интеграции с коллективом. Стремление к максимально быстрой профессиональной самоидентификации может быть поддержано с помощью разных программ адаптации и коучинга. 2. Самооценка – максимально объективная оценка своих профессиональных качеств, возможностей и способностей. Известно, что научиться адекватно оценивать уровень своего личного и профессионального развития очень непросто. Чрезмерные амбиции в совокупности с завышенной самооценкой – типичные причины неудач на первом этапе профессиональной карьеры вчерашнего выпускника вуза. Профессиональная самооценка как элемент самомаркетинга должна основываться на умении взглянуть на себе со стороны глазами работодателя.

Осознавать свои достоинства, сильные стороны и даже таланты необходимо. Но не менее важно иметь точное представление о своих недостатках. Самооценка может базироваться на конкретных замечаниях со стороны руководства и коллег, а может быть результатом личных наблюдений и самоанализа. Обязательным условием формирования адекватной самооценки новичка можно считать доброжелательное отношение коллег, их терпение, деликатность, готовность помочь молодому работнику в трудной профессиональной ситуации. Безусловно, эффективны разные механизмы оценки качества трудовой деятельности, используемые в организации. 3. Самокоррекция (саморегуляция) – процесс исправления, поправка самого себя относительно желаемого образца (стандарта).

Большинство выпускников вузов, начинающих свою профессиональную карьеру, сталкиваются с проблемой нехватки реальных знаний, навыков и профессиональных умений. Следующим логичным шагом после самооценки для выпускника вуза является разработка конкретной программы устранения выявленных недостатков. Обнаруженные пробелы в знаниях могут быть восполнены как путем самообразования, так и посредством дополнительного профессионального обучения.

Даже выявленные личные качества, мешающие достижению поставленных профессиональных целей, могут быть успешно скорректированы. Когда вчерашний выпускник только начинает свой профессиональный путь в конкретной компании, профессиональные ошибки неминуемы, главное в такой ситуации – готовность новичка к обучению и саморазвитию. Реализация планов самокоррекции молодого работника во многом связана с эффективностью реализуемых в компании технологий внутрифирменного обучения, созданием условий для активного профессионально-квалификационного роста. 4. Самопрезентация – навыки и умения представления себя в деловой сфере, демонстрации своих лучших качеств, способностей. Способность показать себя с лучшей стороны, умение предъявить свидетельства своей компетентности и квалификации позволяют начинающему молодому специалисту существенно сократить испытательный срок и завоевать симпатии работодателя в короткое время.

К составляющим самопрезентации относится самореклама. В буквальном смысле самореклама – использование различных форм и методов социальной коммуникации в целях создания максимальной популярности самого себя. Но главная задача саморекламы – не рассказывать всем о своем профессионализме, а уверенно демонстрировать свои лучшие профессиональные качества в повседневной трудовой деятельности. При этом важно помнить, что чрезмерная скромность, как и безграничная похвальба не относятся к профессиональным достоинствам начинающего работника.

Один из законов, действующих на рынке потребительских товаров, гласит: реклама, безусловно, двигатель торговли, но приобретая товар, покупатель не должен разочароваться в покупке. Это правило применимо и к отношениям работника с работодателем. Анонсированные работником знания, навыки и таланты должны быть продемонстрированы в практической деятельности, иначе об успешном карьерном продвижении можно только мечтать. А в худшем случае молодой специалист может лишиться работы.

Список литературы

1. Анциферова Н. Самомаркетинг на рынке труда. URL: http://www. rusnauka.com/15_APSN_2010/Pedagogica/66989.doc.htm. (дата обращения: 23.01.2016).

2. Семенова Л.М. Самомаркетинг и самобрендинг специалиста в сфере коммуникаций как условие повышения конкурентоспособности на рынке труда // Вестник ЮУрГУ. Серия «Экономика и менеджмент». Т. 8. 2014. № 4. С. 145–151.

3. Demchenko T.S., Karácsony P., Ilina I.Y., Vinichenko M.V., Melnichuk A.V. Self-Marketing Of Graduates Of High Schools And Young Specialists In The System Of Personnel Policy Of The Organization // Modern Journal of Language Teaching Method. Vol. 7. 2017. Issue. 9. Р. 041–048.

Ильина Ирина Юрьевна


Комментировать


− четыре = 2

Яндекс.Метрика