Свои права МОЖНО и НУЖНО защищать!

На кассе в магазине обсчитали, в кассе нахамили, сотрудник ГИБДД грозится отнять водительские права, страховая компания, апеллируя статьями закона и пунктами договора, отказала в страховом возмещении, в поликлинике к нужному специалисту практически не попасть, в супермаркете продали некачественный товар и на жалобы не реагируют, соседи уже третью ночь не дают спокойно уснуть…. Любой из нас сталкивался с такими ситуациями, не правда ли? И что делать в таких ситуациях? Умеем ли мы отстаивать свои права? Знаем ли мы, что нам положено по закону? Представляем ли, как правильно вести себя в конфликтных ситуациях?

Как вообще найти управу на хама, соседа, чиновника или зарвавшегося сотрудника ГИБДД? А ведь сколько людей, услышав, что номерков в поликлинике нет и не будет до конца года, разворачиваются и уходят. Сколько людей при давлении работодателя и нарушении их трудовых прав, пишут заявление по собственному желанию и хорошо, если при этом еще и получают окончательный расчет. Кондуктор в автобусе кричит, что «нет сдачи, вылезай из автобуса или ищи «нормальные» деньги», и…. человек либо начинает кричать в ответ такие же нелицеприятные слова, либо выходит на первой же остановке, проклиная кондуктора, пассажиров, автобус и работу, на которую он пытался с утра добраться на этом самом проклятом автобусе! Не так уж и мало людей, которые принеся домой пакет с продуктами, обнаруживают некачественный йогурт, но возвращать в магазин его не пойдут, а просто выкинут в помойное ведро. Да что рассказывать, каждый из Вас может назвать мне таких историй миллионы.



style="display:inline-block;width:240px;height:400px"
data-ad-client="ca-pub-4472270966127159"
data-ad-slot="1061076221">

А самое обидное и несправедливое, что эти самые люди при спорных ситуациях начинают испытывать стресс, злиться, расстраиваться, ругать правительство и законы, кто-то даже неудачником считать себя начинает, потому что «как обычно, не везёт». Кто-то искренне считает, что жаловаться и что-то доказывать бесполезно.

Более 80% людей в своей повседневной жизни сталкиваются с нарушением прав, и только каждый седьмой готов их отстаивать. К сожалению, когда российскому человеку необходимо защитить свои права, он находит массу объяснений и доводов, почему он не может этого сделать и почему будет лучше оставить всё так, как есть. А я Вам с уверенностью могу заявить, что если российский гражданин начнет защищать свои права, отстаивать свои интересы, одерживать маленькие и большие юридические победы, то, несомненно, это укрепит законность и порядок в нашем обществе. Только так мы сможем добиться соблюдения в отношении граждан закона!

Самое главное, что нужно для себя понять тем, кто не решается защищать свои права, что уважать себя и свои интересы – это нормально, это правильно, законодательно закреплено достаточно цивилизованных способов для решения Ваших проблем и переживаний. Если действовать грамотно, решительно и категорично, получится всё и всегда. Конечно, для людей, не имеющим дело с судом, с доказательствами и разбирательствами, с доводами и прениями, которые в повседневной жизни являются спокойными, не конфликтными и воспитанными людьми, судебное разбирательство – это определённый психологический стресс. Но защита своих прав – это всегда конфликт и провостояние. Обычно для достижения справедливости нужно побороться и потрудиться, сама собой справедливость редко когда восторжествует.

Если бы Вы могли себе представить, сколько раз я слышал от людей, которые приходили ко мне за юридической консультацией, слова: «Ой, да кому я что докажу», «Я человек не конфликтный, я боюсь идти в суд», «Да законы для нас, простых людей, не работают», «Да вряд ли толк будет» и т.д. и т.п. И как сложно передать, насколько преображается этот же человек, еще в недавнем прошлом с таким пессимистическим взглядом на данную проблему, когда начинаются первые удачи на юридическом поприще. Когда чиновники грамотно и вежливо в письменном виде присылают ответ, что «данный вопрос на контроле», когда обжалуемое решение вдруг поворачивается в положительную сторону для того, кто его обжалует, когда человек получает официальное письмо, где организация приносит свои извинения за незаконные действия своего сотрудника и обязуется принять соответствующие меры.

Еще более приятно слышать от этих же людей уже после судебного разбирательства: «Ну ничего себе! Мы выиграли!», «Надо же, а я бы так и сидел бы дальше, молчал и переживал»…. Люди начинают чувствовать уважение к себе, перестают чувствовать себя «простым» человеком, становятся «активным» гражданином нашей страны, способным защитить себя и своих близких. Я всегда на первой же консультации стараюсь сказать Клиенту прямо, насколько его дело может быть выигрышным либо проигрышным, есть ли риски, есть ли надежды.

Я стараюсь не давать человеку надежды беспочвенно, потому что мне потом этому человеку смотреть в глаза после судебного разбирательства. Про неработающие законы нам назойливо сообщают СМИ, знакомые, знакомые знакомых, мы иногда и сами сталкиваемся с несправедливостью. Да, такое тоже бывает. Но, не стоит сгущать краски и обострять проблемы, поверьте мне, опытному юристу, что законов, защищающих права граждан, у нас более чем достаточно, просто о многих своих правах люди даже не догадываются. Скажу больше, о многих своих обязанностях, предусмотренных законодательством РФ, иногда не догадываются даже те, кто должен эти обязанности выполнять.

Самое главное, что нужно для себя понять тем, кто не решается защищать свои права, что уважать себя и свои интересы – это нормально, это правильно, достаточно цивилизованных способов для решения Ваших проблем и переживаний.

Если действовать грамотно, решительно и категорично, получится всё и всегда. Позвольте привести Вам, уважаемые читатели, несколько примеров из моей практики, которые наглядно Вам покажут, насколько важно ВОВРЕМЯ выявить необходимость защищать свои права! И насколько это оправдывается!

Пример 1.

Недавно моя знакомая (назовём её Виктория) консультировалась у меня по вопросу права пользования жилым помещением бывших членов семьи, которые на тот момент не жили в спорном жилом помещении уже много лет, не оплачивали при этом коммунальные услуги, восемь лет назад уехали со скандалом и криками.

До настоящего времени продолжают быть зарегистрированными по данному адресу, в связи с чем мама Виктории уже много лет не может воспользоваться своим правом на приватизацию квартиры. Рассказала и то, что пару лет назад они с мамой ходили по этому же вопросу к юристу, и он им сказал, что на 10% дело выигрышное, но в 90% случаев суд остается на стороне людей, которых хотят выселить из квартиры. Я не знаю, так ли именно сказал юрист (иногда люди слышат то, что хотят услышать либо постеснялись переспросить юриста более подробно разъяснить свой ответ), но Виктория и её мама поверили в бесполезность защиты своих прав, а также в то, что бессмысленно идти в суд защищать свои права.

Я помню, как Виктория со мной спорила и приводила, как ей казалось, веские аргументы, почему именно она не может пойти в суд по этому вопросу. Я убеждал её в обратном, указывая на сложившуюся судебную практику по таким делам, приводил статьи из Жилищного кодекса РФ, в конце концов, говорил я ей: «Что ты в данном случае теряешь? В любом случае, не попробуем, не узнаем».

Виктория и её мама согласились идти в суд с исковым заявлением, не очень- то веря в победу. Подозреваю, они больше меня побоялись обидеть отказом, чем согласились с моими доводами и аргументами. Судебные слушания проводились с участием ответчиков и их представителя. Я же представлял интересы мамы Виктории, Викторию привлек в качестве третьего лица.

В суде были и ложь со стороны ответчиков, и взывание ими к состраданию, ведь одна из ответчиков оказалась беременной (что выяснилось в ходе судебного разбирательства), и введение ответчиками суда в заблуждение по поводу принудительного выезда из спорной квартиры, и аргументы того, что другого жилого помещения в собственности у ответчиков нет, что в настоящее время они вынуждены арендовать жилое помещение и т.д. Суд исследовал все предоставленные письменные доказательства по делу, опросил свидетелей со стороны ответчиков, выслушал доводы истца и ответчика, и вынес решение по данному делу: признать ответчиков утратившими право пользования спорным жилым помещением и о снятии их с регистрационного учета. Вот такой подарок на Новый год мы с Викторией сделали ей и её маме. И

очень приятно было слышать от них: «А ведь мы столько лет сидели и ничего не делали, если бы мы знали о своих правах, мы могли бы раньше ими воспользоваться и не нервничать такое длительное время, что они в любое время придут к нам жить!». А если посмотреть на эту же ситуацию, но с другой стороны? Ведь если подумать, чуть порасторопнее были бы ответчики, они бы за эти годы могли тоже воспользоваться своими правами на данную спорную квартиру. И много им даже делать не пришлось бы: оплачивали бы коммунальные услуги, пытались бы вселиться в квартиру либо произвести любые другие действия, писать письма с требованием пустить их в квартиру и т.д. А пока Виктория и её мама бездействовали, они реально в течение этих 8 лет стресса и страха могли потерять половину своей двухкомнатной квартиры в хорошем районе города Санкт-Петербурга!

Вывод очевиден: кто первый успел воспользоваться своими правами, тот и выиграл! Пока шло судебное разбирательство, и слёзы страха были, и каждый вечер я выслушивал по телефону слова «А может не нужно было всё это поднимать», вновь и вновь я успокаивал и убеждал, но результат оказался лучше всяких утешений: мы выиграли! Причем в апелляционной инстанции еще и закрепили наш выигрыш.

Пример 2.

По рекомендации ко мне обратился Клиент, на которого соседка подала в суд с требованием взыскать убытки, возникшие из-за залива квартиры. Я проконсультировал в той мере, в какой требовалось в данной ситуации, разъяснил права и порядок действий Клиента, как ответчика по данному делу. В ответ на консультацию услышал: «Вы мне подскажите, может мне проще сразу отдать ей эти деньги, я так не хочу по судам ходить, боюсь….». Я ответил, что деньги отдать всегда успеем, почему бы не попробовать хотя бы просто составить свой отзыв на исковое заявление и передать его суду.

А там уже по обстановке сориентируемся, как действовать дальше. И вновь эта неуверенность в своих правах сквозила в каждом слове моего Клиента. Отзыв на исковое заявление я оформил, причем намеренно сделал его текст значительно больше, чем текст искового заявления. Я приводил судебную практику, указывал на невозможность солидарной ответственности по данной статье, дополнял Отзыв статьями Гражданского кодекса РФ, писал о недоказанности факта залива квартиры именно ответчиком, об отсутствии оформленных надлежащим образом документов, придирался к акту о заливе и отчету о стоимости восстановительного ремонта. А ведь всего одно судебное заседание назад (Клиент ко мне не сразу обратился, а после первого состоявшегося судебного заседания) суд указывал на необходимость проведения экспертизы, о добровольном возмещении.убытков, о заключении сторонами мирового соглашения и т.д.

В суде в качестве представителя я не присутствовал, данной задачи Клиент передо мной не ставил, но буквально через два дня после передачи отзыва Клиенту, он мне сообщил, что истец забрала свое исковое заявление сразу после того, как суд по отзыву начал задавать истцу вопросы. Таких случаев из своей практики я могут рассказать множество, впрочем как и любой грамотный, практикующий юрист.

При этом я прекрасно понимаю людей, которые в своей повседневной жизни не готовы сталкиваться с судами, разбирательствами, истцами и ответчиками. Но от спорных ситуаций, к сожалению, в нашей жизни никто не застрахован. И именно поэтому мы должны быть морально готовы к судебным и иным разбирательствам в госорганах, защитить свои права в магазине, если продали некачественный товар, если нахамили в салоне, если незаконно уволили или перестали выплачивать заработную плату.

Хотелось бы оговориться, что мы не будем учиться быть склочными брюзгами, которые везде и всюду пытаются применять свои знания. В данной книге мы будем учиться УВАЖАТЬ свои права и желать, чтобы наши права УВАЖАЛИ окружающие.

Комельских Антон Олегович


Комментарии (1)

  1. Алексей:

    Вы наверное в правоохранительных органах совсем не работали и не понимаете, что плевать им на права граждан потому, что сами зашиваются. При этом становятся циниками каких мало. Сам проработал в военной прокуратуре 8 лет. Ушел от того, что от обьема информации крышу сносит. Сидиш и сочинения пишеш вышестоящему начальству. На жалобы граждан сочуствуеш им, что плохо для себя. Раньше каждую 2 удовлетворял пока не сказали, что это для отчета плохо. Вот и начал отсылать людей куда подальше, пока совесть не заела.
    А есть и такие, что разрешиш в их пользутак они каждый месяц писать будут не для того чтоб свои проблемы решить, а насрать на голову начальнику.

Комментировать


восемь − 1 =

Яндекс.Метрика

Знания, мысли, новости - radnews.ru