Семья как последний оплот человечности: перед лицом вызовов либерализма и глобализма

Состояние нравов нынешней цивилизации вызывает все больше опасений у мыслящих современников. И, казалось бы, можно вспомнить нравственный упадок римлян в период поздней империи и снова воскликнуть: o tempora, o mores! Однако сегодняшнее состояние серьезней, поскольку Римская империя была все же локальной культурой, тогда как сегодняшний моральный кризис носит планетарный характер.

По словам профессора МДА А.И. Осипова, высказанных в одной из лекций, упадок нравов распространяется подобно радиации после Чернобыльской катастрофы, захватывая все большую территорию. И не последнюю роль в этом распространении играет, на наш взгляд, либеральная идеология, которая все больше и больше приобретает тоталитарные черты, не оставляя в обществе свободных лакун, а гражданам – права на свободу от нее.

Что касается проблем семьи, то либеральная идеология, распространяясь на частную и семейную жизнь людей, фактически упраздняет идею воспитания, которая подразумевает иерархию семейных отношений, подчинение и послушание младших старшим.

Здесь можно привести примеры либерального воспитания детей, распространенного на Западе: «Сара Лестандер, 11 лет. Чаще всего жизнь Сары совсем не скучная. Наоборот, у нее находится время для приключений и игр. Домашние задания бывают у нее, наверное, только раз в неделю. – Уроки надо делать в школе. А дома должно быть интересно и весело, – заявляет Сара с непоколебимой решимостью.

В основном Сара проводит время на рыбалке, катается на скутере, стреляет из лука и смотрит телевизор. Сара считает, что многое она может решать сама и в школе и дома: – В большинстве случаев мне позволяют делать, как я хочу, – говорит она». Данный рассказ взят из брошюры под названием «Дети – прежде всего. Если ты растешь в Швеции», изданной Шведским институтом информации.

Фактически такая система подрывает авторитет родителей и разрушает условия, в которых последние могут целенаправленно формировать личность ребенка, воспитывать в нем человека, в чем, собственно, и заключается их основное право и обязанность. Если такая система закрепляется законодательно (она известна под названием «ювенальной юстиции»), то любое противодействие родителей заявленным принципам либерального воспитания может обернуться санкциями или даже отъятием ребенка и фактическим разрушением семьи.

Известно, что дети в некоторых «особо развитых» странах Запада имеют право обращаться в ювенальные органы с жалобами на родителей. Например, известен случай, когда подросток в США подал жалобу на своего отца за то, что тот не устроил ему вечеринки в кафе на 30 человек и тем самым унизил его в глазах товарищей.

Несчастному отцу оставалось только подчиниться. Система ювенального законодательства напрямую касается и такой социально-философской проблемы, как отчуждение. Начиная с К. Маркса, философы ищут причины и способы преодоления этого фактора межличностых отношений. Возможно, она связана с капиталистическим способом производства, возможно и технический прогресс накладывает здесь свой отпечаток, но нельзя не признать, что именно семья образует наиболее интимную, частную сферу, где люди изначально доверяют друг другу.

Следовательно, именно в гармоничной семейной жизни отчуждение между членами семьи как раз таки снимается. Напротив, намеренное, законодательно одобренное столкновение интересов и прав родителей и детей (как будто ребенок является полноценным субъектом права) разрушает неотчужденные, доверительные отношения между детьми и родителями. Тем более страшно представить, в состоянии какого отчуждения находится ребенок, насильно изъятый из семьи (необязательно неблагополучной) и помещенный в индифферентную к нему, в общем-то, социальную среду.

Стоит также упомянуть и о нашумевшем проекте «Детство 2030», который лоббирует Общественная палата РФ. Наряду со многими другими весьма спорными пунктами, в ней, в частности, говорится, что «необходимо внесение изменений в семейный кодекс, учитывающих различные формы совместного проживания людей». Интересно, задумываются ли сторонники «различных форм проживания» о том, каким образом это проживание повлияет на формирование характера и психики их подопечных.

На наш взгляд, всякому здравомыслящему человеку должно быть очевидно, что современная система либерального воспитания на деле противоречит основам педагогики (что признают специалисты), разрушает самые устои цивилизации и человеческого общежития, в потенциале порождает анархию и хаос. И, видимо, недалеко то время, когда Запад начнет пожинать плоды функционирования этой системы. Вместе с тем, поскольку современный либерализм нацелен на экспансию в глобальном масштабе, анархия и хаос, привносимая либеральными принципами воспитания, угрожают и другим регионам мира, в которых еще сохранились традиционные типы культуры. Это напрямую связано с попытками внедрения в этих регионах ювенальной системы, узаконивающей либерализацию воспитания и подрывающей основы семьи. Такие попытки, как известно, уже более 10 лет предпринимаются в России, но пока они не увенчались успехом.

Однако борьба за права семьи еще предстоит в будущем, и принять в ней участие должны будут все здравомыслящие люди. Изложенные соображения не означают, что мы в принципе относимся крайне отрицательно к любым формам проявления либерализма. Свобода – неотъемлемый атрибут человеческой личности, и, можно сказать, цель воспитания человека заключается именно в обретении свободы. Но совершенно недопустимо наделять свободой и некими либеральными «правами» еще не возросшего человека, поскольку свобода может быть использована им во вред самому себе и другим. Свобода, как известно, это бремя, она предполагает ответственность, но способен ли ребенок взять на себя ответственность за решение о том, что ему полезно, а что вредно, если он еще не знает различия между тем и другим?

А.В. Фролов, Н.П. Суходольская


Комментировать


восемь − 3 =

Яндекс.Метрика

Знания, мысли, новости - radnews.ru