Сибирское краеведение в работах Н.А. Абрамова и А.И. Сулоцкого

В отечественной исторической науке отдельное внимание уделяется биографическим исследованиям, связанным с деятельностью видных исторических персоналий. Жизненный и научный путь одних из виднейших представителей истории Сибири – Николая Алексеевича Абрамова и Александра Ивановича Сулоцкого очень богат.

По данным причинам именно эти исторические персоналии раскрываются в научном исследовании. Во второй половине XIX в. в российском обществе пробудился интерес к истории не только отечественной, но, в большей мере, к местной. Стало зарождаться сибирское краеведение, в основе которого лежал нравственно-религиозный императив, изучение исторических судеб, природноклиматических особенностей своего края, языка, культуры, мировоззренческих ценностей и этических норм населяющих его народов [5]. Большинство исследователей имели высшее духовное образование, первичные навыки научной деятельности, полученные в учебных заведениях Русской православной церкви. Перемещаясь по сибирским городам – на новое местожительство или продвигаясь по службе, они активно занимались сбором, обработкой и опубликованием различных источников, сведений, сюжетов, связанных с сибирской историей. Из крупных имен, занимавшихся активно изучением истории Сибири в середине XIX в. традиционно упоминаются А.И. Сулоцкий, Н.А. Абрамов.

В современной историографии высокие оценки научно-публицистической и краеведческой деятельности Н.А. Абрамова и А.И. Сулоцкого сохраняются. Ссылки на их труды находим в многочисленных научных исследованиях. Н.А. Абрамов приступил к занятиям по изучению краеведения в 1836 году, войдя в кружок, сгруппировавшийся вокруг историка, публициста П.А. Словцова, автора бесценного историкокультурного памятника «Историческое обозрение Сибири» [5]. Довольно длительное время он был сподвижником П.А. Словцова, занимался сбором источников, помогая ему в работе. Интерес к изучению краеведения у А.И. Сулоцкого появляется с 1868 года, когда он становится в числе членов учредителей общества исследователей Западной Сибири [11].



style="display:inline-block;width:240px;height:400px"
data-ad-client="ca-pub-4472270966127159"
data-ad-slot="1061076221">

Изучая жизненный путь Н.А. Абрамова и А.И. Сулоцкого, стоит отметить, что он были весьма нелегким. Н.А. Абрамов родился в семье священника в 1812 году, в г. Кургане Тобольской губернии. Учился в Курганском народном уездном училище, а затем в 1823–1826 гг. – в Тобольском духовном училище, в 1826 году – в Тобольской духовной семинарии, которую окончил в 1832 году. Именно в период обучения в семинарии он стал заниматься сбором сведений по истории Сибири. Как лучший ученик, он имел все шансы отправиться на обучение в Духовную академию. Архимандрит Иона рекомендовал его в качестве абитуриента из числа выпускников, отсылаемых в одну из трёх академий.

Однако тяжёлые жизненные обстоятельства испортили все его планы. В 1826 году скончался его отец, и семья, в которой было четверо детей, осталась без средств к существованию. Н.А. Абрамов был переведён на казённокоштное содержание, подрабатывал частными уроками арифметики, грамматики, священной истории «для чиновничьих, мещанских и купеческих детей, чем пытался хотя бы в небольшой мере помочь матери прокормить своих малолетних сестёр и братьев». В результате он вынужден был отказаться от предложения поступить в медицинскую академию [7]. Н.А. Абрамов начал службу учителем Тобольской духовной семинарии, в 1836 году поступил преподавателем истории и географии в Тобольское уездное училище. В 1842–1852 гг. продолжал службу в Министерстве народного просвещения в звании смотрителя уездных училищ – Берёзовского (1842–1849 гг.), Ялуторовского (1849–1851 гг.), Тюменского (1851–1853 гг.). По инициативе Н.А. Абрамова, в Тюмени было открыто женское училище – одно из первых в Сибири. В Березове Абрамов служил 7 лет и 8 месяцев – с 15 февраля 1842 г. по 22 октября 1849 г., в Ялуторовске – с 22 октября 1849 г. по 24 февраля 1851 г., а в Тюмени – с конца февраля 1851 г. почти до конца мая 1853 года. Таким образом, Н.А. Абрамов проявил свой многогранный талант педагога, организатора школьного образования в ряде сибирских городов.

А.И. Сулоцкий родился в 1812 г. в селе Сулость Ростовского уезда Ярославской губернии в семье бедного причетника. Образование получил в Ярославской духовной семинарии, из которой как лучший ученик был отправлен за казенный счет в Санкт-Петербургскую духовную академию (1883– 1837 гг.). Окончив академический курс со степенью кандидата богословия, А.И. Сулоцкий был определен в 1838 г. учителем церковной истории и греческого языка в Тобольскую духовную семинарию, где также исполнял обязанности библиотекаря. В Тобольске А.И. Сулоцкий знакомится с известным сибирским историком П.А. Словцовым и его ближайшим учеником, краеведом Н.А. Абрамовым [11]. А.И. Сулоцкий откровенно признавал, что его принадлежность к духовному ведомству зачастую только мешала его исторической и публицистической деятельности.

Чтобы не иметь неприятностей с духовными цензорами, он вынужден был публиковать статьи под псевдонимом – Ф. Петухов. Работы А.И. Сулоцкого в духовном журнале «Странник» были удостоены похвалы от известных церковных деятелей XIX века, например, от преосвященного Владимира [8]. Архиепископ Феогност (Лебедев) прислал милостивое благодарственное письмо с рекомендацией заняться написанием истории Сибири и особенно Тобольской епархией. Исследуя педагогическую деятельность А.И. Сулоцкого, можно с уверенностью сказать, что он внес огромный вклад в развитие Сибирской военной школы. В 1848 г. по совету Тобольского архиепископа он был назначен законоучителем в Омский Сибирский кадетский корпус.

Стоит отметить, параллельно со своими служебными обязанностями, он занимался научными исследованиями. Огромный вклад в изучение севера Западной Сибири внесен Н.А. Абрамовым в работе «Описание Березовского края», где приводятся сведения об истории г. Березова, обычаях местного населения, их культуре, а также о ссылке государственных деятелей, например, таких как А.Д. Меншиков, А.Г. Долгорукий, А.И. Остерман [3]. В исследовании А.И. Сулоцкого «Описание Березовского уезда» проводится сравнение особенностей быта и образ жизни, культуры русских крестьян, кочующих «остяков» и «самоедов». [9]. Благодаря статье А.И. Сулоцкого, можно и представить образ женщины-самоедки: «…несмотря на кочевую жизнь и окружающие их жестокие морозы свирепого Севера, имеют довольно нежные и приятные черты лица, и весьма многие из них в сем отношении не только могли бы быть украшением столиц, но даже образцами красоты для живописцев и ваятелей» [11].

Таким образом, Н.А. Абрамов и А.И. Сулоцкий исследовали территорию Тобольского Севера, описывая этнографические особенности местного населения, условия их проживания. Сибирские историки церкви собрали довольно подробные биографические данные по Тобольским и Сибирским епископам, архиепископам и митрополитам (составлены биографии митрополита Сибирского и Тобольского Корнилия, Иоанна (Максимовича), архиепископа Киприана (Старорушанина). Как отмечал А.И. Сулоцкий: «…Покойным Н.А. Абрамовым много написано биографий сибирских иерархов и составлено разных статей по сибирской иерархии, но они не собраны вместе, напротив, все разбросаны по разным журналам и газетам…» [10].

Создавая образы исторических деятелей в биографических статьях о тобольских архиереях, сибирских губернаторах, исторических личностях, сыгравших свою роль в сибирской истории, Н.А. Абрамов сам стал героем литературной биографии. Характеристика инспекционных поездок архиереев как одной из форм епархиального управления на примере Тобольской епархии сохраняется в биографических очерках Н.А. Абрамова. «…Основоположник исторического краеведения в Сибири не только обобщал и излагал доступный ему документальный материал, но и был непосредственным свидетелем и участником встречи архиепископа Георгия (Ящуржинского) в Березове в 1846 и 1848 гг.

Поэтому он имел возможность поделиться личными впечатлениями о поездке преосвященного в г. Тобольск…» [2]. Очерки А.И. Сулоцкого об Антонии (Знаменском), Евгении (Казанцове), Георгии (Ящуржинском), насыщенные массой сведений из документов семинарского и консисторского архивов, имеют не только историографическое значение. Например, А.И. Сулоцким были записаны воспоминания людей, сопровождавших епархиальных архиереев во время поездок на Тобольский Север, в частности, архиепископа Антония, приводятся данные из несохранившихся до настоящего времени архивных источников [1; 4]. А.И. Сулоцкий и Н.А. Абрамов помимо сбора биографических сведений о Тобольских и Сибирских епископах, архиепископах и митрополитах занимались историей храмов и монастырей.

Сибирские города авторам виделись как активные духовные центры. А.И. Сулоцкий утверждал, что храмы в Сибири часто возникали на местах контактов с аборигенным населением, когда на самых людных, чаще всего торговых и меновых, точках в качестве своеобразной меты ставился крест. Со временем его место занимала часовня, затем храм или собор, а в некоторых случаях и монастырский комплекс [11]. В работах сибирских историков дано описание тобольского Софийско-Успенского собора, тобольского Знаменского и Абалакского монастырей и многих других церковных сооружений. Стоит отметить просветительский вклад Н.А. Абрамова в географическое и этнографическое изучение Березовского края, топонимики Тобольской губернии [5]. Таким образом, исследуя деятельность Н.А. Абрамова и А.И. Сулоцкого можно сделать вывод, что они сыграли огромную роль в становлении исторического краеведения в Сибири. Изданные ими труды до сих пор не утратили своего научного значения.

Литература

1. Абрамов Н.А. Амвросий II Рождественский, архиепископ Тобольский и Сибирский. 1822–1825 // Странник. 1869. Т. IV. С. 5–14.

2. Абрамов Н.А. Георгий Ящуржинский, архиепископ Тобольский и Сибирский (1845–1852 гг.) // Странник. 1868. Т. III. № 8. Отд. I. C. 63–93.

3. Абрамов Н.А. Город Тюмень: Из истории Тобольской епархии. Тюмень: СофтДизайн, 1998, 576 с.

4. Абрамов Н.А. Евлампий, архиепископ Тобольский и Сибирский // Странник. 1869. Т. I. Отд. 1. С. 103– 115.

5. Бычков С.П. Церковно-историческая наука Западной Сибири в лицах. «Высокочестный деятель на Ниве просвещения» и науки Николай Алексеевич Абрамов // Вестник Омского государственного университета. 2017. №3. С. 329-336.

6. Вибе П.П. Сулоцкий Александр Иванович (1812–1884) // Вибе П.П., Михеев А.П., Пугачева Н.М. Омский историко-краеведческий словарь. М.: Отечество, 1994. С. 258–259.

7. Митрофанов В.В. Очерки по истории Тобольска, Березова и Сургута в XX веке: монография. Екатеринбург: Форт-Диалог-Исеть, 2006. 238 с.

8. Сулоцкий А. Жизнеописание Афанасия, архиепископа Тобольского и Сибирского // Странник. 1867. С. 5–57. 9. Сулоцкий А. Миссионерства Березовского края – Обдорское, Кондинское и в особенности Сургутское // Странник. 1869. Т. 3. № 8. Отд. V. С. 102–115.

10.Сулоцкий А.И. Сочинения, в трёх томах. Т. 2. О сибирском духовенстве. Тюмень: Издательство Ю. Мандрики, 2000. 501 с. 11.Чупин В.А. Предисловие // Сулоцкий А.И. Сочинения, в трех томах. Т. 1. О церковных древностях Сибири. Тюмень: Издательство Ю. Мандрики, 2000. С. 16–18.

Л.В. Гузик


Комментировать


один + 1 =

Яндекс.Метрика

Знания, мысли, новости - radnews.ru