Воздействие средств массовой информации на избирателей, на формирование их электоральных предпочтений, а также на то или иное их отношение к институту выборов как таковому трудно переоценить. Организации, осуществляющие выпуск СМИ, журналисты, участвующие в освещении выборов, выполняют очень важную социальную миссию – они способствуют обеспечению реализации права граждан на получение максимально полной, объективной, всесторонней информации об избирательных кампаниях, участвующих в них кандидатах и политических партиях, их программах. СМИ также анализируют, прогнозируют и, что немаловажно, выполняют функции общественного контроля, следя за ходом этих важных политических событий.
Российское законодательство о выборах не налагает чрезмерных обременений на организации СМИ. Правовые требования к организациям СМИ обусловлены необходимостью обеспечения публичных интересов при проведении выборов в Российской Федерации как высшего непосредственного выражения власти народа и приоритетом всестороннего обеспечения избирательных прав граждан. Нормы действующего избирательного законодательства и Федерального закона «О средствах массовой информации» в их взаимосвязи позволяют в достаточной степени гарантировать права и законные интересы организаций СМИ, участвующих в информационном обеспечении выборов1 . Важно отметить, что правовое регулирование информационного обеспечения выборов в целом и участия организаций СМИ в таком информационном обеспечении в основе своей остается неизменным с федеральных избирательных кампаний 2003–2004 годов. Правила должного поведения на проводимых сегодня выборах являются привычными для журналистского сообщества и в достаточной степени отработанными на практике в ходе многочисленных избирательных кампаний. Вместе с тем, в последние годы в законодательстве о политических партиях и о выборах появилось значительное число новаций.
В частности, новое российское избирательное законодательство значительно укрепило позиции СМИ в избирательном процессе. Так, внесен ряд изменений в Федеральные законы от 12.06.2002 N67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и от 22.02.2014 N 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». 9 марта 2016 года глава государства Владимир Путин подписал Федеральный закон № 66-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах и иные законодательные акты Российской Федерации”, в котором уточняются положения, касающиеся гласности в деятельности избирательных комиссий, комиссий референдума, участия представителей средств массовой информации в предвыборной агитации и информировании избирателей. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации делает все возможное, чтобы облегчить работу прессе на избирательных участках на выборах. Так, в минувшем году была значительно упрощена процедура аккредитации журналистов, поскольку для представителей средств массовой информации, желающих присутствовать в помещениях для голосования в день выборов, эта тема крайне актуальна2 . Итоги прошедших в 2016 году выборов в Государственную Думу свидетельствуют о большом интересе СМИ и их представителей, аккредитованных в избирательных комиссиях субъектов Российской Федерации, к информационному сопровождению выборной кампании. Всего было аккредитовано СМИ – 2738, их представителей – 13166 чел.
Из них: ТВ – 764, их представителей – 6366 чел.; Радио – 90, их представителей – 278 чел.; печатных СМИ – 1543, их представителей – 5141 чел.; информационных агентств – 191, их представителей – 823 чел.; интернет СМИ – 142, их представителей – 5821 . На выборах «2017» процедура аккредитации остается без изменений: заявка на аккредитацию подается в ЦИК РФ за 60 дней до дня голосования и оканчивается за 10 дней до дня голосования. В Избирком субъекта РФ заявка подается за 60 дней до дня голосования и оканчивается за 3 дня до голосования. Российские СМИ с аккредитационным удостоверением ЦИК РФ смогут в течение года работать на выборах всех уровней, а зарубежным достаточно аккредитации МИД РФ. Журналисты, имеющие аккредитацию МИДа, считаются уже аккредитованными. Иностранная пресса с мидовскими документами сможет работать как на федеральных, так и на региональных выборах2 . Руководство ЦИК РФ обращают внимание региональной прессы и избиркомов, что в ближайший единый день голосования — 10 сентября — пройдет множество не связанных друг с другом кампаний, которые стартуют в разное время.
Чтобы редакции успели оформить удостоверения, местным избиркомам дано указание информировать всех заинтересованных о начале приема документов на аккредитацию. Глава ЦИК РФ Элла Панфилова на встрече с представителями СМИ отметила, что не все устраивает в нынешнем порядке аккредитации прессы. «Воля законодателя менять эти нормы, а пока они действуют, мы совместно с журналистским и экспертным сообществом сделали все максимально возможное, чтобы обеспечить нормальную работу СМИ – максимально либерализовали и нивелировали шероховатости, которые вызывали у них критику», — подчеркнула руководитель ведомства. Среди новых акцентов на выборах «2017», касающихся деятельности СМИ, необходимо отметить предоставленную журналистам возможность присутствовать при досрочном голосовании. В соответствии с новым правилом, введенным ЦИК РФ, комиссии субъектов РФ должны указать в разделе, посвященном аккредитации СМИ, что в регионе в таких-то числах пройдет досрочное голосование. В этой связи, например, представитель СМИ при желании может беспрепятственно вылететь с участковым избиркомом в тайгу на вертолете. Отдельных решений по вопросу аккредитации потребуют выборы президента РФ в 2018 году.
Сегодня в Государственной Думе рассматриваются поправки в избирательное законодательство. ЦИК РФ намерен вернуться к вопросу об аккредитации после принятия этих поправок. Поскольку аккредитационные удостоверения носят срочный характер — этот срок определяется годом – надо будет определиться как будут применяться аккредитационные удостоверения на выборах президента в рамках этого года. На этом совершенствование процедуры аккредитации СМИ на выборах не закончится. Члены ЦИК РФ подготовили свои предложения для рабочей группы в администрации президента, которая в ближайшем будущем вместе с Центральной избирательной комиссией России займется выработкой стратегии российского избирательного законодательства. Выборное законодательство прямо предписывает ЦИК РФ в установленные сроки осуществлять информирование граждан о предстоящих выборах. В ближайшее время Центризбирком планирует вынести на всеобщее обсуждение концепцию информационного обеспечения выборов президента РФ. Проект концепции в настоящее время находится в стадии проработки. Важно, чтобы граждане четко знали, где им проголосовать и каким образом они могут это сделать.
В случае принятия новаций, которые сейчас внесены в виде законопроекта и рассматриваются законодателем, работа Центризбиркома будет заключаться в разъяснении новых норм, широком доведении до граждан информации о возможностях, которые появляются у них дополнительно. Создание информационных роликов для телевидения, аудио-роликов для радио, информации в печатных изданиях, распространение информации в сети Интернет будет способствовать объективному информированию населения о выборах. Отмечу одну из самых дискуссионных тем сегодня — как в ходе президентской кампании 2018 года будут использоваться Интернет и телевидение. По мнению многих представителей экспертного сообщества, интернет-агитация будет востребована, ничуть не меньше классической агитации на ТВ. Интересны данные ВЦИОМ: количество россиян, считающих телевидение главным источником новостей, большинство (57%). Но их становится меньше: с 2015 по 2016 год количество сократилось на 5%. С другой стороны, за два года на 5% выросло число людей, которые ищут в Сети новости — это 27% опрошенных. Социологи прогнозируют увеличение интернет-аудитории, поскольку уже сегодня Сеть стала главным источником новостей для 62% молодых людей (от 18 до 24 лет) и для 47% тех, кто находится в возрастной группе от 25 до 34 лет1 .
Предпочтение сайтам и блогам отдают 25% опрошенных, говорится в сообщении ВЦИОМ. Данные опроса свидетельствуют, что главный вопрос заключается не в том, какой из этих инструментов эффективнее (Интернет или ТВ), а в том, каким будет содержание кампании: «Повестка дня — гораздо важнее, чем каналы доставки информации». Прямой диалог президента с обществом, как показывает практика, гораздо эффективнее любых опосредованных способов трансляции президентской повестки. Большое значение будут иметь поездки президента по регионам (в том числе в связи с начинающимися региональными кампаниями, но и с проекцией на федеральные выборы), «прямые линии», выступления на публичных площадках, адресная коммуникация с различными социальными группами (включая молодежь и бизнес-сообщество). Разумеется, в кампании необходимо использовать и существующую систему информационных ресурсов. Важна тщательная организация продвижения ключевых публичных инициатив — программных заявлений и концептуальных документов (статей, интервью), формирующих содержательный стержень кампании. Важно также продумать организацию кампании по выбору президента страны в социальных сетях.
Прежде всего это организация системы ресурсов и блогов, часть которых будет носить официальный характер, часть — дискуссионный, часть — просто использоваться для распространения информации. Мобилизация сторонников в сетях имеет растущее значение и для повышения явки на выборах. По данным опроса ВЦИОМ, в котором приняли участие 1600 респондентов, более 70% россиян планируют проголосовать на президентских выборах2 . В процессе проведения предстоящих выборных кампаний «2017» и «2018» через СМИ очень важно пресечь опасную тенденцию развития негативных явлений, с которыми следует бороться как законодателю, так и всему обществу в целом, создавая атмосферу неприятия нарушителей закона и тех, ради кого эти нарушители работают. Для этого необходимо, как минимум, создать в обществе атмосферу общественного осуждения как непосредственных исполнителей правонарушающих избирательных технологий, так и их заказчиков.
Необходимо включить в законодательство о выборах и СМИ правовые нормы, призванные пресечь или сделать невыгодным применение участниками избирательного процесса таких технологий; мобилизовать на полное, а не частичное, как иногда бывает, выполнение своих функциональных обязанностей избирательные комиссии, правоохранительные, контрольно-надзорные и иные, имеющие полномочия в соответствии с законами о выборах, государственные органы, в том числе те, которые осуществляют государственную политику в области распространения информации через СМИ; организовать широкомасштабную работу по разъяснению требований законодательства о выборах и повышению правовой культуры избирателей и всех остальных участников избирательного процесса, включая СМИ. Совершенствуя законодательство, необходимо сосредоточить усилия на обеспечении прозрачности и полноты финансирования предвыборной агитации из избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений и блоков; обеспечении достоверности информации о кандидатах, избирательных объединениях и блоках, получаемой гражданами из средств массовой информации; увеличении доли информации о кандидатах, публикуемой избирательными комиссиями; обеспечении реализации прав кандидатов на ответ в средствах массовой информации на публикации, способные нанести ущерб их чести, достоинству и деловой репутации; исключении из практики избирательных кампаний негативных избирательных технологий, в том числе публикации недостоверных опросов общественного мнения, издания в обход закона газет-однодневок.
Практика выборов и референдумов показывает, что участники избирательного процесса и журналисты, особенно региональных и муниципальных СМИ, нуждаются в повышении своего профессионального мастерства. Журналистский корпус, особенно та его часть, которая специализируется на выборах и референдумах, должен хорошо знать соответствующее законодательство и практику его применения, неустанно овладевать методами воздействия на участников выборов и референдума, различные категории избирателей. В этой связи, с целью эффективного взаимодействия во время избирательного цикла, положительной и эффективной является практика организации и проведения ЦИК России, региональными избирательными комиссиями встреч, дискуссий, «круглых столов» с представителями профессионального сообщества.
Список использованной литературы 1. Конституция Российской Федерации. Официальное издание. – М., 1993 г. 2. Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» №2124-1 от 27.12.1991г., № 2124-1. 3. Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации». 4. Указ Президента Российской Федерации «О дополнительных гарантиях права граждан на информацию» от 31.12.1993 г., № 2334. 5. Федеральный закон от 9.03.2016 г. № 66-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах и иные законодательные акты Российской Федерации». 6. Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» от 20.02.1995 г., № 24-ФЗ. 7. Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 г., №149-ФЗ. 8. Актуальные проблемы доступа обеспечения доступа к информации. — М., Институт проблем информационного права, 2004. 9. Памятка представителю СМИ. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации. Российский центр обучения избирательным технологиям при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва 18 сентября 2016 год. 10. Средства массовой информации и выборы: вопросы и ответы / М.В. Гришина, Е.С. Данилова, В.И. Луценко, Ю.Н. Пугачева, М.В. Цветкова, П.П. Шеншин. – М.: РЦОИТ, 2016. – 80 с. 11. Бакушев В.В. Политические реалии в преддверии выборов – 2016 // М., Журнал «Государственная служба» № 4/16.
Бухтиярова Ирина Васильевна