Секреты успешного собеседования

Собеседование – один из важнейших моментов при приеме на работу, ведь за совсем небольшой промежуток времени необходимо убедить работодателя в том, что именно Вы должны занимать данную должность.

Цель собеседования – познакомиться лично, выяснить, насколько кандидат и работодатель подходят друг другу, а также обсудить детали совместной работы. В ходе собеседования работодатель задает вопросы, касающиеся опыта потенциального работника, его знаний, навыков и образования. Кроме того возможны вопросы личного характера – цели кандидата, его планы на будущее, устремления в жизни. При подготовке к собеседованию кандидат, который действительно хочет получить интересующую его должность, как правило, тщательно готовится и собирает полный пакет документов.

Помимо заявления, биографии, диплома об окончании высшего или среднеспециального учреждения, подтверждения производственных практик и многого другого кандидат должен подготовить так же резюме, которое, если его правильно составить, имеет немаловажное значение для прохождения на следующий этап трудоустройства собеседование.

На сегодняшний день, резюме достаточно актуально: оно подшивается в папке кандидата и находится после заявления и биографии и представляет собой короткое описание, характеристику способностей и пожеланий относительно своего предполагаемого будущего рабочего места. Впрочем, какой-нибудь кандидат может написать о себе в резюме что-либо чрезмерно преувеличенное.

Как же верно составить резюме, сооставив с помощью него положительное впечатление о себе и своих навыках? Существует ряд определенных моментов, необходимых в резюме. Однако наряду с ними есть и негативные случаи, которых надо избегать. Но разберемся по порядку.

1) Плохо: Личный профиль. Из психологии мы знаем, что собственная и чужая точка зрения может быть совершенно различной. Какой человек со слабыми управленческими способностями не будет утверждать, что он социально компетентен, динамичен и настойчив? Бумага все стерпит и менеджер по персоналу, который видит перед собой это резюме, об этом осведомлен.

2) Оптимально: Отношение к работе. Так называемые личностные показатели должны соответствовать интересуемому рабочему месту. Преувеличение таких показателей ставит кандидата в неловкую ситуацию. Короткие объективные формулировки будут оставлять впечатление о кандидате, как о человеке, способном принимать решения и работать в команде. Но надо понимать, что такой короткий профиль может также находиться в биографии рядом с фотографией и занимать всего четыре строки.

3) Оптимально: Само собой разумеющаяся информация. Очевидно, что руководитель должен лояльно управлять фирмой, а менеджеру по продажам необходимо обладать хорошими способностями понимания людей, коммуникативности и динамике. Если и перечислять качества, то они должны быть своими. Особенность делает кандидата интересным, обычность – скучна.

4) Плохо: Желания. Резюме склонно к тому, что кандидат выражает свои желания и просьбы к своему будущему рабочему месту, которые едва ли может исполнить работодатель. Еще есть такая опасность: если кандидат очень хорош и хочет работать, то менеджер по найму на собеседовании, как правило, обещает выполнить все пожелания, опираясь на резюме и думая, что все то, что там указано, действительно так. Но очевидно – он не всегда данное обещание может сдержать.

5) Плохо: Простор для манипуляций. Менеджер по кадрам нередко может задуматься, читая все, написанное кандидатом в резюме: Почему этот успешный руководитель проекта не был повышен в должности в прежней компании? Почему там он не получил поощрения? Почему он ищет хорошую команду? Возможно потому, что его предшествующий работодатель считал, что он не влился в их коллектив? И какие «блестящие» управленческие способности работодатель имел, что из плохой команды не смог сделать хорошую? Вопрос за вопросом, на который менеджер не сможет ответить в пользу кандидата.

6) Оптимально: «Жесткая» информация. Нужно понимать, что резюме – это разумеется, хорошо, но при условии, что кандидат фактически может занять место в фирме по своим интересам и предпочтениям. Если он детально информирован, то пройдет с блеском. Особенно впечатляет, когда информация получена из редких источников и с большим трудом. Такую ситуацию хорошо описывает одна старая пословица: «Кто интересуется мной, тем интересуюсь и я». Правда это высказывание может быть здесь расширено.

7) Плохо: Критика. Кто нахваливает себя сверх всякой меры, должен следить за тем, чтобы это не выглядело как брюзжание относительно своего прежнего места работы. В основном такой кандидат не сможет сказать ничего другого, как то, что на предыдущей фирме не было ничего хорошего – и это полный провал.

8) Плохо: Мотивация. Всегда плохо, когда личные проблемы становятся мотивацией для кандидата при поступлении на работу. Кроме того, хороший сотрудник всегда оставит за собой возможность продуцировать идеи и решения. Он заботится о том, чтобы рабочий процесс не был излишне формализован, хотя вполне возможно, что он этими способностями и не обладает.

Конечно, может быть все совсем по-другому, и кандидату в резюме с первого раза удастся произвести нужное впечатление и верно дать понять, кто он есть и что хочет. Однако осторожно! Дополнительные строки часто дают менеджеру по найму веские аргументы, и он решает вернуть заявление обратно. Все самое важное должно быть написано кандидатом в заявлении и биографии. Лишний объем в резюме не нужен.

Итак, первый успех: Ваши документы об устройстве на работу, в том числе резюме, были хорошими. Настало время собеседования. Существует масса пособий и журналов с различными советами по успешному прохождению данного испытания, но не все они могут быть полезны. Что же действительно необходимо знать?! Журналисты Германии провели свое исследование и получили ряд полезных советов от работодателей ведущих фирм ФРГ по удачному прохождению собеседования. Астрид Нильс – референт персонального маркетинга в AGIS (Альянс Общественного Страхования для Информационного Сервиса).

Один молодой человек хотел получить работу в AGIS. Собеседование длилось уже довольно долго и он производил вполне неплохое впечатление, однако, когда я спросила: «Что Вы знаете об AGIS?» он удивленно произнес: «О чем?». Очевидно, он никогда не задавался вопросом о том, что же все-таки означает аббревиатура «AGIS». Естественно, кандидат должен был располагать хотя бы самой простейшей информацией о потенциальном работодателе.

На ярмарке вакансий многие интересуются нашей ассистентской программой, так называемой «Fast Track Management Development Programm» с хорошей возможностью развития и уровнем начальной заработной платы. Однако первоочередным вопросом бывает: «Я буду иметь 38,5 рабочих часов в неделю?», «Как будут оплачиваться сверхурочные?», «Сколько дней может длиться отпуск?». Такие вопросы нельзя ставить в первую очередь, при условии, что предполагаемая вакансия всерьез интересует кандидата.

Нельзя: 1) Негативно отзываться о предыдущем работодателе, так как это просто дурной тон; 2) Рассказывать заученное наизусть из пособий о прохождении собеседования; 3) Преувеличивать свои личные способности и качества. Нужно: 1) Быть информированным касаемо интересующей фирмы, ее философии и «ядра» деятельности; 2) Реагировать на то, где уместно проявлять свои сильные стороны и защищать личные интересы, а где это будет расценено как слабость. Подчеркнуть каким типом человека Вы являетесь, как Вам лучше работать: в команде или индивидуально; 3) Задавать вопросы о коллегах и об окружении, таким образом показывая, что Вы интересуетесь будущим местом работы и будущим коллективом». Ларс Шмидт – заведующий отдела кадров группы DBDO Германии. Я вспоминаю одного кандидата, который очень увлекательно рассказывал о себе на бумаге. Он оказался образован и разносторонен. Если кратко – он был настоящим сокровищем для нас! Его многочисленные практики и стажировки заграницей были весьма увлекательны. Но на собеседовании выяснилось, что все время он проводил там у копировального аппарата и все его практики и стажировки за рубежом проходили в тех странах, в таких предприятиях, где его отец был в правлении или имел контакты и связи. На самом деле печальная история.

Впервые я имел такое впечатление, что отец был движущей силой, а сам кандидат вовсе не интересовался работой. Конечно же, менеджер по кадрам чувствуют себя неловко, когда понимает, что кандидат на самом деле не соответствует тому, что он написал в резюме. Как он хочет кого-то убедить, будучи сам не убеждѐн?! Нельзя: 1) Приходить на собеседование с нулевыми базовыми знаниями об организации.

Это не вызывает ровным счетом никакого интереса у работодателя; 2) Давать уклончивые ответы, так как это плохо воспринимается; 3) На личные вопросы давать однотипные, стандартные ответы, так как это означает отсутствие самоанализа и определения себя как личности. Нужно: 1) Производить впечатление хорошими знаниями в какойлибо специальности, неважно в какой.

Мы выбираем и «чужих» людей, не относящихся к нашей области, таких как юристы, геологи, химики, врачи. Ведь важнее профессиональных знаний знания методики; 2) Уметь самому выходить из профессионального стресса; 3) Предлагать собственную личность, а не личность, сотканную из различных советов в брошюрах по прохождению собеседования. Габи Хофман – менеджер по найму в восточной Европе в «Procter & Gamble». В нашей компании на собеседовании кандидатам предлагаются различные психологические тесты и испытания, которые должны помочь лучше определить предполагаемые способности будущих сотрудников. Как-то раз на очередном собеседовании после прохождения тестов я рассказывала кандидату о случаях на других предприятиях, где ассистенты, провожая своих кандидатов к следующему этапу собеседования в другой кабинет, прощались с ними перед закрытой дверью. А когда кандидат хотел открыть дверь, вдруг понимал, что ручка у двери отсутствует. Вероятно, они хотели узнать, как будущий сотрудник поведет себя в такой ситуации. Я объяснила своему кандидату, что мы такие методы никогда и ни с кем не будем использовать. Потому что наше решение мы принимаем на основании деловых критериев, таких как незаурядные успехи в обучении, документально подтвержденная рабочая практика и стажировки.

После окончания собеседования я сопровождала нашего кандидата в бюро. Прежде чем подойти к двери, молодой человек опустил взгляд на дверную ручку, убедившись, что она на месте, и только потом открыл дверь… Нельзя: 1) Готовить стандартные ответы; 2) Выдумывать то, чего на самом деле нет в действительности; 3) Скрывать свои таланты. Нужно: 1) Основательно подготовиться к будущему собеседованию; 2) Спрашивать, спрашивать, спрашивать; 3) Воспринимать собеседование как шанс не только узнать о предприятии, но и чтобы предприятие узнало о Вас. Клаус Беренбек – ответственный по найму в «McKinsey».

Во время собеседования мы проводили небольшое тематическое исследование. Бывает иногда и так, что кандидат должен был соединить цифры по трем правилам. Ничего сложного, если немного подумать. Это всегда более или менее проходило гладко, пока вдруг передо мной не оказалась юристка, которая отказывалась что-либо считать. Женщина хоть и была принципиальна, однако вовсе не права. Нельзя: 1) Невнимательно слушать; 2) Однобоко реагировать на актуальные вопросы собеседования; 3) Конструировать биографию на основе анкеты. Нужно: 1) Иногда закрывать глаза на свои принципы. Работодатель должен понимать, что Вы можете строить дружеские отношения с другими людьми. Я, как работодатель, хотел бы иметь просто приятное чувство, если мне представляют кого-либо, а не думать, что он или она в данный момент как будто высиживает перелет из Франкфурта в Нью-Йорк. 2) Быть амбициозным, проявлять свои способности в динамике. Это означает уметь не только работать в одиночку, но и в команде. Любопытство и преданность своему делу также прельщают. 3) В любом случае указывать на достижения, даже если у Вас нет крупных достижений в работе, в любой другой области они так же приветствуются и делают кандидата не только интересным, но и позволяет компенсировать его слабые стороны, например, плохие оценки или слишком длительное обучение.». Абсолютно верных ответов на вопросы эксперта по персоналу не существует. Но есть многие вопросы, которые, так или иначе, возникают в каждом собеседовании. Самое главное оставаться естественным. Менеджер по персоналу хочет узнать личность, а не машину. Томас Лемент менеджер по персоналу немецкой фирмы «Кинбаум» составил перечень типичных вопросов, прокомментировал частые плохие ответы и предложил лучшие варианты.

1. Почему Вы ушли с прошлого места работы? Типично: С моими идеями я не продвигался вперед. Мой шеф не давал мне никаких шансов. Кроме того, моя зарплата была ниже, чем у коллег. Комментарий: Абсолютно не пробивной, нытик, ворчун, обращался с руководителем неверно. Зависть к коллегам, которые вероятно лучше него. Лучше: Я ищу новые перспективы, возможности, которых у меня не было при прежнем работодателе.

2. Как Вы представляете себе Вашу будущую работу? Типично: На самом деле я еще не имею конкретного представления. Но вы расскажете мне сейчас о деталях. Комментарий: Менеджер по персоналу ожидает, что Вы уже нашли информацию о фирме и будущей работе. Кто этого не сделал, тот глуп или ленив. Лучше: Я узнал в интернете о философии Вашей фирмы. Вы требуете самостоятельную, независимую работу, это мне

подходит. Также я был вовлечен во многие проекты, и мне понравилось работать в команде. Комментарий: Вы показываете, что знаете о фирме, ответственно относитесь к работе без стремления делать все в одиночку.

3. Сможете ли Вы взять слово на заседании или Вы чаще хороший слушатель? Типично: Я охотнее слушаю и хочу узнать, что думают другие. Постоянно выступать самому нет никакого смысла. Комментарий: Подхалим, который не хочет никого обидеть. Его творческий потенциал, должно быть, равен нулю. Лучше: Я стараюсь четко выразить свое мнение. Однако, я могу выслушать, сделать из сказанного выводы и внести их в дискуссию. Комментарий: Понятливый, без склонности к нудным монологам. Учитывает чужие мнения, вероятно, способен работать в команде.

4. Для нас важны социальные навыки. Как Вы оцениваете себя в этом пункте? Типично: Вы абсолютно правы. Социальные навыки сейчас это самое важное. Думаю, мои навыки межличностного общения хорошо развиты. Комментарий: Болтовня! Кандидат и понятия не имеет, о чем идет речь. Лучше: Предприятие – это сложная социальная структура. На моей прошлой фирме у меня было впечатление, что я хорошо с этим справлялся. Однако мне еще не хватает уверенного поведения перед большими группами. Комментарий: Самоуверенно, но не высокомерно. Даже осмелился заговорить о слабостях.

5. Что было Вашим самым большим успехом и провалом? Типично: Самым большим успехом был хорошо сданный экзамен. Самый большой провал в том, что мои навыки до сих пор были проигнорированы. Комментарий: Перекладывает вину на других. Вероятно, силы для продвижения было недостаточно. Хорошее обучение мало говорит о годах практической работы.

Лучше: Я немного горжусь тем, что заключил для своей фирмы 3 важных контракта. Самый большой провал: я тогда решил, что мне удастся все. В последствие мой следующий проект провалился. Но я научился на своей ошибке. Комментарий: Берет на себя ответственность за свои ошибки. Самокритичен и обучаем.

6. Как Вы реагируете на критику? Типично: Если она несправедлива, то конечно сержусь. Со справедливой критикой могу обходиться достаточно хорошо. Комментарий: скудно. Уклоняется от внятного ответа, вероятно, очень чувствительный. Лучше: Каждый может ошибиться. Критику я воспринимаю скорее как помощь. Часто с ее помощью появляются хорошие идеи. Комментарий: Идеально. Не обидчивый, старается получить пользу от критики.

7. Почему Вы хотите работать именно у нас? Типично: У Вас хороший имидж, предлагаете приличную заработную плату и социальное обеспечение. Комментарий: Ему важен статус, деньги и уверенность, но не содержание работы в любом случае. Он расставляет приоритеты вокруг своей личности. Лучше: Я бы хотел перенести свой прошлый опыт на свою новую должность. Вы предоставляете мне этот шанс и я хорошо подхожу Вашим требованиям. Комментарий: Здоровая самоуверенность.

8. В чем Ваши слабости? Типично: Думаю, что нетерпение. Часто стараюсь яростно доказать, протолкнуть свою точку зрения. Из-за этого коллеги чувствуют себя подавленно. Комментарий: Горячий. Прочитал руководство по собеседованию и выдает такие свои сильные стороны, как напористость, за слабость. Лучше: Мои коллеги делали замечание, что я часто слишком миролюбив и должен занимать четкую, ясную позицию. Я слежу за этим и стараюсь продвинуться дальше.

Комментарий: Понимает смысл обратной связи, знает свои слабости и работает над собой.

9. Что заставляет Вас вставать с постели по утрам? Типично: Я иногда спрашиваю себя об этом. В конечном счете, я не могу зарабатывать деньги во сне. Комментарий: Плохо относится к своей работе. Работает, чтобы жить Лучше: Во-первых, это наша маленькая дочь. Во-вторых, я рад, что у меня есть работа, которая доставляет мне удовольствие. Однако бывают дни, когда я хотел бы полежать. Комментарий: Элегантная середина. Демонстрирует позитивное отношение к работе, сообразительность и чувство юмора.

10. Как бы Вы поступили с сотрудником, который постоянно опаздывает на работу? Типично: Не знаю. Я никогда не был на месте руководителя. Комментарий: Менеджеру по персоналу все понятно. У кандидата отсутствует фантазия и способность к руководству. Лучше: Я бы поговорил с сотрудником, выяснил причину опозданий, обсудил возможности решения проблемы. Если бы это не помогло, то пригрозил бы плохими последствиями. Комментарий: Способность к руководству и социальные навыки.

11. Сколько метров садового шланга ежегодно продается в Германии? Типично: Не представляю, как это связано с моей работой. Комментарий: На такие вопросы не ожидается правильный ответ. Скорее гибкость и креативность. И то и другое отсутствует. Лучше: Понятия не имею. Я считаю, что 40 процентов из 40 миллионов домашних хозяйств это частные дома с садами и, следовательно, со шлангами. Составляет около 8 миллионов садовых шлангов. Они служат в среднем 4 года и имеют длину 25 метров. Таким образом, ежегодно продается около 50 миллионов метров шланга. Комментарий: Заслуживает уважения. Числа не имеют никакого значения. Важен умный подход.

Таким образом можно прийти к выводу, что самое главное при трудоустройстве – это желание кандидата занимать ту или иную должность наряду с хорошим уровнем образования, практическими навыками, честностью и открытостью. На этапе поиска новой работы кандидат является «товаром», который пытается продать сам себя. Не расстраивайтесь, если «продажа» не удалась. Спокойно проанализируйте свои ошибки. Даже попытка, не увенчавшаяся успехом, служит уроком, который поможет принять правильные решения в дальнейшем. При соблюдении выше представленных рекомендаций прохождение собеседования будет благополучным. Удачи!

Список литературы

1. Andersch B., Weniger ist mehr// Markt, 2001, №21, с. 26

2. Kluge R., Informationen geben und nehmen// Markt, №10, c. 12

3. Röbke T., Fragen, fragen, fragen!// Markt, 2002, №25, с.7

4. Markt, №17, Seite 10//Bizz

М. В. Сумская, В. В. Шмакова, Н. Н. Анненкова


Комментировать


шесть − 2 =

Яндекс.Метрика

Знания, мысли, новости - radnews.ru