Слухи в интернет пространстве как угроза психологической безопасности

Введение. Новым направлением третьего тысячелетия стала проблема психологической безопасности информационной среды, в том числе исследования способов защиты от последствий информационной войны (Г.В. Грачев, И.Н. Семенов, Р.Г. Яновский и др.). Одним из приемов информационной войны является распространение слухов. Все больше специалистов понимают, что слухи – потенциальная угроза психологической безопасности населения [2]. Для жителей Донецкой Народной Республики слухи действительно становятся опасными, ведь в период военных действий они способны подорвать уверенность людей в своих силах, вызвать резкий рост тревоги, напряженности, паники, чувство беспомощности и безнадежности.

Так, например, в первую неделю сентября 2019 г. жители прифронтовой Саханки (ДНР) вдруг неожиданно стали отказываться от общения с донецкими журналистами, даже не ругаются на обстрелы ВСУ, просто отворачиваются и уходят. Причина выяснилась быстро: по селу «прокатились» слухи о том, что Саханку скоро «сольют» на Украину, а тех, кто вступал в контакт со СМИ ДНР – будут вешать… Цель – рассмотреть слухи в качестве потенциальной угрозы психологической безопасности в Интернет-среде.

Основная часть. Слухи являются одним из самых распространенных видов неформальной коммуникации. Для распространения слухов пользуются любыми средствами – «из уст в уста», пресса, мобильная связь и, конечно, Интернет, с появлением которого появилась возможность практически мгновенно распространить новости по всему миру. Слухи в интернет-пространстве курсируют из разговорной сферы в сторону официальных каналов СМИ: «Традиционные средства массовой информации несут ответственность за распространяемые ими сведения. Слухи же, передающиеся через Интернет, анонимны. Но затем газеты, телевидение получают возможность ссылаться на Интернет. То есть происходит самое настоящее отмывание так называемой «черной» информации» [5, с.115]. Различные научные школы и направления рассматривают феномен слухов по-разному: слухи трактуются и как речевой акт и речевой жанр, и как коммуникативный канал, и как вид массовой коммуникации, и как инструмент психологической войны. Слухи как важный способ самоинформирования общества находятся в точке пересечения различных направлений – социологии и социальной психологии, философии, теории и практике коммуникации, политических технологий, рекламе и менеджменте. Слухи активно используются в предвыборных компаниях, в экстремальных ситуациях, для создания соответствующего имиджа власти, а также в консалтинговой работе по урегулированию межличностных отношений, в пропаганде, в спецоперациях силовых структур [3]. Согласно концепции Г. Оллпорта и М. Постмана, слухами являются предположения, связанные с текущими событиями и предназначенные для того, чтобы в них поверили; при этом слухи включают в себя не только отдельные элементы достоверности, но и неопровержимые факты, которые, по объективным причинам невозможно распространять иначе, как в виде слухов [1]. Важное условие возникновения и распространения слухов – доверие или недоверие к официальным источникам информации. Понятно, что не всегда возможно обеспечить население полной исчерпывающей информацией, тем более в условиях военных действий, когда определенные сведения неизбежно являются тайной и не могут быть разглашены. Поэтому во время войн слухи используются как технологии информации и дезинформации.

По мнению А.П. Назаретяна, технология использования слухов позволяет анализировать настроение и мнение населения в отношении к власти, государству, средствам массовой информации (слухи как источник информации), прогнозировать и моделировать будущую ситуацию (слухи как катализатор событий), а при необходимости влиять на формирование общественного мнения через инициативу самих членов социума (слухи как фактор воздействия) [4]. Слухи всегда имеют направленность, определенный замысел и предполагают социальный резонанс (сформировать мнение, спровоцировать поведение, изучить реакцию, вызвать эмоции). Исследования доказывают способность слухов изменять интенсивность и модальность эмоций, искажать реальность, провоцировать панику, тревогу, апатию [3]. Благодаря таким особенностям, как актуальность, неопределенность, доступность и многократность повторения информации, практически мгновенное распространение в Интернет-среде, слухи используются в качестве эффективной техники воздействия на коллективное сознание, формируя новые социальные установки, меняя общественное мнение, побуждая к определенным действиям [6], поэтому важно знать механизм возникновения, функционирования и распространения слухов для предотвращения их вредоносного воздействия.

Слух не возникает «на пустом месте», а является ответом на определенный «запрос», потребность общества. Если общество не получает ответа на интересующий его вопрос, если скрывается определенная информация, нет ясности и открытости – появление соответствующего слуха становится почти неизбежным [7]. Напротив, если запрос общества удовлетворяется, если есть открытая информация – слухи «улетучиваются», при этом не имеет значения, опровергнут слух как ложный (например, неоднократно запускаемый слух с указанием «точной» даты крупномасштабного наступления ВСУ на ДНР по всем направлениям) или подтвержден и перешел в разряд фактов (о повышении в ДНР коммунальных платежей).

Заключение. Исходя из вышесказанного, можно заключить, что для решения проблемы негативного воздействия слухов требуется разработка и реализация комплексных социально-психологических программ по работе со слухами, при этом речь идет не просто об их нейтрализации, но и об управлении ими и даже использовании в своих интересах. Важно определить основные теоретико-методологические подходы к пониманию слухов и возможности управления данным видом неформальных коммуникаций для обеспечения психологической безопасности в интернет-пространстве.

Список литературы 1. Горбатов Д.С. Психология слухов: теоретические аспекты / Д.С. Горбатов. – Воронеж: Науч. кн., 2010. – 151 с. 2. Ефимова Н.С. Основы психологической безопасности. / Н.С. Ефимова. – М.: ИД. «Форум»: ИНФРА-М, 2010. – 192 с. 3. Караяни А.Г. Слухи как средство информационно-психологического противодействия / А.Г. Караяни // Психологический журнал. – 2003. – Т. 24. – № 6. – С. 47-54. 4. Назаретян А.П. Агрессивная толпа, массовая паника, слухи: Лекции по социальной и политической психологии. / А.П. Назаретян – СПб.: Питер, 2003. – 192 с. 5. Петросян А.Э. В паутине ФАМЫ (природа слухов, их распространение и социальный резонанс) / А.Э. Петросян // Вестн. Ом. ун-та. – 2008. – № 3. – С. 114- 126. 6. Шерковин Ю.А. Слухи как социальное явление и как орудие психологической войны / Ю.А. Шерковин, А.П. Назаретян // Психологический журнал. – 1984. – Т. 5. – № 5. – С. 41-51. 7. Щенникова О.Н. Психологические аспекты процесса передачи слухов / О.Н. Щенникова, А.В. Бутина // Известия Алтайского государственного университета. – Барнаул – 2008. – № 2. – С. 26-28.

Вилюжанина Т.А.


Комментировать


+ шесть = 11

Яндекс.Метрика

Знания, мысли, новости - radnews.ru