Система налогообложения Финляндии как основной источник социальной поддержки населения

Данная статья посвящена выявлению инструментов налоговой политики Финляндии, представлены их характеристика, а также анализируется институциональная основа налоговой политики государств. This article is devoted to the determination of tools of tax policy in Finland, there’s also presented their characteristics and analysis of the institutional background of tax policy in the government.

Достойный уровень социальной политики Финляндии обеспечивается довольно высокой налоговой нагрузкой на экономику страны. Величина налога, взимаемого с населения, находящегося на её территории, в соответствии с Statistics Finland, составляет в среднем 42,2% на 2019 год, что на 0,2% ниже значений прошлого года.[1] Подоходный налог в Финляндии является прогрессивным, т.е. зависит от величины заработной платы человека. В полной мере налоги платят резиденты страны, прожившие на её территории более 6 месяцев. Те, кто прожил менее полугода, облагаются только налогом на заработанную прибыль.[2]

На увеличение значения подоходного налога конкретного лица может влиять дополнительный заработок в виде бизнеса помимо работы, сдача в аренду своего жилья и т.д. На снижение данного значения влияет количество членов семьи, внебрачные дети и выплата алиментов, ипотечные выплаты и их процентная ставка. Также важным является место проживания человека, потому как в зависимости от муниципалитета ставки налога варьируются (чем богаче город, тем выше налог и наоборот). Таким образом, величина подоходного налога может составлять 8-42%.[3]

Некоторые налоги разрабатываются при участии Социальной службы Kela. Разработкой налоговой системы занимается Налоговая Служба Финляндии – Verohallinto (издание законов осуществляется в соответствии с Модельной конвенцией ОЭСР).[4] На сайте данной организации существует налоговый калькулятор, благодаря которому возможно рассчитать свою уникальную процентную ставку. Данная процедура необходима для получения налоговой карты, по которой работодатель вычитает из зарплаты подчинённого суммы налоговых выплат и перечисляет их в ответственные за сбор налогов инстанции муниципалитета.

Данную налоговую карту население заказывает ежегодно, самостоятельно рассчитывая суммы, которые оно должно выплатить государству за год. По истечению срока выплат, Налоговая Служба проводит подсчёт всех выплат, и при переплате (если человек, заказывая карту, поставил себе процентную ставку выше, чем она оказалась) излишек возвращается налогоплательщику. Такое явление считается нормой у финнов, а некоторые специально завышают налоговую ставку, чтобы в конце года получить «подарок» от государства (обычно подсчёт и перепись населения производится в конце года). Данная процедура документируется с помощью расчётных карт, которые рассылаются жителям страны.[5] Вместе с подоходным налогом население страны платят пенсионный налог – 6,5% и страховку по безработице 1.5%.[2] Налог на поддержание центрального телевизионного канала и радиовещания составляет приблизительно 2,5%.[6] По желанию финны выплачивают налог на церковь приходу (лютеранскому или православному), к которому себя относят. Налог составляет 1,3%/мес. и даёт право бесплатно пользоваться услугами церкви (венчание, крещение, отпевание). Также церковь взаимодействует с детьми прихожан посредством лагерей и различных кружков – тот, кто не платит налог, не может пользоваться данными услугами. [2] Также одним из основных налогов является НДС (еда – 14%, транспорт, медикаменты – 10%, нулевая ставка – консультация у врача).

Налог на подарки, наследство, лотерею тоже являются частью налоговой системы страны. Мусор также облагается налогом – 70 € на тонну всего, что не идёт на переработку. Отсюда вытекает факт, что делить мусор на пластик, стекло, бумагу и органику выгодно. Налог на электричество – 2,25 ¢/ч. Налог на авто 130-1300 € в зависимости от марки машины, и количества CO2, выбрасываемого в воздух. Налог на бензин – 70 ¢/л., газировку – 12-27 ¢/л, питьевую упаковку – 51 ¢/л, алкоголь – 1,67 – 12 €/л, на сигареты – 235 €/тыс. шт., на дождевую воду (водосток с крыши уводит воду в канализацию) – 25 €/год. В 2018 году также действовал налог на содержание собаки в доме – 50 €/год, однако он был отменён в 2019 году.[6][7] На данный момент на территории страны существует приблизительно 100 различных налогов.[6] Таким образом, мы видим, что налогообложение в Финляндии достаточно разнообразно. Прогрессивные налоги способствует облегчению жизненных условий менее обеспеченных слоёв населения и сдерживанию богатеющего населения.

В целом значение 42,2% является средним по стране, а отметка в 50% обычно не достигается налогоплательщиками.[3] Налогообложение населения определяет размер бюджета страны, свободу, качество и объём обеспечения нововведений и поддержки нуждающегося населения; поддержание и разработку мест культуры и отдыха, а также местных достопримечательностей. Система финского налогообложения характеризуется концентрацией средств в муниципалитетах. Это объясняет наличие состоятельных и менее состоятельных городов, различие процентных ставок налогов в конкретно взятом городе, а также возможность налогоплательщиков воочию наблюдать, на что тратятся налогосборы. Налоги выступают основным источником социальной поддержки населения, поскольку из налогов формируются такие формы поддержки как пособия: по безработице, инвалидности, беременности, рождению ребёнка, жилищные и пр. Многие аспекты социальной политики обеспечиваются средствами из государственного бюджета. За последние тридцать лет число самоубийств по стране сократилось и стало равняться среднему по значению в Европе, что говорит о повышении качества диагностики депрессивных расстройств и повышению медицинского обслуживания в целом.[8] Некоторые налоги вызывают недовольство граждан как, например, временный дорожный налог, налог на содержание собаки в доме, налог на дождевую воду.

Результатом недовольства является отмена налога на собак, а налог на дождевую воду принят на данный момент лишь в трёх муниципалитетах. Таким образом, мы видим, что система налогообложения является достаточно эффективной по своей структуре и действию.

Литература: 1. Statistics Finland – Government Finance – Taxes and Tax-like payments [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://stat.fi/til/vermak/index_en.html (Дата обр.: 08.11.2019); 2. European Union: Income taxes abroad – Finland [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://europa.eu/youreurope/citizens/work/taxes/income-taxesabroad/finland/index_en.htm (Дата обр.: 08.11.2019); 3. Пелля Ю. Налоги в Финляндии. Как платят налоги в Финляндии [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=25b1lhcR0E4 (Дата обр.: 08.11.2019); 4. Statistics Finland – About Statistics – Taxes and Taxes-like payments [Электронный ресурс] – https://stat.fi/meta/til/vermak_en.html (Дата обр.: 08.11.2019); 5. The tax system in Finland, Tax in Finland [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.expat.com/en/guide/europe/finland/16113-thetax-system-in-finland.html (Дата обр.: 08.11.2019); 6. Statistics Finland: Types of taxes [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://stat.fi/til/vermak/vermak_2019-03-15_001_en.pdf (Дата обр.: 08.11.2019); 7. Пелля Ю. Налоги в Финляндии [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=jlXXwlGTU-s (Дата обр.: 08.11.2019); 8. Всё ещё верите, что Финляндия – страна самоубийц? Цифры говорят обратное [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://yle.fi/uutiset/osasto/novosti/vse_yeshche_verite_chto_finlyandiya__str ana_samoubiits_tsifry_utverzhdayut_obratnoe/10323538 (Дата обр.: 09.11.2019).

М.Р. Фаренгорст, Е.В. Никитенко


Комментировать


два + 7 =

Яндекс.Метрика

Знания, мысли, новости - radnews.ru