Смена моделей образования как ответ на вызовы | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Смена моделей образования как ответ на вызовы

1

Никогда еще тема образования не была столь чувствительной, не затрагивала практически все слои общества. Особенностью современной эпохи является динамичность, скорость, с какой происходят изменения не только в отдельном обществе, культуре, — это планетарные процессы, а потому общечеловеческие и индивидуальные. Стремительность процессов необходимым прессом диктует смену образовательных моделей. Но так было не всегда. Если обратиться к истории, то образование во все времена было консервативной сферой.

До конца XX в. процесс обучения, по форме, мало чем отличался от того, что был в античности и позднее вплоть до наших дней. Пришедшие сравнительно недавно, на рубеже XX–XXI вв., в образовательный процесс информационные технологии если и привносили изменения, то не слишком радикальные, а вот пандемия — еще одна глобальная стихия-проблема — необратимо развернула образование на дистанционное, полностью выстроенное на информационных технологиях. Образование как социокультурный феномен всегда выступало как часть культуры, отражало своеобразие народов, этносов, национальных культур. Так было до XXI в.

Глобализация, усиленная информационными и технологическими процессами, стирает социокультурную специфику, обесценивает все национальные проекты, одним из которых был национально и государственно ориентированный университет. Сегодня университет не может символизировать идеи национальной культуры. Если университеты не будут учитывать складывающийся на данный момент экономический порядок, они будут вытеснены более гибкими образовательными структурами. Г. ван Гинкель, бывший ректор университета ООН, видит университет XXI в. следующим образом.

Цель университетов — готовность к будущему, постоянно меняющемуся, полному вызовов и возможностей. Национальные структуры для функционирования университетов будут становиться все менее значимыми, задачи университетов будут сконцентрированы в большей степени на направлении и объединении потоков знаний (как, например, основные платформы массовых онлайн-курсов — Сoursera, EdX, Khan Academy); свои собственные (фундаментальные) научные исследования университеты будут развивать в меньшей мере; обучение будет направлено на многосторонний род деятельности и на разнообразие финансовых источников; университетам следует обеспечить условия для большей независимости и предприимчивости; университеты должны отходить от традиционного обучения в аудиториях, создавая обучающую среду, которая предоставляет возможности для самостоятельной работы. Кризис сферы образования считается самым опасным; опасность его видится в том, что он является причиной всех других. Это действительно так в случае, если образование не успевает за динамикой происходящих перемен.

Водяникова Ирина Федоровна


Комментировать


три + = 4

Яндекс.Метрика