Семейное чтение: краткий обзор ресурсов по его организации

Семейное чтение способствует социализации детей. Благодаря обращению к любимым книгам происходит сближение и единение нескольких поколений семьи. Однако превратить семейное чтение в традицию не всегда представляется возможным. Семейное чтение влияет на духовное развитие детей, способствуя формированию личности ребёнка и его дальнейшему развитию. Во время совместного чтения родители объясняют своим детям особенности сюжета, черты характера главных героев, их положительные и отрицательные качества.

Эмоционально сопереживая персонажам, ребёнок учится отделять Добро от Зла, Хорошее от Плохого. Единение с родителями в одну дружную команду в процессе чтения сплачивает семью, помогает на примерах сказочных героев передать идеалы духовности подрастающему поколению, формирует систему ценностей маленького человека.

Благодаря семье ребёнок впервые знакомится с книгой, поэтому именно семейное чтение влияет и на дальнейшее приобщение ребёнка к книжной культуре страны, зарождение интереса к чтению и изучению алфавита. Кроме того, в процессе семейного чтения формируются навыки творческой деятельности детей, благодаря ему родители могут заложить основы духовного развития детей и впоследствии наблюдать за его дальнейшим ростом. Способность увлечь за собой ребёнка, показать ему незнакомый мир, научить вдумчиво читать и критически осмысливать текст – задача каждого родителя. Т. Степичева отмечает, что семейное чтение не только творчество, свобода выбора произведений детьми, но и своеобразный театр, где активными участниками являются и родители, и дети [1]. Ведь при чтении вслух реализуется огромный речевой потенциал человека – голос, интонация, возможность акцентирования внимания на самых интересных моментах и многое другое. Вместе с родителями ребёнок слушает как заворожённый, переживает с героями, задаёт вопросы.



style="display:inline-block;width:240px;height:400px"
data-ad-client="ca-pub-4472270966127159"
data-ad-slot="1061076221">

Чем раньше начнётся процесс семейного чтения, тем больше вероятность того, что ребёнок полюбит книгу и чтение. Считаем, что семейное чтение становится традицией, если родители не только читают детям книги, но и размышляют, развивая творческую составляющую данного вида деятельности. Исследователи, занимающиеся изучением вопросов организации семейного чтения, высоко оценивают его значимость для духовного развития детей: И. Бестужев-Лада, И.И. Тихомирова, Л.Н. Голубева, О.Л. Кабачек, В.П. Чудинова, Л.В. Глухова, Т. Степичева и другие. Н.Л. Голубева отмечает, что в последние годы происходит повышение родительского интереса к семейному чтению, но, к сожалению, данный процесс не является эффективным по причине родительской неграмотности, плохого знания ими современной детской литературы и произведений различных авторов [2].

Другой автор, Е.А. Колосова, анализируя детское чтение, выделила ряд проблем. Одной из них является малое количество классических произведений писателей и поэтов в кругу чтения детей, их приоритеты– литература, где мало текста и много визуальной информации [3]. Исследуя семейное чтение в историческом аспекте, исследователи приходят к выводу об утрате традиций семейного чтения в современном обществе [4]. Наша страна, обладая огромными ресурсами и вековыми традициями в области семейного чтения, многое из бесценного опыта потеряла в предыдущие годы; однако в настоящее время, несмотря на проблемы организации семейного чтения, наблюдается процесс его возрождения.

Из значительного количества ресурсов, предназначенных для родителей, бабушек и дедушек, можно выделить два вида: электронные и печатные. В качестве примера приведём информационный портал школьных библиотек России, где имеется вкладка «Семейное чтение» [5]. В рамках данного раздела предлагаются советы и рекомендации по организации семейного чтения. На наш взгляд, данный источник, скорее всего, применим для специалистов системы образования и библиотечно-информационной деятельности. Другой web-ресурс – сайт «Читалочка» [6] – содержит различные советы родителям по подготовке к школе, развитию внимания, памяти, творческих способностей у ребёнка, включая умение читать. Среди представленных на сайте ресурсов есть книги по семейному чтению. Подробные и доступные советы по семейному чтению – выбор книг, их рекомендация в зависимости от возрастных критериев детей, роль книг в духовном развитии ребёнка– можно найти на сайте педагогабиблиотекаря Т.В. Водяницкой [7].

На сайте для родителей представлены ссылки на ресурсы по литературному чтению в соответствии со школьной программой. Из печатных ресурсов привлекли наше внимание работы известных библиотековедов, в частности И.И. Тихомировой, Т.Д. Жуковой [8–10]. В регионах ситуация с семейным чтением различна. Анализ webсайтов библиотек показал, что среди филиалов ЦБС г. Иркутска имеются те, которые специализируются на семейном чтении. К их числу можно отнести библиотеку № 4 им. Г.К. Сапронова и детскую библиотеку № 31 «Алые паруса». Так, в первой библиотеке функционирует клуб «Папа, мама и я – читающая семья», главной задачей которого является укрепление традиций семейного чтения, проведение совместных праздников и конкурсов, направленных на приобщение детей к чтению. В другой библиотеке создан клуб читающих семей «Навигатор», нацеленный на досуг и общение читающих семей, проведение встреч, вечеров, праздников, конкурсов, укрепление и сохранение традиций семейного чтения. Среди родителей-пользователей детских библиотек сотрудниками ЦБС г. Иркутска в 2015 г. было проведено исследование «Традиции семейного чтения» [11]. В качестве основного метода традиционно использовалось анкетирование.

Вопросы респондентам предлагались различного характера – открытые и закрытые. Выборка составила 80 человек. Рассмотрим кратко результаты данного исследования. Почти все родители (97%) отметили существование проблемы привития детям интереса к чтению, пояснив, что они мало читают, и это, в свою очередь, негативно отражается на развитии ребёнка, его грамотности, умении думать и размышлять. Остальные (2,5%) считают, что таковой проблемы не существует, можно прожить и без книг. Судя по полученным ответам, многие родители читают своим детям книги, среди них вариант «ежедневно» выбрала треть опрошенных (30%), «несколько раз в неделю» – 20%, при «наличии свободного времени» – 15%, читают по очереди (мама, папа) – 6%. Вероятно, ситуацию, когда родители редко читают книги, можно объяснить их занятостью на работе и дома. В большинстве случаев в семье чтением занимается мать (60%).

По всей видимости, доминирующее положение женщины в семейном чтении указывает на её озабоченность вопросами воспитания ребёнка, его развития в творческом плане. Кроме матери, чтением книг детям занимаются и другие члены семьи (16%). Положительно, что респонденты сами любят книгу, их выбор не ограничивается профессиональной литературой, были названы: познавательная, художественная литература, периодические издания (96,2%).

Совершенно не обращается к чтению лишь малая часть (3,8%). При чтении вслух детям родители отметили их внимательность, комментарии и вопросы, если встречается что-то непонятное в тексте (98,8%).

Данный ответ говорит о наличии обратной связи в семейном чтении, и это немаловажно в нашем случае приобщения родителей к семейному чтению. Половина респондентов (56,3%) регулярно обсуждает с ребёнком прочитанные книги, просмотренные мультфильмы, примерно около половины (43,7%) – по мере возможности. Полученные результаты распределились почти одинаково, однако настораживают факты редкого обращения к детям после прочитанного и просмотренного. Следовательно, в таком случае ребёнок остаётся один на один с тем, что услышал и увидел. По мнению родителей (72,5%), их дети выбирают разнообразную литературу: сказки, стихи, литературу о природе, энциклопедии, книги познавательного содержания; но при этом затруднились перечислить любимые жанры. У других детей (27,5%) – нет никаких предпочтений. Исходя из ответов, можно заключить, что у большинства детей сформировались информационные потребности, они осознанно делают отбор интересующей их литературы, в то время как у остальных приоритеты носят хаотичный, случайный характер. Дополнением к предыдущему ответу являются следующие результаты: многие родители (79%) назвали известных поэтов и писателей, прочитанных их детьми, – А. Пушкина, Ю. Лермонтова, С. Маршака, К. Чуковского, Н. Носова, А. Барто, В. Драгунского.

Значит, классическая художественная литература входит в круг чтения современных детей. Менее трети анкетируемых затруднились дать ответы (21%). Весьма ценными для данного исследования оказались предложения родителей по организации семейного чтения: чаще проводить экскурсии по библиотеке для детей и их родителей, приглашать на презентации, систематически делать обзоры новых поступлений, выпускать рекомендательные пособия для чтения детей. Таким образом, результаты опроса пользователей подтвердили необходимость использования в семейном чтении тех ресурсов, которые рассмотрены выше. К сожалению, рамки статьи не позволяют в полном объёме раскрыть исследуемую проблематику. Однако благодаря перечисленным ресурсам есть возможность полнее использовать потенциал, накопленный предыдущими поколениями по организации семейного чтения.

Литература 1. Степичева Т. Семейное чтение. Зачем? [Электронный ресурс]. – URL: http://rusla.ru/rsba/pdf/Stepicheva-SEMEJNOE-ChTENIE-ZAChEM.pdf (дата обращения 18.03.2017). 2. Голубева Н.Л. Деятельность детской библиотеки по подготовке родителей к семейному чтению как межличностному общению : науч.-метод. аспекты : автореф. дис. … канд. пед. наук. – М., 1994. – 16 с. 3. Колосова Е.А. Детское чтение в современной России : автореф. дис. … канд. соц. наук. – М., 2011. – 16 с. 4. Зеткина И.А. Семейное чтение в России : в поисках утраченных традиций / И.А. Зеткина, Е.А. Николаева // Вестник ЧГАКИ. – 2011. – № 3 (27). – С. 6–10. 5. Информационный портал школьных библиотек России [Электронный ресурс]. – URL: http://rusla.ru/rsba/reading/family/ (дата обращения: 18.03.2017). 6. Читалочка [Электронный ресурс]. – URL: http://chitalochkaru.ru/category/chteniye (дата обращения: 18.03.2017). 7. Персональный сайт педагога-библиотекаря Т.В. Водяницкой [Электронный ресурс]. – URL: https://sbiblio2.jimdo.com/ (дата обращения: 18.03.2017). 8. Тихомирова И.И. «Читаем вместе с мамой. Дайджест лучших конкурсных работ по теме «Читающая мама – читающая страна» / И.И. Тихомирова, Т.Д. Жукова ; сост. И.И. Тихомирова. – М. : РШБА, 2016. – 232 с. 9. Тихомирова И.И. Добру откроем сердце : школа развивающего чтения (читаем, размышляем, выражаем в слове) : метод. пособие для руководителей детского чтения, снабженное текстами литературных произведений для обсуждения с подростками / И.И. Тихомирова, Т.Д. Жукова. – М. : РШБА, 2015. – 344 с. 10. Семейное чтение в Год семьи / сост. : Т.Д. Жукова. – М. : Русская школьная библиотечная ассоциация, 2008. – 320 с. 11. Анализ результатов анкетирования «Традиции семейного чтения» [Электронный ресурс]. – URL: http://cbs.irkipedia.ru/analiz-rezultatov-anketirovaniya-traditsiisemeynogo-chteniya/ (дата обращения: 18.03.2017).

Ю.В. Певцова


Комментировать


три × 3 =

Яндекс.Метрика

Знания, мысли, новости - radnews.ru