Сильные и слабые стороны финансового регулирования в Азии

Сильные и слабые стороны финансового регулирования в Азии

Сильные и слабые стороны финансового регулирования в Азии

При оценке потенциального влияния глобальных изменений в посткризисном регулировании на азиатские финансовые институты, необходимо рассмотреть сильные и слабые стороны азиатских финансовых систем. Азиатские финансовые системы оказались менее уязвимыми к кризисам банковского сектора США и еврозоны и их долгосрочным последствиям. Положительно сказалось сочетание факторов – здоровые балансы банковских институтов в государственном и частном секторе, разумное управление рисками и в целом незначительная роль токсичных активов. Большие валютные резервы явились в целом ряде случаев подушкой от волатильных потоков капитала, хотя их накопление, вероятно, способствовало образованию международных дисбалансов по текущим статьям.

Нормативно-правовые базы стран Азии были более «консервативными», с менее полным регулятивным захватом и меньшим упором на преимущества свободных финансовых рынков. Кроме того, азиатские регуляторы обладают большим арсеналом инструментов макропруденциальной политики (регулирование отношения объема кредита к рыночной стоимости залога (Гонконг, Сингапур), резервных требований (Китай, Южная Корея), валютного контроля (Малайзия), стресс-тестов (Австралия) и т.д.).



style="display:inline-block;width:240px;height:400px"
data-ad-client="ca-pub-4472270966127159"
data-ad-slot="1061076221">

С другой стороны, азиатские экономики переживают отличающиеся от передовых финансовых рынков стрессы, потому что многие из банковско-кредитных систем все еще относительно менее развиты и больше зависят от розничных продуктов, а не оптового финансирования, на что, в частности, направлены рекомендации Базель III. Системные риски в Азии могут также возникнуть в результате взаимосвязанности с «теневыми» банковскими институтами, волатильности потоков капитала и цен на активы, воздействия реального сектора экономики (например, структурной перестройки и технологий) на банковские портфели и модели финансирования.

Для азиатских финансовых систем по-прежнему характерно доминирование банков с относительно небольшими рынками облигаций и производных финансовых инструментов, а также операций с секъюритизацицией, что делает их более уязвимыми к банковскому кризису. Низкая степень развития региональных рынков портфельных инвестиций продолжает выступать основой зависимости азиатских заемщиков от рынков развитых стран, прежде всего Лондона и Нью-Йорка. Ограниченный потенциал регулирования затрудняет решение проблемных задач, таких как процикличность, воздействие на финансовый рынок транснациональных компаний, растущее влияние теневой банковской финансовой деятельности, повышение финансовой сложности банковских операций.

Недостатки в стандартах управленческого и бухгалтерского учета также сужают возможности регуляторов контролировать и регулировать финансовые рынки. Страны Азии, как правило, уязвимы для больших потоков капитала, перемещаемых между странами, а также подвержены влиянию разнонаправленного движения процентных ставок и курсов валюты, хотя последнее стало проявляться значительно реже после азиатского финансового кризиса. На деятельность кредитно-финансовых институтов в Азии серьезное влияние оказали последствия глобального финансового кризиса 2008–2009 гг., вызвавшие необходимость проведения глубоких реформ в сфере регулирования в первую очередь в развитых странах. Развивающиеся страны Азии также были вынуждены осуществлять реформирование своей финансовой системы в рамках трансформации мировых финансовых рынков. В результате посткризисных изменений в нормативно- правовой базе меняются бизнес-модели кредитно-финансовых институтов, которые распространяются непосредственно на азиатские банки и компании по операциям с ценными бумагами, а также на филиалы и дочерние компании глобальных игроков, оперирующих в регионе.

В настоящее время одно из основных направлений реформы регулирования в Азии направлено на обеспечение соответствия нормативам Базеля III по основным его категориям, но в последующие годы национальным регуляторам и объектам регулирования предстоит перестраивать свою деятельность и в связи с дальнейшим развитием нового финансового законодательства в США и Западной Европе. Азиатские страны представлены 6 странами в G20 (Австралия, Индия, Индонезия, Китай, Республика Корея, Япония) и 8 странами в Базельском комитете по банковскому надзору (Австралия, Гонконг, Индия, Индонезия, Китай, Республика Корея, Сингапур и Япония). Многие из этих азиатских стран уже приступили к реализации положений Базеля III с начала 2013 г.

В некоторых случаях (в частности, Китай, Индия и Сингапур) имеется некоторое отставание по ряду пунктов от графика имплементации Базель III, однако регулятивные органы этих стран значительно раньше выдвинули высокие минимальные требования к достаточности капитала. В то же время, хотя существует общее для всех стран соглашение о банковских стандартах, есть, однако, определенные различия в их применении для Азии по сравнению с США и западноевропейскими странами. Это вызвано приоритетами некоторых элементов нормативных изменений в Азии, в частности в области стандартов ликвидности и централизованного клиринга внебиржевых (ОТС) производных финансовых инструментов.

Финансовый надзор и регулирование на национальном уровне являются основой для обеспечения финансовой стабильности в странах Азии и укрепления внутренних рынков капитала. После глобального финансового кризиса многие правительства этих стран внесли изменения в существующую совокупность норм исходя из международной пруденциальной практики для решения сложных вопросов, вызванных растущими и все более взаимозависимыми связями финансовых секторов. Но вместе с тем, национальные регуляторы продолжали использовать режимы финансового регулирования, основанные на национальных характеристиках и потребностях своих финансовых рынков.

Новые подходы к глобальному финансовому регулированию / Под ред. Л.С.Худяковой.


Комментировать


+ 3 = семь

Яндекс.Метрика

Знания, мысли, новости - radnews.ru