Севастополь в составе Украины после распада СССР: долгий путь в Россию

1

К концу существования СССР в 1991 г. Севастополь занимал территорию более чем 680 квадратных километров, береговая линия превышала 105 километров. Население города с сельской зоной достигло 400 тысяч человек. При этом более 100 тысяч человек составляли ветераны труда и военной службы. Большинство населения (более 80 %) составляли этнические русские, а русский язык рассматривали в качестве родного по результатам Всесоюзный переписи более 90% жителей. С учетом значения города как Главной базы Черноморского флота, союзного подчинения самого флота и практически всех крупнейших предприятий, таких как Севморзавод имени С. Орджоникидзе, завод «Муссон», завод имени В.И. Ленина, «Маяк», рыбопромышленного объединения «Атлантика» и многих других, распад Советского Союза практически сразу поставил их в крайне тяжелое положение. Украина не собиралась и не имела финансовых возможностей поддерживать развитие крупной промышленности, в городе начался отток населения в Россию. В 90-ые годы численность населения города уменьшилась на 25 тысяч человек. На протяжении 90-х годов крупнейший производитель в СССР плавучих кранов и центр военного и гражданского судоремонта с численностью работников более 10-ти тысяч человек к 2013 году был практически развален, а количество сотрудников сократилось до 100 человек обслуживающего персонала.

Аналогичная судьба постигла все наиболее крупные предприятия города Севастополя. Например, уникальный завод радиоаппаратуры «Муссон» превратился в торгово-развлекательный центр. Более 70 океанских траулеров объединения «Атлантика» были арестованы в зарубежных портах и проданы за долги. Такие же разрушительные процессы под флагом приватизации земли происходили в сельской зоне Севастополя, где ранее успешно работали 5 совхозов виноградарского профиля. Процесс деиндустриализации Севастополя сопровождался массовым выездом высококвалифицированных специалистов в Россию и страны дальнего зарубежья, переквалификацией людей на торгово-посреднические функции. Следует особо подчеркнуть, что практически единственными действующими крупными предприятиями Севастополя в указанный период оставались предприятия Черноморского флота России. Упадок промышленности привел к глубокой запущенности всей социальнокоммунальной сферы Севастополя, которая практически не получала средств на развитие из бюджета Украины. В этом отношении показательным стал пример, что единственной школой построенной более чем за 20 лет украинского периода стала школа построенная для моряков-черноморцев по инициативе и на средства правительства Москвы в 1998 году.

В этих сложных условиях важную роль в поддержании социальной сферы Севастополя играла помощь России и правительства Москвы. В этом контексте представляется актуальным показать реализацию межправительственного соглашения «Об участии России в развитии социально-экономической сферы Севастополя», по которому Севастополь ежегодно получал до 5-ти миллионов долларов из России на инфраструктуру. Благодаря правительству Москвы, в Севастополе было построено за эти годы 2000 квартир, детский сад, школа, филиал МГУ имени М.В. Ломоносова, реконструированы исторические здания Матросского клуба и Дома офицеров флота. Значимым фактором социально-экономической жизни Севастополя было то, что на предприятиях и учреждениях флота работали до 20-ти тысяч жителей города, производились большие налоговые отчисления в местный бюджет и пенсионный фонд.

Таким образом, к 2014 г. Севастополь практически утратил свой промышленный потенциал созданный в период СССР, исключение составляли лишь небольшие предприятия по перевалке металла и зерна из Турции и использовании порта для завоза потребительских товаров из за рубежа. В составе Украины произошло переформатирование местных органов власти. С учетом опасений руководства Украины из-за преобладающих пророссийских настроений населения и с целью прямого контроля за ситуацией в городе, исполнительная власть в городе после распада СССР была сосредоточена в руках Представителя Президента Украины в Севастополе. Единственный раз, это было в 1994 г., руководство Украины допустило прямые выборы мэра Севастополя, что усилило пророссийские настроения в городе. Впоследствии руководство Украины всячески уклонялось от принятия закона «О городе-герое Севастополе», что предусматривалось в Конституции Украины 1996 года, имея целью не допустить право севастопольцев на выборы мэра города. Поэтому вплоть до воссоединения с Россией глава администрации города назначался указом Президента Украины.

В тоже время орган представительной власти – Горсовет избирался самим населением и все эти годы сохранял пророссийскую ориентацию, отражавшую настроения большинства жителей и отстаивал единство с Россией, сохранение Черноморского флота, защиту русского языка и культуры, а также негативное отношение к попыткам втягивания Украины в НАТО. В этом отношении особое значение имел городской опрос (референдум) 1994 года по вопросу о придании Севастополю статуса главной базы Черноморского флота России. Абсолютное большинство участников городского опроса высказались «за» такой статус города. Несмотря на то, что результаты опроса не были реализованы на практике, он отчетливо продемонстрировал настроение жителей Севастополя. Именно в 90-2000-е гг. в ответ на попытки украинских властей навязать так называемую украинизацию во всех сферах жизни и идею вступления Украины в НАТО, общественность Севастополя и Черноморский флот России инициировали создание памятника Российской Императрице Екатерины II, выдающемуся адмиралу Н. Кузнецову, памятных знаков в честь 300-летия Российского флота, создание мемориала в честь павших защитников Севастополя на 35-ой батарее. Ключевым моментов в истории Севастополя этого периода была борьба как на межгосударственном уровне, так и непосредственно в городе за сохранение базирования российского Черноморского флота.

В связи с распадом СССР, руководство Украины взяло курс на фактический захват флота и вытеснение России из Севастополя и Крыма, нанося тем самым крупномасштабный ущерб интересам России. В этом контексте представляется актуальным показать выдающуюся роль командующего флотом адмирала И.В. Касатонова в сохранении для России Черноморского флота и Севастополя в сложнейшей ситуации 1992 года. В этот период флот испытывал большие трудности в продовольственном и финансовом обеспечении. Болезненный характер носил процесс сокращения его численности. События, происходившие вокруг Черноморского флота, непосредственно затрагивали интересы практически каждой семьи в городе и вызывали мощный подъём патриотических настроений всех слоёв населения. Ярким примером этому стала живая цепь севастопольцев вокруг штаба флота в апреле 1992 года, чтобы не допустить его захвата спецслужбами Украины. При всех политических осложнениях Черноморский флот продолжал играть важную стабилизирующую роль в регионе Черного моря.

В этот период черноморцы выполняли миротворческую операцию в Абхазии (1992 г.), учувствовали в ликвидации антигосударственных группировок в Грузии (1993 г.), доставки Российских миротворцев на Балканы (1999 г.), многочисленных контактах в военно-морской области с причерноморскими государствами, антитеррористических операциях в Средиземном море, выходили в Атлантический и Тихий океан. Крупная роль в обеспечении боеготовности Черноморского флота в эти годы принадлежала его командующим адмиралам И. Касатонову, Э. Балтину, В. Кравченко, В. Комоедову, В. Масорину, А. Клецкову, А. Татаринову, А. Федотенкову, А. Витко. Представляется важным отметить, что все командующие обеспечивали тесное взаимодействие и сотрудничество с органами власти г. Севастополя, несмотря на различную государственную принадлежность. Значение для России Черноморского флота в Крыму приобрело особую актуальность в 2000-е годы в контексте политике Запада по расширению НАТО на Восток и усиленных попыток втягивания в альянс Украины, что представляло серьезную угрозу национальной безопасности России.

Поэтому руководство Украины предпринимало большие усилия по вытеснению флота из Севастополя и ограничения его деятельности. Все эти события вокруг Черноморского флота очень остро воспринимались в Севастополе и стали одним из серьезных факторов консолидации пророссийских настроений большинства жителей и неприятия ими прозападного курса Украины. Таким образом, после распада СССР потребовались большие усилия государственного и военного руководства России для того, что бы политикодипломатическими средствами сохранить для России Черноморский флот и его Основную базу в Севастополе. Следует особо подчеркнуть, что важным фактором этого было исторически сложившееся неразрывное единство Севастополя и флота и самая активная поддержка флота со стороны населения г. Севастополя. В условиях назревавшего к концу 2013 года так называемого «Майдана» в Киеве, разрушения легитимной власти на Украине все это стало ключевым условием единения города и флота в период Русской Весны 2014 года.

Усов С.А


Комментировать


× 4 = двадцать восемь

Яндекс.Метрика

Знания, мысли, новости - radnews.ru