Семейная солидарность ресурс воспроизводства семьи как успешной команды

Современное российское общество – сложное дифференцированное, с разнообразными политическими предпочтениями, стремящееся к успешному развитию. Успех общественного развития зависит во многом от того, какое место в современном обществе отводится семье, успех общества зависит, образно говоря от «погоды в доме», – это семья. Общественное развитие осуществляется под воздействием определенных политических сил, оно зависит от их организационного порядка, от солидарности при формировании национальных целей, стратегий социально-экономического развития.

В современном обществе семья играет роль социального института, является первичной ячейкой общества, здоровая семья способствует социальному прогрессивному развитию общества. Про¬исходящие трансформации института семьи, семейных ценностей, утрачивание семьей самоценности вызывают тревогу выступают предпосылками актуализации социологических исследований взаимодействий в семье, актуальным направлением является исследование семейной солидарности — социального ресурса воспроизводства семьи как команды – целостного социального образования.

Солидарность от латинского solid, твердый стойкий, целостный. Солидарность тесно связана с гармонией как консенсусом. Классики социологии О.Конт, Э.Дюркгейм солидарность рассматривали как упорядоченное взаимодействие в силу общественного разделения труда. Солидарность возникает благодаря разделению труда, возникает и реализуется в семье, а поддерживается в обществе с помощью силы. Солидарность придает целостность социальным взаимодействиям в общественном развитии, обеспечивает социальный порядок. Солидарность придает сплоченность обеспечивает функционирование субъекта общественного управления как целого. Сплоченность, таким образом, характеризует степень интеграции между акторами социального взаимодействия в управлении общественным развитием. Солидарность — центральное понятие классической социологии. Это сложное содержательное понятие, поэтому для акцентирования внимания на различных его аспектах используют уточняющие прилагательные, социальная солидарность, мужская, женская солидарность.

Мы используем понятие семейная солидарность, остановимся на социологической характеристике данного понятия, качественно новом содержании солидарности в современном обществе, являющейся источником социальной энергии общественного развития. Несмотря на то, что понятие «солидарность» является центральным, обозначающим объективную взаимозависимость социальной группы и социального целого, в социологическом словаре Николаса Аберкромби, Стивена Хилла, Брайна С.Тернера Казань. 1997 г. социологическая трактовка данного понятия отсутствует, справедливости ради укажем, что, раскрывая понятие «разделение труда», авторы словаря пишут, что разделение труда способствуют укреплению социальной солидарности, упоминается при этом понятие органической солидарности [1, 260]. В большом толковом социологическом словаре социальная солидарность определяется как интеграция и ее степень или тип проявления обществом или группой. Основа социальной солидарности изменяется от простых обществ к более сложным.

Часто она основана на отношениях родства, прямых взаимоотношениях и общих ценностях. На наш взгляд, это слишком общее толкование данной категории. Более конкретным является следующее определение социальной солидарности – это «способность людей, проживающих в определенном сообществе, создавать новое, ориентируясь на идею гармонии приватного и публичного, элиминируя поведенческие репертуары жестокости и насилия» [2, С.767]. У П.Сорокина социальная солидарность предстает как позитивный модус взаимоотношений индивидов, предполагающий созвучность установок и поведения взаимодействующих участников. По логике Т. Парсонса, солидарность является объективированным динамичным феноменом, обусловленным комплексным повседневным взаимодействием акторов общественной жизнедеятельности. В феноменологии А. Щютца солидарность предстает социально предопределенным феноменом, символической формой, вырастающей из тех значений, которые придаются повседневным взаимодействиям. В символическом интеракционизме Г. Блюмера солидарность предстает динамическим не гарантированным состоянием, возникающим в ходе человеческих взаимодействий.

По мысли Ю. Хабермаса, солидарность является основой, ориентированной на взаимопонимающее действие, т.е. это интерсубъективное отношение, ориентирующие на согласие и диалог. П. Бурдье видит основы солидарности в прочном усвоении членом институциональной единицы чувств, способных гарантировать либерализацию этой единицы и веры в ее ценность. П. Бурдье, в своей работе «Социология социального пространства», характеризуя стратегии воспроизводства и опыта господства, пишет «семья, в той специфической форме, которую она принимает в каждом обществе есть социальная фикция (часто превращенная в фикцию юридическую) становящаяся реальностью за счет работы, направленной на прочное усвоение каждым членом институциональной единицы чувств, способных гарантировать интеграцию этой единицы и веры в ее ценность и единство. Это означает, что образовательные стратегии имеют совершенно фундаментальное значение, как и любая символическая работа, одновременно теоретическая и практическая, возлагающаяся в основном на женщин, которая трансформирует обязанность любить в установку любящего и стремится привить каждому члену семьи «семейный дух». Это когнитивное основание видения и деления является одновременно практическим основанием согласованности, источником преданности, щедрости, солидарности и согласия, жизненно необходимых для существования семейной группы и ее интересов». И далее П. Бурдье продолжает субъектом большинства стратегий воспроизводства является семья, действующая как своего рода коллективный субъект, а не как простая сумма индивидов. Обобщая вышеизложенное, можем дать социологическую трактовку семейной солидарности — это созвучность целевых установок членов семьи, однонаправленность их действий, гармоничные взаимодействия, это взаимопонимаемые действия, направляемые общими ценностными установками.

Созвучность целевых жизненных установок, согласие в понимании ценностей, порядок в семейных взаимодействиях и являются ресурсом воспроизводства семьи не как суммы индивидов, а как команды – целостного социального организма своего рода коллективного субъекта. Подтвердим сформулированную гипотезу, используя аналитические методы, а также метод кейс-стади как стратегию исследования социальных взаимодействий в конкретных семьях, обладающих ресурсом семейной солидарности. Для этого обратимся к вторичным данным, а именно данным интервью в телевизионных передачах, данные в СМИ, используя интернет ресурс. Первый случай семейной солидарности мы рассмотрим, используя данные телепередачи прямой эфир: это семья хирурга –онколога, это история известного хирурга, который за годы своей профессиональной карьеры прооперировал более 2,5 тысяч человек и подарил своим больным жизнь, имеет учеников-последователей. Но жизнь сложна и многогранна , он сам заболел: диагноз, рак желудка. Живет он в семье 16 лет, жена, четверо детей. Сказал жене, детям, что будет бороться. Семья поддержала отца, который использует каждую минуту, чтобы сказать детям, что еще не смог сказать раньше… Я стараюсь использовать каждый час, каждый день, максимально сконцентрировавшись на решении поставленной задачи. Это передача прямой репортаж о жизни, она учит жить полноценной жизнью и как семейная солидарность помогает противостоять смертельной болезни, это гимн жизни, вера в вы-здоровление, заражение энергией выздоровленияресурс для полноценной здоровой жиз-ни.

Для подтверждения гипотезы о семейной солидарности как ресурсе воспроизводства семьи как успешной команды мы обратились к случаям, рождения в семьях детей, боль-ных ДЦП. Мы использовали ресурсы интернет, интервью с родителями больных детей, ДЦП различной степени тяжести, метод включенного наблюдения с использованием глу-бинного интервью с мамой больного ребенка Мы проанализировали случаи, в семьях которых родились больные дети. Для этих семей характерна семейная солидарность: единые ценностные установки: ценность человеческой жизни, ценность жизни больного ребенка, любовь, самоотдача, взаимоподдержка, координированные совместные действия для создания благоприятных условий для жизнедеятельности больного ребенка, целесообразное разделение труда в ходе за больным ребенком. Родные в семье стали во сто крат больше любить ребенка и внимательней к нему относиться. Они относились к ребенку как к личности, устанавливали с ним биосоциальный энергетический контакт, создавали условия для развития заложенных с рождения способностей. Главное каждую секунду любить своих детей.

Именно любовь позволила сделать возможным невозможное. В этих семьях благодаря семейной солидарности дети состоялись как личности, противостояли страшному диагнозу, получили профессии, успешно живут, поддерживают тесные контакты со своими родными и близкими людьми.

1. Аберкроми Н., Хилл С.,Тернер Б.С. Социологический словарь/Пер. с англ. Под ред. С.А.Ерофеева. Казань, 1997. 2. Большой энциклопедический словарь: философия, социология, религия, эзотеризм, политэкономия. М., 2002

Волчкова Людмила Тимофеевна


Комментировать


− пять = 4

Яндекс.Метрика

Знания, мысли, новости - radnews.ru